г.Калуга |
|
20 августа 2020 г. |
Дело N А83-13488/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
В.И. Смирнова |
|
судей |
У.В. Серокуровой Е.В. Бессоновой |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании от истца: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
от ответчика: АНО ПО "Алуштинский городской спортивно-технический клуб Крымской региональной общественной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)"
от третьих лиц: Совета министров Республики Крым
Государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым"
Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
РОО общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Республики Крым
Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе
Министерства экономического развития Российской Федерации |
Шабалиным И.А.
Тришкин Д.Ю. - представитель по доверенности от 30.12.2019 N 959-Д;
Рыжков А.Н. - директор Камалов Ф.И. - представитель по доверенности от 15.07.2020 N 2;
Мироненко Н.А. - представитель по доверенности от 30.06.2020 N 1/01-57/3686
Рустамовой З.В. - представитель по доверенности от 19.06.2020 N 23;
не явились, извещён надлежащим образом;
не явились, извещена надлежащим образом;
не явились, извещено надлежащим образом;
не явились, извещено надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу АНО профессионального образования "Алуштинский городской спортивно-технический клуб Крымской региональной общественной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по делу N А83-13488/2018,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации профессионального образования Алуштинский городской спортивно-технический клуб Крымской региональной общественной организации
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)
(далее - АНО ПО
Алуштинский СТК КРОО
ДОСААФ
, ответчик) об истребовании из чужого незаконного владения следующих объектов недвижимого имущества а именно: нежилое здание - гараж площадью 52,7 м
, кадастровый номер 90:15:010102:735; нежилое здание - здание тира площадью 277,5 м
, кадастровый номер 90:15:010102:652; нежилое здание - литер
А
площадью 681,7 м
, кадастровый номер 90:15:010102:709, расположенные по адресу: Республика Крым, г.Алушта, ул.Туристов, д.3а.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2019 иск удовлетворён полностью, суд истребовал из незаконного владения АНО ПО Алуштинский городской спортивно-технический клуб Крымской региональной общественной организации
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)
в пользу Министерства объекты недвижимого имущества, а именно: нежилое здание - гараж, площадью 52,7 м
, кадастровый номер 90:15:010102:735; нежилое здание тира, площадью 277,5 м
, кадастровый номер 90:15:010102:652; нежилое здание - литер
А
, площадью 681,7 м
, кадастровый номер 90:15:010102:709, расположенные по адресу: Республика Крым, г.Алушта, ул.Туристов, д.3а. Взыскал с некоммерческой организации в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 16 772 рублей.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 решение Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением АНО профессионального образования "Алуштинский городской спортивно-технический клуб Крымской региональной общественной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)" обратилось с кассационной жалобой в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, сославшись на пропуск срока исковой давности для обращения в суд, который следует исчислять с момента принятия спорного имущества в собственность Республики Крым, а не с момента регистрации права собственности за ответчиком; на создание и владение имуществом именно ответчиком; на то, что спорное имущество не было включено в перечень имущества согласно Перечню имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, являющегося приложением к постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14; на статус организации на 16.03.2014 как территориального подразделения общественной организации Украины.
Совет министров Республики Крым в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Определением от 16.07.2020 рассмотрение кассационной жалобы судом округа откладывалось на 13.08.2020.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заместитель председателя Арбитражного суда Центрального округа Копырюлин А.Н. определением от 13.08.2020 для рассмотрения указанной жалобы произвёл замену судьи Нарусова М.М. на судью Бессонову Е.В., судьи Шульгину А.Н. на судью Серокурову У.В.
Кассационная жалоба слушается с самого начала.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов на неё.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, РОО общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Республики Крым, МТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Министерство экономического развития Российской Федерации в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, отзывах на неё, выслушав представителей сторон по делу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, согласно решению исполнительного комитета Алуштинского городского Совета N 39 от 27.01.1965 Алуштинскому горкому ДОСААФ был отведен земельный участок площадью 0,5 га по генеральному плану в микрорайоне N УП под строительство городского дома технической учебы.
