г. Калуга |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А14-4081/2022 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
||
Судей |
Смотровой Н.Н. Чаусовой Е.Н. |
||
При участии в заседании: |
|
||
от общества с ограниченной ответственностью "Новоусманская земля" (396310, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Юбилейная, д. 1, офис 1, ОГРН 1083668008885, ИНН 3616012591) |
Шаповаловой Н.В. - представителя (дов. от 01.09.2023 б/н, пост., диплом) |
||
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области (394033, г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 92А, ОГРН 1043600195924, ИНН 3663052143)
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Воронежской области (394042, г. Воронеж, ул. Переверткина, д. 5А, ОГРН 1043600195979, ИНН 3664062338) от индивидуального предпринимателя главы КФХ Мельниковой Марины Сергеевны (396310, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Маршаоа Жукова, д. 22, ОГРНИП 311366828600069, ИНН 361604184528)
от индивидуального предпринимателя главы КФХ Мануковского Алексея Александровича (396310, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Авдеева, д. 39, кв. 1, ОГРНИП 304361613500025, ИНН 361601081309) |
Горошко Н.О. - представителя (дов. от 28.12.2023 б/н, пост., диплом) Косяковой Ю.С. - представителя (дов. от 22.12.2023 б/н,пост., диплом)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационные жалобы межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 и общества с ограниченной ответственностью "Новоусманская земля" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.02.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу N А14-4081/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новоусманская земля" (далее - ООО "Новоусманская земля", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании признании недействительным сообщения от 31.05.2021 N 505782 в части излишне рассчитанного налога в размере 579 220 руб. и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем пересчета земельного налога по ставке 0,3% (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.02.2023 в удовлетворении требований обществу отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 решение суда частично отменено. Признано незаконным сообщение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области от 31.05.2021 N 505782 в части применения ставки земельного налога в размере 1,5% в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 в сумме 79 448 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требований общества отменить, ссылаясь на нарушение при его принятии норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции полностью и постановление суда апелляционной инстанции частично, ссылаясь на нарушение при их принятии норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и удовлетворить требования общества в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав представителей инспекции и общества, обсудив доводы жалоб, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Новоусманская земля" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами в диапазоне с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563 общей площадью 59 га, расположенные по адресу: Новоусманский район, в северной части кадастрового квартала 36:16:5400015; 36:16:5400004, относящиеся к категории - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для садоводства и дачного строительства", а также земельный участок с кадастровым номером: 36:16:5400004:92 общей площадью 107 га относящийся к категории - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения крестьянского фермерского хозяйства".
Вышеуказанные земельные участки на основании договора аренды от 20.01.2020 N 20/01/20 переданы обществом в совместное пользование индивидуальных предпринимателей Глав Крестьянского (Фермерского) хозяйства Мельниковой Марины Сергеевны и Мануковского Алексея Александровича(далее - ГКФХ Мельникова М.С., ГКФХ Мануковский А.А.) на период с 20.01.2020 до 31.12.2020.
По условиям соглашения от 20.01.2020, заключенного между арендаторами, стороны решили использовать земельный участок с кадастровым номером: 36:16:5400004:92 частично для посева яровых культур, частично для сенокошения, земельные участки с кадастровыми номерами в диапазоне с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563 общей площадью 59 га, для сенокошения.
31.05.2021 инспекция направила в адрес ООО "Новоусманская земля" по телекоммуникационным каналам связи сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 505782 за 2020 год в размере 724 025 руб. По ОКТМО 20625496 начислен земельный налог по ставке 1,5% в размере 79 448 руб. (земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400004:92); по ОКТМО 20625484 начислен земельный налог по ставке 1,5% в размере 5 306 руб. (земельные участки с кадастровыми номерами 36:16:54000015:130, 36:16:54000015:273, 36:16:5400015:378, 36:16:54000015:463, 36:16:5400015:542); по ОКТМО 20625488 начислен земельный налог по ставке 1,5% в размере 639 271 руб. (земельные участки с кадастровыми номерами с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563).
Производя перерасчет земельного налога за 2020 год, инспекция исходила из того, что общество является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность. По мнению инспекции, общество не вправе применять пониженную ставку налога 0,3 процента, предусмотренную абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса (далее - НК РФ, Кодекс) и обязано уплачивать налог по ставке 1,5 процента, поскольку осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли (получение дохода от участков сданных в аренду).
Решением Управления ФНС России по Воронежской области от 06.05.2022 N 15-2-18/13567@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с сообщением в части примененной ставки земельного налога в размере 1,5% в отношении спорных земельных участков, полагая, что оно не соответствует требованиям действующего законодательства, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 388, 389, 390, 393, 394, 396 НК РФ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу о правомерности применения налоговым органом ставки земельного налога 1,5% в отношении спорных земельных участков.
