г.Калуга |
|
17 сентября 2020 г. |
Дело N А84-3025/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Ермакова М.Н. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Департамента городского хозяйства города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2, ОГРН 1149204009932, ИНН 9204005268) - Третьякова Т.А. (дов. от 09.01.2020 N 4, копия диплома);
от заинтересованного лица: Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (299011, г. Севастополь, ул. Балаклавская, д. 9, ОГРН 1147746319302, ИНН 7710959404) - Поляков А.Э. (дов. от 02.06.2020);
от третьих лиц:
Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" (299011, г. Севастополь, ул. Одесская, д. 27б, ОГРН 1169204061443, ИНН 9204563390) - не явились;
Государственного бюджетного учреждения "Горсвет" (299009, г. Севастополь, ул. Ревякина, 1-Б, ОГРН 1169204063027, ИНН 9203541509) - не явились;
Департамента финансов города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2) - не явились;
Правительства Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2) - не явились;
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (127994, г. Москва, ул. Садово-Самотечная, д. 10, стр. 1) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.02.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 по делу N А84-3025/2019,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (далее - УФК, управление) от 20.05.2019 N 74-18-13/1100.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Парки и скверы" (далее - ГБУ "Парки и скверы"), государственное бюджетное учреждение "Горсвет" (далее - ГБУ "Горсвет"), Департамент финансов города Севастополя, Правительство Севастополя.
Решением суда от 03.02.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу управление просит принятые судебные решения оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Определением суда кассационной инстанции от 27.08.2020 судебное заседание было отложено на 16.09.2020 по ходатайству управления.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 16.09.2020 представитель департамента поддержала доводы кассационной жалобы, представитель УФК просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в судебное заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 08.02.2018 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой РФ) и Правительством Севастополя заключено Соглашение N 069-08-2018-095 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя на поддержку государственных программ субъектов Российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Соглашение) - т.1 л.д.64.
Пунктом 1.2 Соглашения предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению, являющему его неотъемлемой частью, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 N 1112-ПП "Об утверждении Государственной программы города Севастополя "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2022 годы".
Согласно пункту 2.1 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете города Севастополя на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году 93 336 300 руб., в 2019 году - 92 959 400 руб., в 2020 году - 92 959 400 руб.
В силу пункта 2.2 Соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету города Севастополя исходя из выраженного в процентах от общего расходного обязательства субъекта РФ, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, уровня софинансирования, равного 95%, составляет в 2018 году не более 88 669 500 руб., в 2019 - не более 88 311 400 руб., в 2020 - не более 88 311 400 руб.
Платежным поручением от 25.04.2018 N 472370 Минстрой РФ перечислило департаменту 88 669 485 руб.
21.11.2016 Постановлением Правительства Севастополя N 1112-ПП утверждена Государственная программа города Севастополя "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2022 годы", которая состоит из нескольких Подпрограмм, в частности, Подпрограммы 4 "Развитие благоустройства города Севастополя", ответственным исполнителем которой определен департамент, участниками определены, в том числе ГБУ "Горсвет" и ГБУ "Парки и скверы".
Цель Подпрограммы 4 - улучшение санитарного состояния и благоустройство города Севастополя.
В рамках Подпрограммы 4 предусмотрены 7 основных мероприятий, в том числе:
- основное мероприятие 1 "Комплекс скоординированных мероприятий, связанных с организацией благоустройства", предусматривавшее, в том числе обустройство мест массового отдыха населения (городских парков);
- основное мероприятие 2 "Обеспечение наружного освещения города Севастополя";
- основное мероприятие 3 "Содержание и развитие парков, скверов", предусматривавшее капитальный ремонт парков и скверов;
- основное мероприятие 7 "Формирование современной городской среды".
Основные мероприятия 1 и 7 должны финансироваться за счет средств федерального бюджета и бюджета города Севастополя. Основные мероприятия 2 и 3 должны финансироваться за счет средств бюджета города Севастополя.
Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018 - 2022 годах, приведен в Приложении N 10 к Государственной программе "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2022 годы".
