г. Калуга |
|
13 августа 2020 г. |
Дело N А09-11172/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.
при участии представителей:
от открытого акционерного общества "Брянский молочный комбинат" (г. Брянск, ул. 50-й Армии, д. 2б, ОГРН 1023201060233, ИНН 3232000207): Попов А.А. (доверенность от 27.06.2019);
от Брянской городской администрации не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления по строительству и развитию территории г. Брянска: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской городской администрации и Управления по строительству и развитию территории г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 28 января 2020 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2020 года по делу N А09-11172/2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Брянский молочный комбинат" (далее - ОАО "БМК", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения Брянской городской администрации (далее - администрация), выраженного в письме от 25.07.2019 N 7/28-7503, и возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Дело рассмотрено с участием деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления по строительству и развитию территории г. Брянска (далее - управление строительства) и Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28 января 2020 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2020 года, оспариваемое решение администрации признано незаконным, на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО БМК
путем включения в схему размещения рекламных конструкций на территории города Брянска пяти рекламных конструкций - отдельно стоящие щитовые установки (билборды), размер каждой 6
3 метра, 1-сторонние, общая площадь информационного поля каждой 18 кв. м, адрес земельного участка: Брянская область, г. Брянск, ул. 50 Армии, д. 2 Б, земельный участок с кадастровым номером 32:28:0011701:29, собственность ОАО
БМК
.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация и управление строительства обратились с кассационной жалобой, в которой просят их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявители ссылаются на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
ОАО "БМК" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации отзыв не кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "БМК" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, администрация и управление строительства просили рассмотреть жалобу в отсутствие их представителей, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.06.2019 ОАО "БМК" обратилось в администрацию с заявлением N 46 (с приложениями) о внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Брянска пяти мест размещения рекламных конструкций.
Письмом администрации от 25.07.2019 N 7/28-7503 обществу отказано во включении в схему размещения рекламных конструкций испрашиваемых мест со ссылкой на то, что эскизный вариант размещения рекламных конструкций (билбордов) выполнен без учета особенностей сложившейся градостроительной ситуации, а размещение подобных конструкций на территории предприятия не было предусмотрено ранее. Одновременно указано, что решение о включении в схему рекламных конструкций является правом, но не обязанностью органа местного самоуправления ввиду отсутствия нормативного регулирования указанных правоотношений.
Полагая, что отказ, выраженный в письме от 25.07.2019 N 7/28-7503, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассмотренными по настоящему делу требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у администрации оснований для отказа во включении в схему размещения рекламных конструкций испрашиваемых мест, а также возложили на администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "БМК" путем включения в схему размещения рекламных конструкций на территории города Брянска пяти рекламных конструкций.
Суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей данной статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.09.2006 N 536 принято Положение о порядке установки рекламных конструкций на территории города Брянска (далее - Положение N 536), пунктом 4.1.3 предусмотрено, что Брянская городская администрация разрабатывает схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной собственности Брянской области или муниципальной собственности города Брянска. Этим же пунктом предусмотрена возможность внесения изменений в схему в том же порядке, который установлен для утверждения схемы.
Постановлением Правительства Брянской области от 23.05.2016 N 265-п утвержден Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Брянской области или муниципальных образований Брянской области, и вносимых в них изменений (далее - Порядок N 265-п), из которого следует, что документы и материалы для предварительного согласования проекта схемы и вносимых в нее изменений представляются в уполномоченный орган именно органами местного самоуправления.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что испрашиваемые места размещения спорных рекламных конструкций находятся на земельном участке, принадлежащем обществу, за бетонным забором в непосредственной близости от административного и производственного здания ОАО "БМК", конструкции содержат наименование юридического лица, товарный знак и производимую продукцию, в том числе для целей указания местонахождения общества, а также учли заключение специалиста от 25.12.2019 N 48-сэ/2019, из которого следует, что проект, эскизный проект и место размещения рекламных конструкций соответствуют документам территориального планирования, соблюдаются внешний архитектурный облик сложившейся застройки, градостроительные нормы и правила, требования безопасности, не нарушается визуальное воспроизведение городской архитектурной среды, рекламные конструкции не перекрывают вид на объекты капитальной застройки, важные панорамы ландшафта, противоречий между внешним видом рекламных конструкций и требованиями к внешнему архитектурному облику не имеется.