Согласно акту на право пользования землей, выданному исполнительным комитетом Алуштинского городского Совета 31.03.1965, Алуштинскому городскому комитету ДОСААФ предоставлено право постоянного пользования земельным участком площадью 0,50 га в соответствии с приведенным в нем планом.
14.05.1965 начальником областного отдела по делам строительства и архитектуры Крымского облисполкома было утверждено архитектурно-планировочное задание N 21 на проектирование и строительство дома технической учебы Алуштинского горкома ДОСААФ в г.Алуште по ул.Туристов в микрорайоне N 7.
Согласно акту государственной приемки от 17.12.1975, утвержденному решением исполкома Алуштинского городского Совета от 19.12.1975 N 667-в, дом технической учебы ДОСААФ с тиром в г.Алуште по ул.Туристов, общей площадью 837,67 м?, строительство которого начато в октябре 1970 и закончено в декабре 1975 года, принято в эксплуатацию.
При этом решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым от 29.10.1999 N 938, руководствуясь Инструкцией, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, жилищной политики Украины от 09.06.1998 N 121, оформлено право собственности за Обществом Содействия обороне Украины на здание, расположенное по ул.Туристов, 3-а; на тир, расположенный по ул.Туристов 3-а; на тир, расположенный на ул.Горького, 3. Бюро технической инвентаризации предписано осуществить государственную регистрацию права собственности и выдать соответствующее свидетельство Обществу содействия обороне Украины (ОСОУ) на указанные объекты.
В соответствии со сведениями, в том числе, реестрового дела, представленного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, свидетельство о праве коллективной собственности на здание, расположенное по адресу: Туристов, 3 "а" в г.Алушта, выдано Обществу содействия обороне Украины 10.11.1999, о чем зарегистрировано БТИ в части 2\1 П на стр. 32 под N 274.
В соответствии с представленным техническим паспортом (по состоянию на 1998 год) здание по адресу: ул.Туристов, д.3а, г.Алушта состоит из: лит. А основное, лит. Б гараж, литер В гараж, лит. 1 мощение.
Государственным советом Республики Крым 17.03.2014 принято постановление N 1745-6/14 "О независимости Крыма", пунктом 7 которого установлено, что собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящихся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется - государственной собственностью Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 08.082014 N 2440-6/14 "О некоторых вопросах, касающихся собственности Республики Крым" установлено, что имущество Крымской республиканской организации "Общество содействия обороне Украины" (юридический адрес: г.Симферополь, ул.Кирова, 1), расположенное на территории Республики Крым, является собственностью Республики Крым. Совету министров Республики Крым поручено обеспечить закрепление указанного имущества за Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 20.07.2018 N 792-р внесены изменения в распоряжение Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1481-р "О создании государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым", приложением 1 которого дополнено строкой 206 следующего содержания: Имущество Крымской республиканской организации "Общество содействия обороне Украины" (юридический адрес: г.Симферополь, ул.Кирова, 1), расположенное по адресам, в том числе: Республика Крым, г.Алушта, ул.Туристов, 3а; Республика Крым, г.Алушта, ул.Горького, 3.
Однако, из материалов дела также следует, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, за АНО ПО Алуштинский городской СТК КРОО
ДОСААФ
28.06.2016 зарегистрировано право собственности на: нежилое здание, гараж, лит. В, площадью 52,7 м
в г.Алушта, по ул.Туристов 3а, кадастровый номер 90:15:010102:735; нежилое здание, тир, площадью 277,5 м
, лит. А, в г.Алушта, по ул.Туристов 3а, кадастровый номер 90:15:010102:652; нежилое здание, площадью 681,7 м
, лит. А, в г.Алушта, по ул.Туристов 3а, кадастровый номер 90:15:010102:709.
При этом основанием для регистрации права собственности за АНО ПО "Алуштинский городской СТК КРОО "ДОСААФ" послужило свидетельство о праве коллективной собственности на строения от 10.11.1999.
