город Калуга |
|
3 августа 2020 г. |
Дело N А83-7740/2019 |
Резолютивнаяч часть постановления объявлена 27.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.08.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола помощником
судьи Жаркиной М.А.
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Эрайз-96" (295017, г.Симферополь, ул.Ленина, д.16, лит.А, этаж 1, кв. 13, ОГРН 1149102091071, ИНН 9102045367) - Домашевский А.В. (дов. от 19.03.2019 на 3 года, адвокат удост. N 938 от 26.12.2015);
от заинтересованного лица: Администрации города Алушты Республики Крым (298516, г. Алушта, пл.Советская, 1, ОГРН 1149102091610, ИНН 9101003371) - Масыч А.Б. (дов. от 28.12.2019 N 02-13/2476, копия диплома);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А83-7740/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эрайз-96" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Алушты Республики Крым (далее - администрация), изложенного в письме от 06.04.2019 N 667/02-31-110, об отказе во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов летней площадки (веранды) общей площадью 50 кв. м, по адресу: г.Алушта, пгт. Партенит, ул. Набережная, 1А, примыкающей к принадлежащему предприятию объекту недвижимости - кафе "Котлетная"; об обязании администрации внести в схему размещения нестационарных торговых объектов летнюю площадку (веранду) общей площадью 50 кв. м по адресу: пгт. Партенит, ул. Набережная, 1А.
Решением суда от 07.10.2019 оспариваемое решение администрации признано незаконным, на администрацию возложена обязанность по внесению в схему размещения нестационарных торговых объектов летней площадки (веранды) общей площадью 50 кв. м, по адресу: г.Алушта, пгт. Партенит, ул. Набережная, 1А.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требования общества отказать, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела.
Определениями суда кассационной инстанции от 10 и 22 июня 2020 г. рассмотрение дела откладывалось в связи с временным отсутствием судьи - докладчика по делу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность её доводов.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежит здание кафе "Котлетная", общей площадью 140,80 кв.м, кадастровый N 90:15:020101:521, расположенное по адресу: г. Алушта, пгт. Партенит, ул. Набережная, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 04.03.2016 сделана запись регистрации N 90-90/016-90/001/001/2015-1000/1 (т.1 л.д.18).
Право собственности на здание возникло у общества (его правопредшественника) на основании договора N 38-В от 24.11.1998 выкупа имущества у Фонда имущества Автономной Республики Крым в г. Алуште.
4 марта 2019 г. общество обратилось в администрацию с заявлением о внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО) летней площадки (веранды) общей площадью 50 кв. м, примыкающей к зданию кафе "Котлетная", по адресу: Республика Крым, г. Алушта, пгт. Партенит, ул. Набережная, 1а. Период функционирования объекта по реализации товаров собственного производства - с 01.05.2019 по 01.10.2019. Земельный участок с кадастровым номером 90:15:020101:685 предусматривает вид разрешенного использования - общественное питание. К заявлению приложено свидетельство о праве собственности на здание кафе, кадастровый паспорт земельного участка, план, схема (т.1 л.д.18-20).
Письмом от 06.04.2019 N 667/02-31-1108 администрация отказала обществу в удовлетворении его заявления, мотивировав свой отказ тем, что общество не представило копии документов, подтверждающих право собственности либо право пользования обществом земельным участком, на котором предполагается размещение НТО, предоставление которых предусмотрено пунктом 1.5.5 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Алушта, утвержденного Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 13.04.2018 N 593 (далее - Порядок N 593) - т.1 л.д.16.
Полагая, что отказ администрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление физическим или юридическим лицам земельных участков в целях размещения на них НТО, поскольку установлена иная процедура размещения таких объектов на территории муниципального образования; требования пункта 1.5.5 Порядка N 593 в данном случае неприменимы.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами, так как они постановлены при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация полномочная рассматривать заявления о внесении изменений в схему размещения НТО.
Пунктом 1 статьи 39.36. Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (часть 1 статьи 10 Закона N 381).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Постановлением Администрации г. Алушты Республики Крым от 13.04.2018 N 593 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (далее - Порядок N 593).
