г. Калуга |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А83-13629/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Бессоновой Е.В., Ключниковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жаркиной М.А.
при участии представителей:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (ОГРН 1149102099717, ИНН 9102048801, г. Симферополь, пр-т Кирова, д. 52): Абажер С.И. (доверенность от 19.12.2019);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Норд-Вест": не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Судостроительный завод "Залив" (ОГРН 1147746919044, ИНН 7704871335, г. Керчь, ул. Танкистов, д. 4): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Остов" (ОГРН 1149204036244, ИНН 9204017520, г. Севастополь, ул. Маршала Геловани, д. 1, помещение 36): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 января 2020 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2020 года по делу N А83-13629/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - ГУП РК "Черноиморнефтегаз, заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - управление, антимонопольный орган) от 03.07.2019 по делу N 06/1648-19.
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Норд-Вест" (далее - ООО "Норд-Вест"), общества с ограниченной ответственностью "Судостроительный завод "Залив" (далее - ООО "СЗ "Залив"), общества с ограниченной ответственностью "Остов" (далее - ООО "Остов").
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 января 2020 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу иными лицами, участвующими в деле, не представлены.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГУП РК "Черноморнефтегаз" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N 31907640074 о проведении предварительного квалификационного отбора по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ по текущему ремонту судна обеспечения/судна специального назначения "Нефтегаз-68" (способ определения поставщика - аукцион с ограниченным участием).
По результатам рассмотрения и оценки заявок квалификационной комиссией предприятия принято решение о включении в реестр потенциальных участников филиала "Севастопольский морской завод", ООО "Остов", ООО "Судостроительный завод "Залив"). ООО "Норд-Вест" отказано во включении в реестр потенциальных участников.
Решением управления от 03.07.2019 по делу N 06/1648-19, принятого по жалобе ООО "Норд-Вест", действия предприятия по допуску ООО "Остов" к участию в отборе признаны нарушающими положения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Управлением выдано предписание, которым предписано отменить протоколы, составленные в ходе осуществления закупки; рассмотреть заявки, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и с учетом решения от 03.07.2019 по делу N 06/1648-19.
Не согласившись с указанными решением и предписанием управления, ГУП "Черноморнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые решение и предписание управления соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы предприятия.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом N 223-ФЗ, целями регулирования которого названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 этого Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из содержания подпунктов 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ следует, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, закупочная комиссия заказчика при осуществлении процедур рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в закупочных процедурах, должна руководствоваться, в том числе, положением о закупке, документацией о закупке.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из документации о закупке (пункт 4 раздела 1 документации о проведении предварительного квалификационного отбора (далее - документация о закупке), ГУП РК "Черноморнефтегаз" установлено следующее специальное (квалификационное) требование к участникам предварительного отбора: "Наличие свидетельства о признании Российским Речным Регистром на выполнение следующих видов работ: ремонт корпуса и корпусных конструкций, ремонт судовых механизмов систем и устройств, ремонт судового электрооборудования. В соответствии с п. 22 "Положения о классификации и об освидетельствовании судов" утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 102 от 14 апреля 2016 г. (является обязательным требованием). Чем подтверждается: копией свидетельства о признании Российским Речным и Регистром".
В перечне документов, которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным специальным (квалификационным) требованиям названо "Свидетельство о признании Российским Речным Регистром на выполнение следующих видов работ: ремонт корпуса и корпусных конструкций, ремонт судовых механизмов систем и устройств, ремонт судового электрооборудования. В соответствии с п. 22 "Положения о классификации и об освидетельствовании судов" утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 102 от 14 апреля 2016 г. (является обязательным требованием)."
Установив, что в свидетельстве о признании Российским Речным Регистром N 04754 от 04.08.2017 не предусмотрена возможность выполнения ООО "Остов" работ по ремонту корпуса и корпусных конструкций, суды признали обоснованным вывод антимонопольного органа о несоответствии ООО "Остов" специальным (квалификационным) требованиям, установленным предприятием.