Частично отменяя решение суда и удовлетворяя требования налогоплательщика, суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание официальную информацию, представленную администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области, пришел к выводу о подтверждении факта частичного засева земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92, что, по мнению суда, свидетельствует об использовании указанного земельного участка в сельскохозяйственном производстве, в связи с чем признал наличие основание для применения ставки в размере 0,3% в отношении указанного земельного участка. В отношении иных земельных участков, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда области о непредставлении обществом доказательств их использования для сельскохозяйственного производства, в том числе сенокошения, в связи с чем признал обоснованным применение налоговым органом при расчете налога ставки 1,5%.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлено, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.
Соответственно, по общему правилу определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка а и соответствующее его использование.
На основании статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд;
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации, от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1482), признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:
- наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;
- наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
Решением Совета народных депутатов Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 01.11.2018 установлены ставки по земельному налогу на территории Усманского 1-го сельского поселения, соответствующие значениям, установленным в статье 394 НК РФ, а именно 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права ООО "Новоусманская земля" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400004:92, площадью 107 га, который в спорный период использовался на основании договора аренды ГКФХ Мельниковой М.С. для посева яровых культур и для сенокошения.
Указанные обстоятельства подтверждены, в том числе, ответом администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 19.07.20222 N 15-11/4464, согласно которому по данным ЕФИС СЗН земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400004:92 фактически использовался для выращивания следующих видов сельскохозяйственной продукции: 2018 г. - озимая пшеница, 2019 г. - кукуруза на зерно, 2020 г. - ячмень яровой, 2021 г. - кукуруза на зерно, 2022 г. - ячмень яровой; ротационной схемой севооборота земельных участков за 2020 год; формами фермер 1 и 2 за 2020 год; актами расхода семян и посадочного материала; счетами-фактурами, содержащими информацию о приобретении необходимых препаратов (минеральных удобрений, средств химзащиты, средств для протравки семян) для возделывания ячменя, указанных в технологической карте.
Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для применения при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 налоговой ставки в размере 1,5 процента в связи с тем, что указанный земельный участок в проверяемом периоде использовался для сельскохозяйственной деятельности, в том числе арендатором.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Новоусманская земля" в отношении начисления инспекцией налога по ставке 1,5% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами в диапазоне с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563 общей площадью 59 га относящиеся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для садоводства и дачного строительства", суды обоснованно исходили из того, что налогоплательщиком не представлено бесспорных доказательств использования спорных земельных участков в целях сельскохозяйственного производства, а также сенокошения.
Так согласно акту осмотра от 10.06.2022, проведенному совместно с представителями Администрации и налогового органа, фотоматериалам на момент обследования земельных участков, там находится полностью вспаханный незасеянный земельный участок, на котором растут деревья и кустарники.
Актом от 21.06.2022 N 1 на момент осмотра зафиксировано выполнение работ по рекультивации целины, поросли кустарников отсутствуют, имеются сорняки.
Вопреки доводам налогоплательщика, представленные обществом в суд апелляционной инстанции документы, а именно - учетные листы тракториста-машиниста N N 0000-000254, 211 за июнь - июль 2020 года; путевые листы трактора NN 266-272 за период с 06.07.2020 по 14.07.2020, NN 213-214 за период с 06.07.2020 по 07.07.2020; акты выполненных работ NN 1-6 за период с 23.06.2020 по 20.07.2020, акты NN 1/1-6/1 за период с 23.06.2020 по 09.07.2020; технологические карты по уборке трав на сено; выписки из ЕГРН о праве от 21-26.02.2019, которые подтверждают наличие у ИП Главы КФХ Мельниковой М.С. коровников; договор безвозмездного пользования от 01.07.2019, акты приема-передачи от 01.07.2019, которые подтверждают наличие в пользовании ИП Главы КФХ Мельниковой М.С. места для хранения сена в 2020 году в пос. Тимирязево Новоусманского района Воронежской области; договор аренды N 14/08/18 от 14.08.2018, который подтверждает наличие в аренде у ИП Глав КФХ Мануковского А.А. и Мельниковой М.С. в пос. Тимирязево Новоусманского района Воронежской области нефтебазы; счет-фактура ВНП-3012190042 от 30.12.2019; акты на списание дизельного топлива и масла NN 142 от 30.06.2020, 144 от 01.07.2020; отчеты фермер 3 за 2020 год, оценены судом и признаны не подтверждающими осуществление сенокоса именно на спорных земельных участках, в том числе с учетом наличия у арендаторов иных земельных участков. При этом сам налогоплательщик сенокошение на спорных участках не производил.
Поскольку обществом не представлено доказательств использования спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства (сенокошение), в том числе его использования в этих целях арендаторами, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения в отношении этих участков пониженной ставки земельного налога.
Выводы суда апелляционной инстанции не противоречат материалам дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы инспекции и общества, приведенные в кассационных жалобах, повторяют их позицию по делу, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенных судом существенных нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. По существу доводы кассационных жалоб направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, данных судом, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу N А14-4081/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области и общества с ограниченной ответственностью "Новоусманская земля" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Н.Н.Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации, от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1482), признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:
...
Решением Совета народных депутатов Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 01.11.2018 установлены ставки по земельному налогу на территории Усманского 1-го сельского поселения, соответствующие значениям, установленным в статье 394 НК РФ, а именно 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 января 2024 г. N Ф10-6168/23 по делу N А14-4081/2022