г.Калуга |
|
30 июля 2020 г. |
Дело N А83-10087/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
cудей |
Лукашенковой Т.В.,Стрегелевой Г.А. |
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Эникра" (ОГРН 1159102108494, ИНН 9102190491, Тульская область, ул. Крылова, д.125, г.Симферополь, 295001) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, ИНН 9102012065, пр.Кирова, д.13, г.Симферополь, 295005) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эникра" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А83-10087/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эникра" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру в Республике Крым (далее - комитет) от 01.04.2019 N 1623870/2650 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество: нежилое здание, расположенное по адресу: Республика Крым, с. Кирпичное, микрорайон "Петровские высоты". В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общество просит обязать комитет повторно рассмотреть заявление и документы, представленные согласно описи от 14.08.2018 N 90/016/210/2018-9487 и дополнительно представленные заявителем документы согласно описей от 12.11.2018, 12.02.2019.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.10.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением и постановлением, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили. От общества заблаговременно поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобе в его отсутствие. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка лиц в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.08.2018 общество обратилось в комитет с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое здание литера А с кадастровым номером 90:12:000000:9748, площадью 18,5 кв. м, по адресу: Республика Крым, с. Кирпичное, микрорайон "Петровские высоты".
Проверив представленные документы, комитет приостановил государственную регистрацию на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), о чем уведомлением от 24.08.2018 уведомил заявителя. В уведомлении указано, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав (подтверждающие сведения о регистрации ранее возникшего права на заявленный объект); содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
01.04.2019 уведомлением N 1623870/2650 заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Полагая, что отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, верно применив совокупность положений статей 198 - 201 АПК РФ, суды учитывали следующее.
Правоотношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с изменениями и дополнениями от 11.08.2017, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктами 2, 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В силу пункта 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права включает в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно части 1 статьи 71 Закона N 218-ФЗ, в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013.
Как следует из положений статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Верно применяя совокупность приведенных норм, суды, вслед за регистрирующим органом, проанализировав представленные на государственную регистрацию документы - договор купли-продажи от 28.02.1991 и акт приема-передачи основных средств; технический паспорт на нежилое здание от 13.12.2017 установили, что представленные заявителем регистрирующему органу и суду документы не содержат сведений о заявленном к регистрации объекте, позволяющих его идентифицировать.
Согласно ответу ГУП РК "Крым БТИ" на межведомственный запрос комитета и суда, инвентарное дело на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Крым, п. Кирпичное, микрорайон "Петровские высоты" не сформировано, право собственности не зарегистрировано.
На основании оценки по правилам статьи 71 АПК РФ материалов дела, суды констатировали, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие сведения о регистрации ранее возникшего у него права на заявленный объект недвижимости.
В силу положений статьи 286 АПК РФ оснований для переоценки данных выводов у суда округа не имеется.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого решения комитета, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А83-10087/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно части 1 статьи 71 Закона N 218-ФЗ, в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013.
Как следует из положений статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 июля 2020 г. N Ф10-1893/20 по делу N А83-10087/2019