На основании приказа руководителя УФК от 01.02.2019 N 39 специалистами управления в период с 15.02.2019 по 29.03.2019 проведена плановая выездная проверка в отношении департамента.
Тема проверки - проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Цель проверки - выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в 2018 году.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.03.2019 N 74-18-12/8, в котором зафиксировано, что департамент в целях выполнения Государственной программы "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя" направил полученную из федерального бюджета субсидию и средства бюджета города Севастополя на те мероприятия, которые не были включены в Приложение N 10 к Государственной программе (Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018 - 2022 годах), а именно: на благоустройство общественных территорий "Зеленая зона между гостиницей "Крым" и стадионом "Чайка" - 12 369 903,42 руб., на капитальный ремонт сквера имени В. Блюхера (Балаклавский район города Севастополя) - 17766255,94 руб., осуществленных по заключенным ГБУ "Парки и скверы" госконтрактам, на капитальный ремонт сетей наружного освещения, выполненных ГБУ "Горсвет" - 8 311 400 руб., а всего 38 447 559,36 руб., в том числе за счет субсидии, предоставленной из федерального бюджета, - 36 525 151,39 руб. (Департамент издал приказы: от 31.05.2018 N 193-ОД о предоставлении субсидии ГБУ "Парки и скверы" в сумме 93 336 300 руб. на проведение капитального ремонта, текущего ремонта и разработку технической документации для реализации мероприятия 7 Подпрограммы 4, от 29.08.2018 N 343-ОД о предоставлении субсидии ГБУ "Горсвет" в сумме 8 311 400 руб. на проведение капитального ремонта, текущего ремонта и разработку технической документации для реализации мероприятия 7 Подпрограммы 4).
По результатам проверки УФК 20.05.2019 выдало департаменту предписание N 74-18-13/1100, которым обязало департамент в срок до 01.08.2019 устранить выявленные нарушения и возместить причиненный Российской Федерации (федеральному бюджету) ущерб в размере 36 525 151,39 руб., о чем до 05.08.2019 проинформировать управление (т.1 л.д. 109).
Поданные департаментом возражения на акт проверки оставлены управлением без удовлетворения.
Полагая, что предписание является незаконным, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу, что департамент не вправе был расходовать средства субсидии из федерального бюджета на благоустройство, ремонт, реконструкцию тех объектов, которые не вошли в Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018-2022 гг., являющийся приложением к Государственной программе, а также не вправе был расходовать средства федерального бюджета на мероприятия, которые должны финансироваться за счет средств бюджета города Севастополя, суд первой инстанции отказал департаменту в удовлетворении его заявления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных решений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, совершенное главным администратором (администратором) бюджетных средств, признается бюджетным нарушением.
Статьей 269.2 БК РФ органам внутреннего государственного финансового контроля предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, для чего - проводить проверки и направлять объектам контроля предписания.
В силу пункта 3 статьи 270.2 предписание должно содержать обязательные для исполнения в установленный срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Судами установлено и департаментом не отрицается, что в 2018 году департаментом средства субсидии из федерального бюджета направлены не в соответствии с положениями Государственной программы "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2022 гг.", с нарушением адресности их направления, в результате чего федеральному бюджету причинен ущерб в сумме 36 525 151,39 руб.
В кассационной жалобе департамент ссылается на то, что спорные работы были выполнены во исполнение основного мероприятия 3 "Содержание и развитие парков и скверов" Подпрограммы 4. Однако из Постановления Правительства Севастополя от 21.11.2016 N 1112-ПП следует, что основное мероприятие 3 финансируется за счет средств бюджета города Севастополя, а на спорные мероприятия были израсходованы средства субсидии федерального бюджета.
Доводы департамента о внесении изменений в Подпрограмму 4 в 2019 году, о том, что не следует принимать во внимание адресность при расходовании средств субсидии федерального бюджета, а следует учитывать только перечень мероприятий, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, этим доводам дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.02.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 по делу N А84-3025/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.