В соответствии с пунктом 1.5 названного Порядка размещение и функционирование НТО на территории муниципального образования осуществляется на следующих основаниях:
- 1.5.1. На земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, - на основании договоров на размещение НТО, заключаемых по результатам проведения конкурсов (или без их проведения в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Крым, муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым), в соответствии с настоящим Порядком и Положением об организации и проведении открытого конкурса на право заключения договоров на размещение НТО, утвержденным правовым актом администрации г. Алушты Республики Крым.
- 1.5.2. На земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и переданных в аренду, - в соответствии с условиями соответствующих договоров аренды земельных участков, при условии соблюдения требований ЗК РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).
- 1.5.5. В случаях, установленных, в том числе пунктом 1.5.2 настоящего Порядка, включение места размещения НТО в Схему осуществляется на основании решения уполномоченного органа в соответствии с уведомлением о размещении НТО на земельном участке, находящемся в пользовании физического или юридического лица на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (приложение 1 к Порядку).
Пунктом 4.6 Порядка N 593 предусмотрено, что проект изменений в Схему формируется на основании заявления о внесении изменений (дополнений) в схему размещения НТО (приложение 4 к Порядку). Заказчики подают заявления на включение выбранных ими мест размещения в Схему с указанием конкретных целей и периода функционирования НТО исходя из требований к размещению НТО.
Признавая незаконным отказ администрации, суд сослался на то, что общество в заявлении просило внести в схему размещения НТО летнюю площадку (веранду), примыкающую к кафе, на основании пункта 1.5.1 Порядка N 593, а не пункта 1.5.2, а поэтому положения пункта 1.5.5 в данном случае неприменимы.
Однако в заявлении в администрацию от 04.03.2019 общество сослалось на земельный участок с кадастровым номером 90:15:020101:521, указав вид его разрешенного использования - общественное питание, к заявлению приложило кадастровый паспорт земельного участка (т.1 л.д.19).
Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок общей площадью 649 кв.м с кадастровым номером 90:15:020101:521, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г.Алушта, пгт Партенит, ул.Набережная, 1А, поставлен на кадастровый учет 19.10.2012. Сведения об объекте имеют статус ранее учтенные. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.1 л.д.15).
Суду следовало выяснить, какое отношение общество имеет к данному земельному участку, принадлежит ли этот земельный участок обществу и на каком праве, какой объект располагается на данном земельном участке, будет ли располагаться на этом земельном участке НТО, место размещения которого общество просит внести в Схему. Выяснение этих обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора, так как порядок размещения НТО на арендованном земельном участке отличен от порядка размещения НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и не предоставленных в аренду.
Более того, в заявлении общество указало период функционирования объекта (НТО) - с 01.05.2019 по 01.10.2019. Обязав администрацию решением от 07.10.2019 внести летнюю площадку (веранду) в схему размещения НТО, суд вышел за пределы требуемого обществом периода.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости решение от 07.10.2019 и постановление от 29.01.2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью выяснения указанных выше обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения спора.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А83-7740/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суду следовало выяснить, какое отношение общество имеет к данному земельному участку, принадлежит ли этот земельный участок обществу и на каком праве, какой объект располагается на данном земельном участке, будет ли располагаться на этом земельном участке НТО, место размещения которого общество просит внести в Схему. Выяснение этих обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора, так как порядок размещения НТО на арендованном земельном участке отличен от порядка размещения НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и не предоставленных в аренду.
Более того, в заявлении общество указало период функционирования объекта (НТО) - с 01.05.2019 по 01.10.2019. Обязав администрацию решением от 07.10.2019 внести летнюю площадку (веранду) в схему размещения НТО, суд вышел за пределы требуемого обществом периода.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости решение от 07.10.2019 и постановление от 29.01.2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью выяснения указанных выше обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения спора."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 августа 2020 г. N Ф10-1774/20 по делу N А83-7740/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3973/19
18.08.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7740/19
03.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1774/20
29.01.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3973/19
07.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7740/19