Доказательства иного, в том числе доказательства несоответствия испрашиваемых мест документам территориального планирования, нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности, администрацией не представлены.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения администрации, выраженного в письме от 25.07.2019 N 7/28-7503.
Вместе с тем, признавая незаконным решение администрации, суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "БМК" путем включения в схему размещения рекламных конструкций на территории города Брянска пяти вышеуказанных рекламных конструкций.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, рассматривая споры в порядке главы 24 АПК РФ, суд при вынесении решения обязан указать способ устранения нарушения прав и законных интересов общества. Заявленный способ восстановления нарушенного права должен быть соразмерным и разумным, при этом суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
В данном случае в качества способа восстановления нарушенного права суд обязал администрацию включить в схему размещения рекламных конструкций на территории города Брянска пять испрашиваемых рекламных конструкций.
Между тем самостоятельными полномочиями по совершению всего комплекса действий, необходимых для внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций, администрация не обладает; администрация лишь разрабатывает данную схему и вносимые в нее изменения, принимает меры по их предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области и представляет их для утверждения в Брянский городской Совет народных депутатов.
В частности, из Положения N 536 прямо следует, что Брянская городская администрация разрабатывает схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Брянской области или муниципальной собственности города Брянска.
Абзацем вторым пункта 4.1.3 Положения N 536 предусмотрено, что Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области в порядке, установленном Правительством Брянской области.
Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций установлен Порядком N 265-п.
Разработанную и согласованную с уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области схему размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения Брянская городская администрация представляет для утверждения в Брянский городской Совет народных депутатов (абзац третий пункта 4.1.3 Положения N 536).
Аналогичным образом из подпункта 12 пункта 2 статьи 45 Устава городского округа город Брянск, принятого Брянским городским Советом народных депутатов 30.11.2005, следует, что к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относится, в частности, разработка и представление для утверждения в городской Совет народных депутатов схемы размещения рекламных конструкций.
Полномочиями по утверждению схему размещения рекламных конструкций и вносимых в нее изменения обладает Брянский городской Совет народных депутатов (абзац первый пункта 4.1.3 Положения N 536).
Кроме того, из абзаца четвертого пункта 4.1.3 Положения N 536 следует, что схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию).
Таким образом, внесение изменений в схему завершается ее утверждением, что отнесено к полномочиям представительного органа местного самоуправления - Брянского городского Совета народных депутатов, и официальным опубликованием.
При указанных обстоятельствах надлежащим способом восстановления нарушенного права является возложение на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "БМК" путем совершения по заявлению общества от 24.06.2019 N 46 действий, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 4.1.3 Положения N 536, что соответствует полномочиям администрации.
Учитывая изложенное, судебные акты суда в соответствующей части подлежат изменению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 28 января 2020 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2020 года по делу N А09-11172/2019 изменить.
Абзац третий решения Арбитражного суда Брянской области от 28 января 2020 года по делу N А09-11172/2019 изложить в следующей редакции:
"Обязать Брянскую городскую администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Брянский молочный комбинат" путем совершения по заявлению открытого акционерного общества "Брянский молочный комбинат" от 24.06.2019 N 46 действий, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 4.1.3 Положения о порядке установки рекламных конструкций на территории города Брянска, утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.09.2006 N 536.".
В остальной части решение Арбитражного суда Брянской области от 28 января 2020 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2020 года по делу N А09-11172/2019 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей данной статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 августа 2020 г. N Ф10-2831/20 по делу N А09-11172/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2831/20
19.05.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1707/20
28.01.2020 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-11172/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-11172/19