В силу положений пункта 11 раздела 1 документации о закупке квалификационная комиссия отказывает участнику предварительного квалификационного отбора, подавшему заявку, во включении в реестр потенциальных участников закупки, в том числе в случае несоответствия участника обязательным, дополнительным и специальным (квалификационным) требованиям, установленным документацией о предварительном квалификационном отборе; отсутствия обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
При этом в документации также прямо указано, что в случае непредоставления свидетельства о признании Российского Речного Регистра заявка участника не рассматривается, участник не допускается.
Аналогичные правила предусмотрены утвержденным заказчиком Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК "Черноморнефтегаз".
Из положений пунктов 4, 5, 11 раздела 1 документации о закупке следует, что свидетельство о признании Российским Речным Регистром должно содержать указание на возможность выполнения в числе прочего работ по ремонту корпуса и корпусных конструкций. Отсутствие такого указания является основанием для вывода о несоответствии участника специальным (квалификационным) требованиям и отказа во включении такого участника в реестр.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Закона N 223-ФЗ, суды признали оспариваемые решение и предписание управления законными и обоснованными.
Доводы заявителя жалобы о том, что ООО "Остов" были представлены документы, подтверждающие право на выполнение работ иными лицами, обоснованно отклонены судами, поскольку в данном случае, исходя из положений документации, специальные (квалификационные) требования установлены именно в отношении участника предварительного квалификационного отбора и несоответствие участника таким требованиям является основанием для отказа во включении его в реестр потенциальных участников закупки.
Как верно отмечено судами, предусмотренная документацией о закупке возможность привлечения субподрядных организаций может быть реализована только теми участниками закупки, которые соответствуют установленным закупочной документацией требованиям и включены в реестр потенциальных участников. ООО "Остов" не соответствует специальным (квалификационным) требованиям и, следовательно, в соответствии с документацией о закупке не может быть включено в реестр потенциальных участников.
Статья. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях. Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках.
В этой связи довод ГУП РК "Черноморнефтегаз" о том, что при рассмотрении жалобы ООО "Норд-Вест" комиссия управления вышла за пределы своих полномочий, признан судами несостоятельным, поскольку при рассмотрении жалоб, поданных 31.12.2017 и позднее, антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, в частности, если права участников нарушены несоблюдением заказчиком требований к информационной открытости закупки, установлением неизмеряемых требований к участникам закупки, необоснованным ограничением конкуренции и несоблюдением принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Кроме того, жалоба подана участником закупки, право на обращение которого в антимонопольный орган прямо предусмотрено частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, содержала доводы как об отклонении заявки ООО "Норд-Вест", так и о неправомерном допуске ООО "Остов", и правомерно рассмотрена комиссией антимонопольного органа по существу в пределах ее доводов.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую оценку, основаны на неправильном толковании норм материального права, а также свидетельствуют о несогласии предприятия с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 288 АПК РФ не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 января 2020 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2020 года по делу N А83-13629/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях. Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках.
В этой связи довод ГУП РК "Черноморнефтегаз" о том, что при рассмотрении жалобы ООО "Норд-Вест" комиссия управления вышла за пределы своих полномочий, признан судами несостоятельным, поскольку при рассмотрении жалоб, поданных 31.12.2017 и позднее, антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, в частности, если права участников нарушены несоблюдением заказчиком требований к информационной открытости закупки, установлением неизмеряемых требований к участникам закупки, необоснованным ограничением конкуренции и несоблюдением принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Кроме того, жалоба подана участником закупки, право на обращение которого в антимонопольный орган прямо предусмотрено частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, содержала доводы как об отклонении заявки ООО "Норд-Вест", так и о неправомерном допуске ООО "Остов", и правомерно рассмотрена комиссией антимонопольного органа по существу в пределах ее доводов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 октября 2020 г. N Ф10-3817/20 по делу N А83-13629/2019