По мнению истца, владение и регистрация права собственности за ответчиком вышеуказанным имуществом является незаконным, поскольку выбыло из владения собственника помимо его воли, а также осуществляется последним в отсутствие права на данное имущество, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2019 иск удовлетворён полностью, суд истребовал из незаконного владения АНО ПО Алуштинский городской спортивнотехнический клуб Крымской региональной общественной организации
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)
в пользу Министерства объекты недвижимого имущества, а именно: нежилое здание - гараж, площадью 52,7 м
, кадастровый номер 90:15:010102:735; нежилое здание тира, площадью 277,5 м
, кадастровый номер 90:15:010102:652; нежилое здание - литер
А
, площадью 681,7 м
, кадастровый номер 90:15:010102:709, расположенные по адресу: Республика Крым, г.Алушта, ул.Туристов, д.3а. Взыскал с некоммерческой организации в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 16 772 рублей.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 решение Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением АНО профессионального образования "Алуштинский городской спортивно-технический клуб Крымской региональной общественной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)" обратилась с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы, с учётом следующего.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а из этого следует, что федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы, и подлежат преимущественному применению. Таким образом, в случае принятия в развитие статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ органами государственной власти Республики Крым нормативных правовых актов, регулирующих имущественные правоотношения, эти акты подлежат преимущественному применению, в том числе в отношении Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), утвержденного федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), с последующим внесением в него изменений согласно Закону Республики Крым от 19.01.2015 N 72-ЗРК/2015 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
При этом в пункте 1 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в "Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым", утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.03.2016 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества "Крымхлеб" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем третьим части 1 и частью 3 статьи 2.1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", учитывая, что принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - особый случай, требующий принятия ряда специальных мер, обеспечивающих в том числе реализацию материальных прав участников гражданских правоотношений, сложившихся в Республике Крым до ее принятия в Российскую Федерацию, указал, что статья 2.1 Закона N 38-ЗРК, предусматривающая прекращение права собственности Украины и профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014, со дня включения имущества в "Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым", который утвержден постановлением N 2085-6/14, не противоречит нормам Конституции Российской Федерации, гарантирующим конституционную защиту и неприкосновенность частной собственности.
Таким образом, Государственный Совет Республики Крым, принимая постановления от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", от 08.08.2014 N 2440-6/14, действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с Законом N 38-ЗРК и Законом N 6-ФКЗ, устанавливая право собственности Республики Крым на имущество.
Поэтому судами сделан правомерный вывод, что из буквального содержания вышеприведенного пункта 7 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" следует, что собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имеющих подразделений - собственников на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым, а само постановление Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" представляет собой самостоятельный правоустанавливающий документ.
Действительно, как указано ответчиком спорное имущество не было включено в "Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым", утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", однако всё имущество Общества содействия обороне Украины, расположенное на территории Республики Крым, принято в собственность Республики Крым в силу отсутствия у данной организации подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014.
Как обоснованно установлено судами по материалам дела решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым от 29.10.1999 N 938, руководствуясь Инструкцией, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, жилищной политики Украины от 09.06.1998 N 121, право собственности на спорное имущество было оформлено и зарегистрировано за Обществом Содействия обороне Украины (ОСОУ), что подтверждается свидетельством о праве коллективной собственности на строения (том 1 л.д.124).
Доводы кассационной жалобы относительно того, что ответчик является структурным подразделением общественной организации Украины на территории Российской Федерации, в связи с чем была правомерно осуществлена регистрация права собственности на спорное имущество за ответчиком, получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанции, с которой суд округа согласен.
Как следует из Выписки из ЕГРЮЛ (том 1 л.д.46-50) АНО ПО "Алуштинский городской СТК КРОО "ДОСААФ" ОГРН 1159102071050, (имевшее ранее название Коллективное предприятие "Алуштинский городской спортивно-технический клуб (СТК ОСО Украины), имеющее ранее идентификационный код юридического лица 02728266, дата регистрации 06.05.1998, не является структурным подразделением общества содействия обороне Украины в понимании Закона Украины от 22.03.2012 N 4572 "Об общественных объединениях" в редакции на 02.03.2014.
