город Калуга |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А84-2776/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 10.09.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
С.И. Смолко |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
Г.А. Стрегелевой
Н.А. Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Прокуратура города Севастополя ОГРН 1147746436200 ИНН 7710961040 |
Махиня В.В. - представлено удостоврение; |
от заинтересованного лица: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя ОГРН 1149204007083 ИНН 9204003736
от третьих лиц: Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройкомплект"
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя |
Клок К.М. - представитель по доверенности от 09.01.2020;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А84-2776/2019,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора города Севастополя (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент архитектуры) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями о признании недействительными разрешений на строительство от 04.03.2019 и от 06.03.2019 NN RU 91-94104000-777-2019, RU 91-94104000-779-2019, RU 91-94104000-780-2019, RU 91-94104000-781-2019, выданных обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройкомплект".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройкомплект" (далее - ООО "СЗ "Стройкомплект", общество, застройщик), Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10.10.2019 заявленные требования заместителя прокурора города Севастополя удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт.
Третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, на основании части 3 статьи 284 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, публичный собственник на основании договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья от 12.10.2018 N 3/ОТ, заключенного Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по результатам открытого аукциона, предоставил обществу право на застройку земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 91:04:001018:326, общей площадью 13879 кв. м, расположенного по адресу г. Севастополь, пр-кт Победы, 29-В, с целью строительства комплекса многоквартирных жилых домов и гаражей, в которых жилые помещения соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью.
В соответствии со статьей 46.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации одновременно с договором об освоении территории с обществом с этой же целью заключен договор аренды земельного участка от 12.10.2018 N 2109.
Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя обществу выдано четыре разрешения на строительство на арендованном земельном участке различных этапов строительства объекта капитального строительства - "Комплекс многоквартирных жилых домов и гаражей по пр. Победы 29-В, г. Севастополь".
Так, 04.03.2019 выдано разрешение N RU91-94104000-777-2019 на строительство 1/1 этапа строительства "Комплекса многоквартирных жилых домов и гаражей по проспекту Победы, 29-В" - гаража на 59 машиномест (Тип 1).
06.03.2019 Департаментом архитектуры выданы разрешения на строительство N RU91-94104000-779-2019-1 этапа строительства комплекса многоквартирных жилых домов и гаражей, N RU91-94104000-780-2019-1/3 этапа строительства гаража на 16 машиномест (Тип 3), N RU91-94104000-781-2019-1/2 этапа строительства гаража на 26 машиномест (Тип 2).
Получив указанные разрешения, общество приступило к строительству 1 этапа строительства объекта капитального строительства - 12-ти этажные секции N 1 и N 2 комплекса многоквартирных жилых домов и гаражей по пр. Победы, 29-В в г. Севастополе, о чем направило соответствующее извещение от 09.04.2019 N 29-01-19 в орган государственного строительного надзора.
26.03.2019 в прокуратуру города Севастополя поступило обращение депутата Совета внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа Белогорцева Д.И. от 25.03.2019 N Б-58, к которому с коллективным заявлением обратились жители дома N 29 по проспекту Победы в г. Севастополе о возможном нарушении законодательства при строительстве на земельном участке с кадастровым номером 91:04:001018:326 комплекса многоквартирных домов в районе дома N 29 по проспекту Победы.
По результатам проведенной прокуратурой города Севастополя проверки доводов обращения с привлечением специалиста Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя установлено, что разрешения на строительство выданы Департаментом архитектуры с нарушением требований действующего законодательства без учета Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского совета от 13.12.2005 N 4114, согласно которому предполагаемый для застройки земельный участок расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и др.), частично в зоне, функциональное назначение которой не определено.
Прокуратурой города Севастополя в адрес Департамента архитектуры внесены протесты от 25.04.2019 N 7-43-2019 об отмене выданных с нарушением закона указанных разрешений на строительство, которые Департаментом архитектуры письмом от 13.05.2019 N 4068/01-02-04-13/02/19 отклонены по мотивам того, что разработанной концепцией развития общественных пространств города Севастополя в рамках государственного контракта от 29.12.2017 N 09/2017 и проектом Правил землепользования и застройки, проектом нового Генерального плана города данная территория не отнесена к территории зеленых насаждений, а отнесена к многоэтажной жилой застройке.
