город Калуга |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А84-4467/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
||||
судей |
Власова Е.В., Калуцких Р.Г., |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от заявителя жалобы: от иных участвующих в деле лиц: |
не явился, извещен надлежаще; не явились, извещены надлежаще; |
||||
|
|
||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А84-4467/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Купеческий" (далее - ООО "ТД "Купеческий", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными действий, совершенных 18.06.2019 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО, департамент) по отказу в предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию предоставления из земель государственной собственности земельного участка площадью 5 418 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Коммунистическая, 10А, с определением видов разрешенного использования: бытовое обслуживание (код 3.3), деловое управление (код 4.1), магазины (код 4.4), легкая промышленность (код 6.3).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2019 (судья Мирошник А.С.) требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 (судьи: Градова О.Г., Омельченко В.А., Привалова А.В.) решение суда города отменено в части способа восстановления нарушенного права, в указанной части принято новое решение об обязании Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение трех рабочих дней принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по поданному 04.06.2019 обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Купеческий" заявлению о предварительном согласовании предоставления из земель, находящихся в государственной собственности, земельного участка площадью 5 418 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Коммунистическая, 10-А. В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2019 оставлено без изменения.
Полагая решение суда города и постановление суда апелляционной инстанции незаконными и необоснованными, принятыми при неполном выяснении обстоятельств по делу, неправильном применении норм материального и процессуального права, ДИЗО (далее - заявитель, кассатор) обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 отменить, в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что в обжалуемом решении ДИЗО мотивировал отказ в предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию предоставления из земель государственной собственности земельного участка площадью 5 418 кв.м в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории". По мнению кассатора, оснований для предоставления государственной услуги у последнего не имелось. Заявитель указывает, что изменение судом апелляционной инстанции решения суда города в части требований, которые не указаны в просительной части заявления ООО "ТД Купеческий" при обращении в суд за защитой прав, является не допустимым. Обращает внимание, что резолютивная часть обжалуемого решения суда первой инстанции не содержит ссылку на решение (отказ) Департамента от 18.06.2019 N ГУ-исх./6489/19, а также на нормативно-правовой акт, на основании которого возложена обязанность на заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предварительного согласования предоставления земельного участка.
Лица, участвующие в деле, явку своих полномочных представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей сторон.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, 04.06.2019 ООО "ТД "Купеческий" через МФЦ подало в ДИЗО заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, которым просило согласовать предоставление в аренду без торгов земельного участка площадью 5 418 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Коммунистическая, 10-А, с установлением видов разрешенного использования: бытовое обслуживание (код 3.3), деловое управление (код 4.1), магазины (код 4.4), легкая промышленность (код 6.3).
К заявлению приложены (в том числе) правоподтверждающие документы о праве собственности на расположенные на испрашиваемом земельном участке объекты недвижимого имущества (свидетельства о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и договор купли-продажи от 06.10.2004).
Письмом от 18.06.2019 N ГУ-исх-6486/19 за подписью заместителя начальника Управления земельных отношений - начальника отдела оказания государственных услуг Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Широкова Е.Л. заявителю сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что по заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя формирование земельного участка возможно при условии установления видов разрешенного использования: бытовое обслуживание (код 3.3), деловое управление (код 4.1), магазины (код 4.4), по Генеральному плану города Севастополя (утвержденному решением Севастопольского городского совета N 4114 от 13.12.2005) испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне общественной застройки общегородского пользования и районного значения, частично в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства - ТП-52.
Отказ ДИЗО в предоставлении государственной услуги послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению суда округа, удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 7, 39.14, 39.15, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обоснованно исходили из отсутствия у ДИЗО правовых оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию предоставления из земель государственной собственности земельного участка.
Согласно положениям части 1 статьи 39.14 ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. от 25.12.2018, действовавшей на 18.06.2019) предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, предстоящего образованию в границах территории, по которой не утвержден проект межевания, осуществляется без проведения торгов по решению уполномоченного органа о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятого по поданному правообладателем здания заявлению с приложением схемы расположения земельного участка.
Во исполнение требований земельного законодательства, ООО "ТД "Купеческий" обратилось 04.06.2019 в ДИЗО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, которым просило согласовать предоставление в аренду без торгов земельного участка площадью 5 418 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Коммунистическая, 10-А, с установлением видов разрешенного использования: бытовое обслуживание (код 3.3), деловое управление (код 4.1), магазины (код 4.4), легкая промышленность (код 6.3), в удовлетворении которого письмом от 18.06.2019 N ГУ-исх-6486/19 отказано.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15, пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если приложенная к заявлению схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В рассматриваемом случае судами двух инстанций установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного значения.
