г.Калуга |
|
5 августа 2020 г. |
Дело N А54-3825/2019 |
Резолютивная часть постановления составлена 30.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.08.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании:
от истца: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (390006, ул.Есенина, д.9, г.Рязань, ОГРН 1026201267223, ИНН 6231005198) - не явились;
от ответчика: индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захаровой Ирины Александровны (г. Касимов, ОГРН 317623400013511, ИНН 622660746207) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захаровой Ирины Александровны на решение Арбитражного суда Рязанской области от 31.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2020 по делу N А54-3825/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Захаровой И.А. (далее - глава К(Ф)Х, Захарова И.А.) о взыскании 2 500 000 руб. гранта.
Решением суда от 31.07.2019 требование министерства удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава К(Ф)Х просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что ею были потрачены 1 366 000 руб. из суммы гранта по целевому назначению, отчеты в министерство представлялись, реконструкция фермы ведется, поголовье скота увеличивается, в хозяйстве работают 3 работника.
В отзыве на жалобу министерство просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Определением суда кассационной инстанции от 26.06.2020 рассмотрение кассационной жалобы отложено с 02.07.2020 на 30.07.2020 на 09 час. 00 мин. в связи с нахождением судьи - докладчика по делу в очередном отпуске.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в судебное заседание не явились. Министерство ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Правительства Рязанской области от 13.02.2013 N 28 "Об утверждении порядков предоставления субсидий на государственную поддержку в сфере агропромышленного комплекса Рязанской области" (далее - постановление N 28) между министерством и главой К(Ф)Х 14.06.2017 заключено соглашение о предоставлении главе К(Ф)Х из областного бюджета 2 500 000 руб. гранта на поддержку начинающих фермеров, по условиям которого глава К(Ф)Х взял на себя обязательства, в том числе использовать грант в течение 18 месяцев с даты поступления средств на счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, на развитие К(Ф)Х; создать не менее одного постоянного рабочего места на каждый 1 000 000 руб. гранта; обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных Порядком предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденным постановлением N 28 (далее - Порядок N 1.25, Порядок - приложение N 25 к постановлению N 28); представлять истцу отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и отчет о достижении значений показателей результативности не позднее 1 апреля очередного финансового года, а также осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта.
Истец, в свою очередь, обязался осуществлять контроль за соблюдением ответчиком порядка, целей и условий предоставления гранта, установленных Порядком и соглашением.
Платежным поручением от 19.06.2017 N 753331 Захаровой И.А. перечислено 2 500 000 руб.
Полагая, что Захаровой И.А. нарушены порядок, цели и условия предоставления гранта, изложенные в Порядке N 1.25 и в соглашении, представленный Захаровой И.А. для участия в конкурсном отборе по предоставлению грантов на поддержку начинающих фермеров план расходов (таблица N 2 бизнес-плана) не выполнен, министерство на основании пункта 4.1.5 соглашения 18.01.2019 направило главе К(Ф)Х уведомление о необходимости возврата 2 500 000 руб. полученного гранта; уведомление вручено 23.01.2019.
Так как требование о возврате гранта оставлено без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Придя к выводу об обоснованности заявленного требования, суд первой инстанции удовлетворил иск министерства.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятых судебных решений.
Пунктами 1, 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг; в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1.5 Порядка N 1.25 определено, что гранты подлежат расходованию на приобретение, строительство, реконструкцию производственных зданий, помещений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; приобретение сельскохозяйственных животных; приобретение оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1.7 Порядка размер гранта, предоставляемого начинающему фермеру, определяется на основании плана расходов в целях, предусмотренных пунктом 1.5 настоящего Порядка, с учетом собственных средств К(Ф)Х.
Пунктами 4.3, 4.4, 4.5 Порядка предусмотрено, что получатель гранта представляет в министерство ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о расходах средств гранта на цели, предусмотренные настоящим Порядком, по форме, утвержденной министерством; копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов, заверенные получателем гранта (представляются по мере реализации плана расходов); копии документов, подтверждающих целевое использование гранта, заверенные получателем гранта (представляются по мере целевого использования гранта); министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров в соответствии с настоящим Порядком и в рамках внутреннего финансового контроля; получатель гранта несет ответственность за достоверность представляемой в министерство отчетности.
Согласно плану расходов (финансовая структура бизнес-плана Захаровой И.А.) 2 500 000 руб. гранта глава К(Ф)Х предполагала израсходовать в период с даты получения гранда до 31.12.2018 на приобретение 50 единиц крупного рогатого скота, молодняка (1 181 250 руб.), 2 доильных аппаратов (70 000 руб.), реконструкцию здания животноводческих ферм (1 248 750 руб.) - т.1 л.д.25.