Полагая, что выданные Департаментом архитектуры обществу "СЗ "Стройкомплект" разрешения на строительство объекта капитального строительства выданы с нарушением части 3 статьи 51 ГрК РФ в отсутствие Правил землепользования и застройки, без учета действующего Генерального плана города Севастополя, как основополагающего документа территориального планирования, согласно которому земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне зеленых насаждений и на территории общего пользования, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган, в том числе, градостроительный план земельного участка.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в установленный срок проводит проверку представленных документов, после чего выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган обязан проверить представленную документацию на ее соответствие градостроительному плану, а также установить наличие или отсутствие представленных документов в соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса.
В качестве правоустанавливающего документа на участок общество представило договор аренды от 12.10.2018 N 2109, а также градостроительный план земельного участка от 01.11.2018 N RU94G-00002948.
Согласно градостроительному плану земельного участка от 01.11.2018 N RU94G-00002948, проект планировки территории не утвержден (отсутствует), градостроительные регламенты не установлены, правила землепользования и застройки отсутствуют, действующей градостроительной документацией является Генеральный план города Севастополя, утвержденный решением Севастопольского городского совета от 13.12.2005 N 4114.
В разделе 2.1 градостроительного плана указано, что согласно Генеральному плану города Севастополя предполагаемый к застройке земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и др.), частично в зоне, функциональное назначение которой не определено, а также в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования согласно постановлению Правительства города Севастополя от 23.04.2018 N 248-ПП).
Пунктом 3 статьи 51 ГрК РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 85 ЗК РФ реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами, которые обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу пункта 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП, до принятия правил землепользования и застройки города уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешения на строительство объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок с учетом Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского совета от 13.12.2005 N 4114.
В силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, на что неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации.
Спорный земельный участок согласно действующему Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского совета от 13.12.2005 N 4114, относится к территории общего пользования, на которой предполагается организация земельных насаждений (проектируемые парки, скверы и др.).
В материалы дела представлен фрагмент Генерального плана города Севастополя 2005 года с обозначением границ земельного участка с кадастровым номером 91:04:001018:326, границ магистральной улицы и проектируемой зоны зеленых насаждений общего пользования.
Кроме того, данный земельный участок расположен в границах красных линий территории улично-дорожной сети на территории общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 N 248-ПП "Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования", что следует из представленного фрагмента карты проекта планировки территории.
Отображенные в Проекте планировки и проекте межевания территорий красными линиями улично-дорожная сеть и территории общего пользования являются объектами регионального значения.
Из представленного Департаментом архитектуры фрагмента проекта планировки территории "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования" и фрагмента Генерального плана города Севастополя от 13.12.2005 следует, что земельный участок с кадастровым номером 91:04:001018:326 расположен частично в границах красных линий улично-дорожной сети и на территории общественного пользования.
Указанное нашло свое отражение также и в выданном обществу градостроительном плане земельного участка от 01.11.2018 N RU94G-00002948.
Несмотря на установленные ограничения, отображенная в пункте 2.4 градостроительного плана земельного участка зона допустимого размещения зданий строений и сооружений (жилая застройка) указана не на основании действующего Генерального плана города Севастополя от 13.12.2005, а исходя из проекта генерального плана города Севастополя до 2030 года, который в установленном законом порядке не утвержден и не является действующим документом территориального планирования.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ и пункту 8 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).
Из указанного следует, что спорные разрешения на строительство выданы для целей строительства комплекса многоквартирных жилых домов за счет земель общего пользования, предназначенных для зоны зеленых насаждений и дороги общего пользования, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации и действующим на момент выдачи разрешений на строительство документам территориального планирования города федерального значения Севастополя.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований у Департамента архитектуры для выдачи разрешений на строительство, в связи с чем, удовлетворили требования прокурора о признании недействительными разрешений на строительство от 04.03.2019 и от 06.03.2019 NN RU 91-94104000-777-2019, RU 91-94104000-779-2019, RU 91-94104000-780-2019, RU 91-94104000-781-2019, выданных обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройкомплект".
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора получили надлежащую оценку судов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь п.1ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А84-2776/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.