г.Калуга |
|
19 августа 2020 г. |
Дело N А54-4963/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
cудей |
Ермакова М.Н., Леоновой Л.В., |
в отсутствие представителей: общества с ограниченной ответственностью "Мериклон" (Рязанская область, Касимовский район, д. Ахматово, ОГРН 1156226000028, ИНН 6204001733); управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (г. Москва, ОГРН 1107746501829, ИНН 7734638569); открытого акционерного общества "Геркулес" (Московская область, г. Клин, ОГРН 1025002586179, ИНН 5020002781); общества с ограниченной ответственностью "СибирьЭкспо" (Красноярский край, г. Минусинск, гор. пос. Зеленый бор, ОГРН 1161901051465, ИНН 1901129393), извещенных надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мериклон" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А54-4963/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мериклон" (далее - ООО "Мериклон", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2019 N 10-13Ф/2019 о привлечении к административной ответственности и назначении наказания по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Геркулес" (далее - ОАО "Геркулес"), общество с ограниченной ответственностью "СибирьЭкспо" (далее - ООО "СибирьЭкспо").
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.09.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020, заявленные требования удовлетворены частично. Постановление управления от 20.05.2019 N 10-13Ф/2019 изменено в части назначения ООО "Мериклон" административного штрафа в размере 100 000 рублей, мера наказания заменена на предупреждение.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО "Мериклон" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Кассатор полагает, что принятые судебные акты подлежат отмене в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Считает, что административным органом не представлено доказательств того, что спорная партия зерна поступила именно на переработку на кормовые или пищевые цели; не согласен с выводами судов о том, что общество как субъект правонарушения является изготовителем зерна, поскольку поставка зерна фактически осуществлена в адрес ООО "Геркулес" на основании договора от 29.10.2018, заключенного последним с "СибирьЭкспо", а ООО "Мериклон" договорных отношениях с ООО "Геркулес" не имело вообще, указание ООО "Геркулес" в товарно-транспортной накладной в качестве грузополучателя явилось следствием ошибки.
В судебном заседании объявлен перерыв до 19.08.2020. Как до, так и после объявленного перерыва участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд округа учитывает, что кассационная жалоба административным органом не подавалась. Судебные акты в части замены наказания не обжаловались.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 АГ-П11-8385 и приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 04.12.2018 N 1398ДСП в период с 07.02.2019 по 08.02.2019 в отношении ОАО "Геркулес по адресу: Московская область, Клинский район, г. Клин, ул. Лавровская дорога, д. 71, строение 6 Истринским межрайонным отделом управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям" проведена внеплановая проверка.
В ходе проверки произведен отбор образцов зерна с целью подтверждения соответствия качества и безопасности продукции требованиям ГОСТ и ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", а именно:
- зерно непереработанное для пищевых целей, овес, урожай 2018 года, общая партия поступающая на переработку - 49 100, 00 кг, урожай 2018 года, в сопровождении копии декларации ЕАЭС NRU D-RU.HA36.A.02256/19, согласно копий товарно-транспортных накладных от 05.02.2019 N б/н, грузоотправитель ООО "Мериклон" (ИНН 6204001733 ОГРН 1156226000028, место отгрузки 391348, Рязанская область, Касимовский район, д. Ахматова, литер). Отбор проб осуществлялся непосредственно из входящих автотранспортных средств на территории элеватора ОАО "Геркулес" перед разгрузкой - автомобили РЕНО 0577НА 750 и ВОЛЬВО С116АР 750 согласно приложению к акту отбора проб (образцов).
Отобранные образцы в количестве 2 были переданы для исследования в ФГБУ "Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки" для подтверждения соответствия качества и безопасности продукции требованиям ГОСТ и ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна" (акт отбора проб N 5, этикетка к акту N 5, с/п 30454647, с/п 30454678).
По результатам проведенной экспертизы в отношении партии продукции - овес продовольственный - 49 100 кг и протоколов испытаний от 27.02.2019 N 2866 от 27.02.2019 N 2864 ФГБУ "Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки" установлено несоответствие ГОСТ и TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", а именно:
Выявлено остаточное содержание пестицидов:
1) 2,4-Дихлорфеноксиуксусной кислоты, ее соли и эфиры - обнаружено менее 0,005 мг/кг, тогда как по нормативу не допускается.
2) пиримифос-метил - обнаружено 0,674 мг/кг и 0,786 мг/кг, тогда по нормативу допускается 0,1 мг/кг.
Выявлено заражение вредителями:
1) I степень зараженности овса продовольственного клещами (живые) - обнаружено суммарная плотность заражения (далее - СПЗ=0,3 (6,0 экз/кг) и СПЗ=0,4 (8,0 экз/кг), тогда как по нормативу не допускается.
04.04.2019 в адрес ООО "Мериклон" направлено информационное письмо за подписью заместителя руководителя управления Васина Д.В. с приложением на 32 листах и выдано предписание N 10-13Ф/2019 об устранении нарушений законодательства в отношении партии продукции - зерно непереработанное для пищевых целей, овес, урожай 2018 года, а именно в срок до 22.04.2019 отозвать декларацию соответствия ЕАЭС N RU D-RU.D-RU.NA36.A.02256/19.