Судами установлено, что из представленных Захаровой И.А. отчетов следует, что за период с III квартала 2017 года по IV квартал 2018 года ею израсходовано 1 366 000 руб. средств гранта.
Так, в III квартале 2017 года с использованием средств гранта приобретены бычки в количестве 10 единиц общей стоимостью 302 500 рублей, в том числе средства гранта 250 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи племенных сельскохозяйственных животных от 04.08.2017, дополнительным соглашением к нему и платежным поручением от 07.08.2017 N 1.
Однако документально подтверждается приобретение лишь 6 голов животных вместо указанных в отчете 10 единиц (т.1 л.д.45-51).
Согласно отчету Захаровой И.А. в IV квартале 2017 года с использованием средств гранта приобретены бычки в количестве 28 единиц общей стоимостью 240 000 руб., в том числе за счет средств гранта - 216 000 руб., что подтверждается договором купли-продажи от 27.11.2017 N 3 на покупку 18 голов бычков, товарной накладной от 28.11.2017 N 28 и платежным поручением от 27.11.2017 N 3 на сумму 120 000 руб.; договором купли-продажи от 14.12.2017 N 4 на покупку бычков и платежным поручением от 15.12.2017 N 4 на сумму 120 000 руб.
Однако согласно товарной накладной N 28 от 28.11.2017 ООО "Степаньковское" поставило Захаровой И.А. молодняк КРС, количество 17/666,000, сумма без учета НДС - 106 560 руб. Платежным поручением N 3 от 27.11.2017 Захарова И.А. перечислила ООО "Степаньковское" 120 000 руб. предоплаты по договору N 3 от 27.11.2017 за бычков, НДС не облагается (т.1 л.д. 53-56).
В договоре N 4 от 14.12.2017 количество голов исправлено на 10, исправление сторонами договора не оговорено и не зафиксировано надлежаще (т.1 л.д.57), товарная накладная на поставку скота по этому договору отсутствует, платежным поручением N 4 от 15.12.2017 Захарова И.А. перечислила ООО "Степаньковское" 120 000 руб. предоплаты по договору N 4 от 14.12.2017 за бычков, НДС не облагается (т.1 л.д.57-59).
Какое количество голов скота приобретено по договору от 14.12.2017 и был ли скот приобретен по этому договору, документально не подтверждено.
Кроме того, согласно отчету Захаровой И.А. в I квартале 2018 года с использованием средств гранта выполнены работы по реконструкции фермы общей стоимостью 1 000 000 руб., в том числе средства гранта - 900 000 руб., в подтверждение чему представлены договор поставки/подряда от 22.02.2018, заключенный с ООО "Стандарт Торг" (подрядчик), на реконструкцию здания животноводческих ферм на сумму 1 580 000 руб. и платежное поручение N 2 от 26.02.2018 на 1 000 000 руб.
Однако из платежного поручения следует, что Захарова И.А. перечислила ООО "Стандарт Торг" 1 000 000 руб. предоплаты по договору поставки от 20.02.2018, в том числе НДС (т.1 л.д.60-63).
Также Захаровой И.А. представлен договор подряда от 19.08.2018 N 06, заключенный с ООО "ОСР-Рязань" (подрядчик), на выполнение работ по реконструкции здания животноводческих ферм на сумму 1 890 000 руб. (т.1 л.д.64).
Согласно пункту 1.4 договора начало работ - 19.08.2018, окончание - 22.08.2019.
При этом министерству не представлены техническое задание согласно пункту 1.3 договора, расчет стоимости работ на сумму 1 890 000 руб. в соответствии с пунктом 2.1 договора, акт выполненных работ и иная проектно-сметная документация.
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу, что Захарова И.А. нарушила порядок, цели и условия предоставления гранта, изложенные в Порядке N 1.25 и в соглашении от 14.06.2017, предоставленные средства расходовались не по целевому назначению. Определить прирост крупного рогатого скота, молодняка за период с июня 2017 г. по декабрь 2018 г. невозможно. Доильные установки не приобретены. Факт реконструкции здания животноводческих ферм ничем не подтвержден.
Кроме того, согласно отчету о результатах деятельности К(Ф)Х за 2017 год численность постоянных работников составляет 4 человека.
Однако трудоустройство 4 работников не подтверждено, трудовые договоры на работников не представлены.
Довод кассационной жалобы, что само министерство признает факт целевого использования Захаровой И.А. 1 366 000 руб. средств гранта несостоятелен. Министерство сослалось на отчеты Захаровой И.А. об использовании ею 1 366 000 руб. из средств гранта, установив в то же время, что составленные Захаровой И.А. отчеты не имеют документального подтверждения.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования и удовлетворил иск министерства.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 31.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2020 по делу N А54-3825/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.