город Калуга |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А14-7858/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 27.08.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
Судей |
Е.В. Бессоновой Т.В. Лукашенковой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Н.А.Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Администрация городского округа город Воронеж ОГРН 1023601575733 ИНН 3650002882 |
Иванова Ю.В. - представитель по доверенности от 25.11.2019; |
от заинтересованного лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области ОГРН 1033600046908 ИНН 3664022568
от третьих лиц: Общество с ограниченной ответственностью "Зафира"
Лаврецкая А.В. |
Капранчиков А.В. - представитель по доверенности от 10.02.20;
Воронина М.В. - представитель по доверенности от 12.05.20;
не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А14-7858/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа город Воронеж" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, г. Воронеж (далее - УФАС, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения и предписания N 036/10/18.1-187/2019 от 24.04.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены ООО "Зафира", Лаврецкой А.В.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт.
Третье лицо - Лаврецкая А.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыла, явку своего представителя не обеспечила.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 12.04.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба Лаврецкой А.В. на действия Администрации городского округа город Воронеж как организатора торгов, при организации и проведении конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Кривошеина, 13/13, г. Воронеж.
При рассмотрении поступившей жалобы ООО "СМ-Строй" антимонопольный орган установил следующее.
05.02.2019 на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru организатором торгов размещено извещение о проведении конкурса (далее - Конкурс). В составе извещения объявлено 4 (четыре) лота, в том числе лот N 3, предметом которого являлся отбор управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: ул. Кривошеина 13/13, г. Воронеж (реестровый номер торгов 050219/9011895/01).
Прием заявок на участие в Конкурсе проводился с 05.02.2019 до вскрытия конвертов 07.03.2019 г. по адресу: ул. Среднемосковская, 10, кабинет N 13, г. Воронеж.
Вскрытие конвертов состоялось в 11 ч. 00 мин. 07.03.2019 по адресу: г. Воронеж, ул. Среднемосковская, 10.
Согласно извещению о проведении Конкурса, рассмотрение заявок должно было осуществляться в срок, не превышающий семи дней с даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 07.03.2019, непосредственно подведение итогов конкурса должно осуществляться в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок - 21.03.2019 в 12 часов 00 минут.
В течение срока подачи заявок в Администрацию поступило 6 (шесть) заявок на участие в Конкурсе от: ООО СК "Конструкция", ООО "Зафира", ООО УК "ЖилСтрой-Приоритет", ООО УК "Сервис-Эксперт", ООО "ПИК-Комфорт", ООО УК "Мир".
Заявки ООО "Зафира", ООО УК "ЖилСтройПриоритет", ООО УК "Сервис-Эксперт", ООО УК "Мир" признаны Организатором торгов не соответствующими установленным требованиям, в связи с чем, принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе.
19.03.2019 ООО "Зафира" уведомило Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Кривошеина, 13/13, г. Воронеж, решения способа управления домом.
19.03.2019 организатором Конкурса принято решение N 11-КД/2-2019 об отказе от проведения конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом 13/13 по ул. Кривошеина на основании пункта 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
В целях установления точного времени и даты поступления Организатору торгов сведений о принятом и реализованном собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу г. Воронеж ул. Кривошеина 13/13 решения о способе управления домом, Воронежским УФАС России были направлены запросы в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации и Государственную жилищную инспекцию Воронежской области.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации до рассмотрения антимонопольным органом жалобы Лаврецкой А.В. по существу предоставлена информация исх. N 11875260 от 17.04.2019, свидетельствующая о поступлении протокола N 1 общего собрания собственников в адрес Организатора торгов в 11 часов 15 минут 19.03.2019, т.е. до истечения срока окончания приема оформленных письменных решений собственников, предусмотренного самим протоколом - 19.03.2019 в 16 часов 00 минут.
Организатором торгов также была предоставлена копия письма исх. N 11275848 от 15.01.2018 за подписью начальника отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации. Согласно данному письму в адрес Управления ЖКХ Администрации направлена копия разрешения на ввод объекта (многоквартирного дома, 1 секция, г. Воронеж, ул. Кривошеина 13/13) в эксплуатацию N 36RU36302000-150-2018 от 26.12.2018.
Принимая во внимание дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - 26.12.2018, дату публикации Организатором торгов извещения - 05.02.2019, дату проведения конкурса, определенную в извещении - 21.03.2019 Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о нарушении Администрацией законодательно установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следующих сроков: двадцатидневного срока публикации извещения о проведении конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирного дома по ул. Кривошеина, 13/13, г. Воронеж и сорокадневного срока, исчисляемого с даты публикации извещения до даты проведения конкурса.