По результатам проверки составлен акт проверки от 08.02.2019 N 06-РС, которым зафиксирован факт нарушения ООО "Мериклон" требований Технического регламента Таможенного союза TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874, статьей 3, 4, 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
17.04.2019 составлен протокол N 10-13Ф/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 20.05.2019 N 10-13Ф/2019 ООО "Мериклон" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО "Мериклон" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив законность и обоснованность постановления административного органа, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установил, что основания для привлечения общества к административной ответственности у управления имелись, установленный законом порядок привлечения к ответственности соблюден. Тем не менее, применив положения части 2 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд первой инстанции заменил наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей на предупреждение.
Суд округа, проверяя состоявшиеся судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, учитывает следующее.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу положений пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
С целью установления на Единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" ТР ТС 015/2011 (далее - ТР ТС 015-2011, Технический регламент).
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на Единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна (пункт 2 статьи 1 Технического регламента).
В пункте 2 статьи 1 Технического регламента установлено, что настоящий Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на Единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
В силу пункта 2 статьи 4 ТР ТС 015-2011 показатели токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, радионуклидов, зараженности вредителями и вредных примесей в зерне, поставляемом на кормовые цели, не должны превышать предельно допустимых уровней, указанных в приложениях 4, 5 к настоящему Техническому регламенту.
В соответствии с приложением 4 "Предельно допустимые уровни токсичных элементов, микротоксинов, пестицидов, радионуклидов и зараженности вредителями в зерне, поставляемом на кормовые цели" к указанному Техническому регламенту зараженность вредителями не допускается, кроме зараженности клещом не выше 20 экз/кг.
Повторяющие доводы кассатора сводятся к тому, что административным органом не доказано два существенных обстоятельства, которые, по мнению общества, исключат возможность привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а именно тот факт, что ООО "Мериклон" является изготовителем зерна, также то, что спорная партия зерна поступила именно на переработку на кормовые или пищевые цели как это предполагают положения статьи 2 Технического регламента.
Коллегия обращает внимание, что установление обстоятельств и оценка доказательств относятся к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Задачей суда округа в рамках настоящего спора является проверка того, насколько верна оценка доказательств применительно к установленным судами обстоятельствам.
В частности, судами было установлено, что грузоотправитель - ООО "Мериклон" на основании товарно-транспортных накладных от 05.02.2019 в сопровождении копии декларации ЕАЭС N RU D-RU.D-RU.NA36.A.02256/19 осуществило выпуск в оборот (реализацию) партии зерна - овес продовольственный, общим весом 49,1 тонн грузополучателю - ОАО "Геркулес".
Из входящих автотранспортных средств на территории элеватора ОАО "Геркулес" перед разгрузкой (РЕНО 0577НА 750 и ВОЛЬВО С116АР 750) были отобраны образцы в количестве 2 (два) которые были переданы для исследования в ФГБУ "Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки" для подтверждения соответствия качества и безопасности продукции требованиям ГОСТ и ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна" (акт отбора проб N 5, этикетка к акту N 5, с/п 30454647, с/п 30454678).
По результатам проведенной экспертизы и протоколов испытаний от 27.02.2019 N 2866, от 27.02.2019 N 2864 ФГБУ "Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки" установлено несоответствие зерна ГОСТ и ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна".
При этом на основе оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, в том числе запрошенных у третьих лиц - ОАО "Геркулес" и ООО "СибирьЭкспо" - суды сделали вывод о том, что ООО "Мериклон" является субъектом вмененного правонарушения.
Коллегия принимает во внимание следующее.
В силу пункта 3 статьи 1 Технического регламента идентификация зерна осуществляется на основании информации, указанной в товаросопроводительных документах, по маркировке, визуальному осмотру ботанических признаков зерна, характерных для данного вида культуры, а также отличительных признаков, указанных в приложении 1 к Техническому регламенту.
Согласно пункту 2 статьи 3 ТР ТС 015/2011 каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.
В силу пункта 16 статьи 4 ТР ТС 015/2011 зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт).
Подобная информация содержалась в представленных в материалы дела документах, согласно которым предметом поставки являлся овес продовольственный, который сопровождался декларацией о соответствии ЕАЭС NRU D-RU.HA36.A.02256/19, а также имелась ссылка на договор б/н от 29.01.2019.
Ссылки кассатора на якобы допущенные в оформлении документов ошибки не находят своего подтверждения иными относимыми и допустимыми доказательствами.
Следовательно, доводы кассатора не могут быть приняты во внимание, как направленные на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, сделанных при непосредственном исследовании товарно-сопроводительных документов, УПД и договоров, представленных ОАО "Геркулес" и ООО "СибирьЭкспо".
Анализ данных документов позволил судам отнести ООО "Мериклон" к субъектам вмененного правонарушения в отсутствие прямого договора с ОАО "Геркулес".
При обстоятельствах настоящего спора термин "грузоотправитель" обоснованно соотнесен с термином "изготовитель". Осуществление деятельности по производству зерна генеральный директор общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции не отрицал.
Оснований для иной оценки доказательств у суда округа не имеется в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Довод общества о том, что до настоящего времени не разрешена судьба поставленного зерна, не отвечающего требованиям технического регламента, применительно к положениям пунктов 17-19 Технического регламента не опровергают приведенных выводов судов и не свидетельствуют с безусловностью о том, что ООО "Мериклон" не является субъектом вмененного правонарушения.
Ссылка кассатора на иные рассмотренные с участием общества споры не может быть принята во внимание ввиду неоднородности заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом упомянутых требований ТР ТС 015/2011 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности со стороны административного органа не установлено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений судами норм процессуального права, указанных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А54-4963/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.