Кроме того, в уставных документах ответчика при государственной регистрации на территории Российской Федерации обстоятельства о том, что указанное юридическое лицо является структурным подразделением ОСО Украины, которое бы в свою очередь принимало решение на регистрацию структурного подразделения украинской общественной организации в лице ответчика, отсутствуют.
Также, согласно пункта 6.3 Устава коллективного предприятия "Алуштинский городской спортивно-технический клуб (СТК) ОСО Украины", имущество, переданное клубу горкомом ОСОУ, принадлежит ему на основаниях полного хозяйственного ведения, является коллективной собственностью ОСО Украины, не подлежит приватизации, выкупу и отчуждению без разрешения Центрального комитета ОСО Украины. ( том 4 л.д.9-15)
Передача клубу имущества на основаниях полного хозяйственного ведения не свидетельствовало в соответствии с действующим законодательством Украины (на 1996 год) о передаче в собственность от одного юридического лица другому. Доказательств перехода права собственности спорного недвижимого имущества от ОСО Украины к Коллективному предприятию "Алуштинский городской спортивно-технический клуб (СТК) ОСО Украины" до 18.03.2014, ответчиком не предоставлено, как и не предоставлено иных доказательств, подтверждающих приобретение права собственности на спорное имущество ответчиком после 18.03.2014.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о правомерной регистрации права собственности на спорное имущество и владения им на законных основаниях коллегия судей считает не состоятельными и необоснованными.
Право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и тем самым восстановить свое нарушенное право собственника предусмотрено статьей 301 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 32, 36 совместного Постановления Пленума 10/22, применяя статью 301 ГК ФР, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ, лицом, которое вправе предъявить виндикационный иск, является, по общему правилу, собственник вещи. Это право принадлежит также в силу статьи 305 ГК РФ лицу, не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на вещном праве либо по иному основанию, установленному законом или договором. При этом защите с помощью виндикационного иска подлежат права именно владельца, а не пользователя. В порядке виндикации подлежит защите не фактическое, а титульное владение. Бремя доказывания титула лежит на собственнике (ином титульном владельце).
При таких обстоятельствах отклоняются ссылки ответчика о том, что действия истца направлены на фактическое выселение ответчика из занимаемых помещений в нарушение договорённостей, изложенных в письме Главы Республики Крым в адрес Министерства обороны Российской Федерации от 09.07.2019 (т.4, л.д.96).
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению положений законодательства о защите права собственности, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 N 3039/07, вопрос о праве собственности на имущество истца, считающего себя собственником спорного имущества, не обладающего зарегистрированным правом на него и фактически не владеющего им, может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска (статья 301 ГК РФ).
Учитывая, что истец, обращаясь с иском о признании права собственности на спорный объект имущества, фактически им не владеет в настоящее время, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что вопрос о праве собственности на объект недвижимости может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных статьями 301 и 302 ГК РФ.
Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота.
Довод ответчика о том, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать в связи с пропуском Министерством трех летнего срока исковой давности, который следует исчислять с момента фактической утраты собственником владения имуществом, то есть с 17.03.2014, подлежит отклонению.
К искам об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, составляющий три года.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление Пленума N 43), следует, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункт 2 статья 199 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума N 43, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно пункту 4 Постановления N 43, в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку в данном случае в собственность Республики Крым было принято имущество Общества Содействия обороне Украины (ОСОУ), но не ответчика, оснований для исчисления срока исковой давности именно с 17.03.2014 не имеется.
Поэтому учитывая совокупность обстоятельств настоящего дела, в том числе выявления спорного имущества в результате инвентаризации имущества ОСОУ, регистрации права собственности на имущество за ответчиком 28.06.2016, поступления искового заявления по данному делу в Арбитражный суд Республики Крым 21.08.2018, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о соблюдении Министерством при подаче иска установленного срока исковой давности.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых решения и постановления, так как судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в связи, с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по делу N А83-13488/2018 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума N 43, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно пункту 4 Постановления N 43, в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 августа 2020 г. N Ф10-2576/20 по делу N А83-13488/2018