На испрашиваемом земельном участке нежилых производственных зданий, принадлежащих заявителю на праве собственности, по адресу: г. Севастополь, ул. Коммунистическая, 10а, расположены здания и сооружения:
- производственное здание литера "А" площадью 1 399,90 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:95,
- производственное здание литера "Б" площадью 3 341 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:704,
- гараж-склад "Г" - 34,50 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:705,
- гараж-склад "Е" - 86,10 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:709,
- мастерская "Ж" - 237,30 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:703,
- бокс "Н" - 166,80 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:707, а также сооружения (купленные в соответствии с законодательством Украины): пристройка "а", навесы "Д", "В", "И", "К", "Л", сараи "З", "М", "О", гараж "П" ограждения, помещение I, но по которым по законодательству Российской Федерации не осуществлена государственная регистрация права собственности. В состав производственных зданий литеры "А" и "Б" входят помещения мастерских, торговых залов, кабинеты, сан. узлы, коридоры, лестницы.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если приложенная к заявлению схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пункт 2 статьи 7 ЗК РФ предписывает использовать земли в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Классификатору, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (в ред. от 04.02.2019, действовавшей на 18.06.2019, далее - Классификатор),
- для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье) предусмотрен вид разрешенного использования - "Бытовое обслуживание" (код 3.3), входящий в состав вида "Общественное использование объектов капитального строительства" (код 3.0),
- вид разрешенного использования "Легкая промышленность" (код 6.3) предусмотрен для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для текстильной, фарфоро-фаянсовой, электронной промышленности.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанций на основании представленных доказательств достоверно установлено, что основным видом деятельности заявителя по КВЭД является код 68.20 Аренда и управление собственными или арендованным недвижимым имуществом; дополнительными еще 31 вид деятельности, включая 46.39 Торговля оптовая неспециализированными пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, 47.29 Торговля розничными прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах. Но деятельности по классу ОКВЭД 14, включающий в себя производство швейных изделий, ЕГРЮЛ в отношении заявителя не содержит. Заявитель использует отдельные помещения производственных зданий для сдачи в аренду, в том числе для использования арендаторами помещений для пошива одежды, что по Классификатору соответствует коду 3.3 "Бытовое обслуживание".
Поименованные помещения приобретены заявителем у ОАО "Рембыттехника", оказывавшего услуги по бытовому обслуживанию населения (ремонт бытовой техники); реконструкции этих зданий под объекты легкой промышленности не производилось.
Из состава помещений зданий (мастерские и торговые залы) также следует, что они предназначены для бытового обслуживания населения и торговли.
Пункт 10 статьи 39.15 ЗК РФ устанавливает, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются (в том числе) сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости (подпункт 11.1 пункта 9 статьи 39.15 ЗК РФ).
При этом суды обоснованно сослались на то, что обстоятельства включения в ЕГРН сведений о границах территории с особыми условиями использования в рамках спора не получили документального подтверждения.
Напротив, из сведений Публичной кадастровой карты следует, что по состоянию на 19.06.2019 внесены сведения о земельных участках, расположенных в районе ул. Коммунистическая, 10-А и 10 г. Севастополя:
- в районе доме 10А - площадью 74 кв.м, КН: 91:03:001010:77, вид разрешенного использования "Для размещения объектов",
- в районе доме 10 - площадью 57 кв.м, КН: 91:03:001010:79, вид разрешенного использования "Для размещения объектов".
При этом, расположение испрашиваемого земельного участка рядом с территорией, на которой расположен объект электросетевого хозяйства - ТП-52, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 3.5, подпунктам 3.5.3 и 3.5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", утвержденного Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 N 549-РДЗ (в ред. от 24.04.2019, далее - Административный регламент), государственная услуга состоит из этапов, одним из которых является этап "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании" (пункт 3.5), в рамках которого директор ДИЗО (либо иное уполномоченное лицо) рассматривает поступивший проект распоряжения, принимает решение и подписывает распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо письменный мотивированный отказ, после чего передает документы для направления (вручения) Заявителю; максимальный срок совершения таких действий - 3 рабочих дня.
Применительно к положениям приведенных выше статей земельного законодательства, с учетом установленных по делу обстоятельств суды правильно удовлетворили заявленное обществом требование, возложив на ДИЗО обязательство в течение трех рабочих дней принять решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Ссылка ДИЗО на нарушение норм процессуального права, в части изменения решения суда города апелляционной инстанцией, не ставит под сомнение правильность такого разрешения дела судом апелляционной инстанции.
Само по себе несогласие кассатора с результатами оценки арбитражным судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей оценки судов первой и апелляционной инстанции, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А84-4467/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
8d |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.