г.Калуга |
|
2 октября 2020 г. |
Дело N А14-16356/2019 |
Резолютивная часть постановления составлена 28.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.10.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнерго" (394019, г. Воронеж, ул. Холмистая, д.56б, оф.202, ОГРН 1123668037316, ИНН 3661057192) - не явились;
от заинтересованного лица: Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (394038, г. Воронеж, ул. Конструкторов, д. 82, ОГРН 1023601536200, ИНН 3665004949) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнерго" на определение Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А14-16356/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГазЭнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными приказа Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление Ростехнадзора, управление) от 18.04.2019 N 62 и акта управления Ростехнадзора от 05.06.2019 N 02/ИТЭ.
Определением суда от 17.09.2019 заявление общества принято к производству суда, возбуждено производство по делу N А14-16356/2019.
Определением суда от 20.02.2020 производство по делу прекращено со ссылкой на то, что оспариваемые приказ и акт не являются ненормативными правовыми актами и не подлежат оспариванию в арбитражном суде.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 определение от 20.02.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на неверный вывод судов о том, что оспариваемые акты не являются ненормативными правовыми актами и не порождают для общества правовых последствий. По мнению общества, суды не исследовали приказы управления Ростехнадзора от 22.02.2019 N 48 "О расследовании причин аварии" и от 18.04.2019 N 62 "О расследовании причины аварийной ситуации при теплоснабжении на источнике тепловой энергии" и не оценили приказ от 18.04.2019 N 62 на предмет соответствия его требованиям закона при наличии приказа от 22.02.2019 N 48; изложенные в акте обстоятельства порочат деловую репутацию общества.
В отзыве на жалобу управление просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в судебное заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей общества и управления в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между обществом (исполнитель) и муниципальным казенным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство "Масловское" муниципального образования Никольского сельского поселения (заказчик, далее - предприятие) был заключен ряд договоров об оказании услуг и проведении работ в отношении объекта - блочно-модульной котельной, расположенной по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, пос. 1 отд. свх. "Масловский", ул. Школьная, 7.
Так, 01.09.2018 между обществом (исполнитель) и предприятием (заказчик) заключен договор N 71 на техническое и аварийное обслуживание и ремонт газового оборудования котельной. Обязательства по договору обществом исполнены.
21 марта 2019 г. в 10 час. 30 мин. произошел взрыв водогрейного отопительного жаротрубного котла VК-1500 N 1 указанной котельной.
В связи с произошедшей аварией управлением Ростехнадзора был издан приказ от 22.03.2019 N 48 "О расследовании причин аварии" согласно Порядку проведения технического расследования причин аварии, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 (далее - Порядок N 480), и была создана комиссия.
В процессе проводимого расследования выяснено, что авария произошла из-за резкого повышения давления (сверх допустимого) в водяном пространстве котла. Связи аварии с неисправностью автоматики безопасности, установленной на газопроводах и газоиспользующем оборудовании, не выявлено.
18 апреля 2019 г. управлением Ростехнадзора издан приказ N 62 "О расследовании причины аварийной ситуации при теплоснабжении на источнике тепловой энергии" согласно Правилам расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 N 1114 (далее - Правила N 1114), и была создана комиссия по расследованию причин аварии.
По результатам расследования причин аварийной ситуации при теплоснабжении 05.06.2019 составлен акт N 02/ИТЭ (т.1 л.д.12).
Не согласившись с выводами комиссии о причинах аварии и виновных лицах, в том числе о частичной вине общества, изложенными в акте N 02/ИТЭ, и полагая, что издание управлением приказа от 18.04.2019 N 62 без отмены приказа от 22.03.2019 N 48 является незаконным, и оспариваемые акт и приказ нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что оспариваемые приказ и акт не являются ненормативными правовыми актами и не порождают для общества каких-либо прав и обязанностей.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с судебными актами в части оспариваемого приказа и полагает, что в этой части требований судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения заявления по существу, в части оспариваемого акта судебные решения следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть признан судом недействительным. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ и главы 24 АПК РФ может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, который исходит от государственного органа в связи с реализацией им публичных полномочий, принят в одностороннем порядке, обличен в определенную форму, содержит обязательные предписания, распоряжения, направлен на установление, изменение или прекращение правоотношений, влекущий неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество оспаривает приказ управления Ростехнадзора от 18.04.2019 N 62 "О расследовании причины аварийной ситуации при теплоснабжении на источнике тепловой энергии" и акт N 02/ИТЭ о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении, произошедшей 21.03.2019.
Оспаривая приказ от 18.04.2019 N 62, общество ссылается на его незаконность в связи с действием предыдущего приказа управления от 22.03.2019 N 48, принятого согласно Порядку N 480, полагая, что расследование причин аварии в рамках приказа от 18.04.2019 N 62, принятого согласно Правилам N 1114, необоснованно и нарушает его права и законные интересы как организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт газового оборудования котельной.
Учитывая, что приказ является документом властно-распорядительного характера, исходит от государственного органа в связи с реализацией им публичных полномочий, принят в одностороннем порядке, обличен в определенную форму, содержит обязательные предписания, распоряжения и исполнение этого акта может затронуть права и интересы общества, суд безосновательно пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ не является ненормативным правовым актом.
Акт проверки не является документом властно-распорядительного характера. В акте фиксируются установленные при проверке обстоятельства, касающиеся предмета проверки. Несогласие с зафиксированными в акте фактами может быть выражено лицом, чьи права затронуты этим актом, при рассмотрении дела, возбужденного на основании результатов проверки.
Поэтому акт проверки не является ненормативным правовым актом и не подлежит самостоятельному обжалованию в суде в порядке главы 24 АПК РФ. Суд по праву, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, прекратил производство по делу в этой части требований.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости определение от 20.02.2020 и постановление от 29.07.2020 отменить в части прекращения производства по делу по требованию общества о признании недействительным приказа управления Ростехнадзора от 18.04.2019 N 62, дело в этой части направить на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
В остальной части определение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А14-16356/2019 в части прекращения производства по делу по требованию общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнерго" о признании недействительным приказа Верхне-Донского управления Ростехнадзора от 18.04.2019 N 62 отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
В остальной части определение от 20.02.2020 и постановление от 29.07.2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.