Решением УФАС по Воронежской области N 036/10/18.1-187/2019 от 25.04.2019 жалоба гр. Лаврецкой А.В. признана обоснованной.
На основании указанного решения Администрации городского округа город Воронеж выдано предписание N 036/10/18.1-187/2019 об аннулировании решения от 19.03.2019 N 11-КД/2-2019 об отказе от проведения открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом N 13/13 по ул. Кривошеина и продолжении проведения открытого конкурса, предварительно уведомив в разумный срок участников конкурса, заявки которых были признаны соответствующими установленным требованиям: ООО "ПИК-Комфорт" и ООО СК "Конструкция".
Полагая, что данные решение и предписание являются незаконными, Администрация городского округа город Воронеж обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Согласно абз. 1 п. 39 Правил N 75, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09- 830 абзац 1 пункта 39 Правил N 75 был признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В связи с чем, орган местного самоуправления не вправе отказаться от проведения конкурса на право управления многоквартирным домом в случае, если до дня его проведения, указанного в извещении о проведении конкурса, жители этого дома выбрали способ управления, однако в течение года решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно положениям ч. 1 п. 4, ч. 2 ст. 44, чч. 2 и 3 ст. 161 ЖК РФ, волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме является приоритетным при выборе способа управления своим имуществом, поэтому необходимость проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации должна быть обусловлена только отсутствием решения общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом или не реализацией этого решения.
Судом установлено, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Воронеж, ул. Кривошеина, 13/13 (Протокол N 1 от 19.03.2019 г.) выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО "Зафира". УК ООО "Зафира" заключила договоры управления с собственниками помещений в многоквартирном доме, договоры с поставщиками коммунальных услуг города Воронежа.
Администрация городского округа город Воронеж до проведения конкурса была уведомлена ООО "Зафира" об избрании собственниками спорного дома способа управления письмом от 19.03.2019 г.
Следовательно, собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Воронеж, ул. Кривошеина, 13/13 выбрали способ управления данным домом (управление управляющей организацией - УК ООО "Зафира") и реализовали способ управления им, что в силу п. 39 Правил N 75 исключало обязанность органа местного самоуправления проводить указанный конкурс в части вышеуказанного многоквартирного дома.
Суд обосновано отклонив доводы УФАС по Воронежской области о том, что протокол общего собрания N 1 от 19.03.2019 г. составлен ранее времени окончания приема заявок, указал, что данные обстоятельства не свидетельствует о его недостоверности.
В связи с чем, Решение Администрации от 19 марта 2019 г. N 11 -КД/2 - 2019 об отказе в проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании соответствует закону.
Судом установлено, что в связи с принятием решения об отмене конкурса по отбору управляющих организаций на право заключения договора управления многоквартирным домом 13/13 по ул. Кривошеина, лот N 3 извещения N 050219/9011895/01 находится в статусе "отменен/аннулирован".
Согласно ответу Службы поддержки пользователей Официального сайта www.torgi.gov.ru о том, что функционал сайта не предусматривает возобновление торгов после отмены/аннулирования лотов.
При этом, положениями Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 не предусмотрена возможность возобновления проведения процедуры открытого конкурса.
На момент выдачи Предписания Управления ФАС N 036/10/18.1-187/2019 от 25.04.2019 собственниками многоквартирного дома уже был выбран и реализован способ управления многоквартирным домом, управляющая компания преступила к управлению многоквартирным домом, в связи с этим действия по продолжению проведения открытого конкурса будут нарушать права собственников помещений МКД, а так же будут являться основанием для признания недействительным результатов открытого конкурса.
В связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу, что решение и предписание антимонопольного органа по результатам рассмотрения жалобы Лаврецкой А.В. на нарушение процедуры проведения торгов N 036/10/18.1187/2019 от 24.04.2019 являются незаконными и необоснованными, а требования Администрации городского округа город Воронеж подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А14-7858/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
...
Согласно положениям ч. 1 п. 4, ч. 2 ст. 44, чч. 2 и 3 ст. 161 ЖК РФ, волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме является приоритетным при выборе способа управления своим имуществом, поэтому необходимость проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации должна быть обусловлена только отсутствием решения общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом или не реализацией этого решения.
...
Согласно ответу Службы поддержки пользователей Официального сайта www.torgi.gov.ru о том, что функционал сайта не предусматривает возобновление торгов после отмены/аннулирования лотов.
При этом, положениями Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 не предусмотрена возможность возобновления проведения процедуры открытого конкурса."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 августа 2020 г. N Ф10-2880/20 по делу N А14-7858/2019
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2880/20
21.05.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1805/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-7858/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-7858/19