г. Калуга |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А64-8400/2017 |
Резолютивная часть постановления принята 15.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
судей |
Сорокиной И.В., Шильненковой М.В., |
|
|
при участии в судебном заседании: |
|
от истца - ООО "Транзит 68/18" |
не явились, извещены надлежаще; |
от ответчиков - Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" от третьих лиц - |
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транзит 68/18" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.01.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 по делу N А64-8400/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транзит 68/18" (далее - ООО "Транзит 68/18", истец, ОГРН 1106829000090, ИНН 6829062610) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском о взыскании с Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" (далее - ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", ответчик, ОГРН 1026801157184, ИНН 6831011838), а при недостаточности средств, о взыскании в субсидиарном порядке с Субъекта Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее - Управление социальной защиты, ответчик, ОГРН 1066829045513, ИНН 6829020433), образовавшиеся в июне - июле 2017 года расходы по предоставлению льгот по договору N 9-ОК от 24.06.2016 о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова, в размере 100 325 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Тамбовской области (ОГРН 1026801158009, ИНН 6831003555) и Финансовое управление Тамбовской области (ОГРН 1026801161265, ИНН 6831001090).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.01.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, истец обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.01.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 по делу N А64-8400/2017 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы кассатор ссылается на то, что ООО "Транзит 68/18" осуществляло перевозку пассажиров с соблюдением прав отдельных категорий граждан на льготный проезд, в связи с чем, исходя из договора N 9-ОК от 24.06.2016 и положений ст. 790 ГК РФ, выплаты, причитающиеся истцу, носят исключительно компенсационный характер и должны быть возмещены истцу в полном объеме.
По мнению кассатора, осуществление ответчиком оплаты по ранее предъявленным талонам иным перевозчиком не может являться основанием для отказа в оплате ООО "Транзит 68/18" льготных талонов, предъявленных позднее. Заявитель указывает на то, что предъявленные обществом к оплате талоны не имеют признаков подделки.
Истец, ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей указанных лиц в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.06.2016 между ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" (учреждение) и ООО "Транзит 68/18" (перевозчик) был заключен договор N 9-ОК о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова, предметом которого является возмещение учреждением перевозчику расходов, связанных с предоставлением льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова, категориям граждан, указанным в разделе 2 Приложения N 1 к постановлению администрации Тамбовской области N 801 от 08.07.2009.
В соответствии с пунктом 2.1 договора перевозчик обязан обеспечивать предоставление льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 договора, а также подекадно (1-го, 11-го и 21 -го числа каждого месяца) представлять в учреждение талоны, полученные от граждан, указанных в разделе 1 договора (талоны предоставляются по акту приема-передачи раздельно по номиналу); акт оказанных услуг; счет на возмещение расходов за предоставленный льготный проезд граждан в общественном транспорте (представляется после сверки и подписания акта оказанных услуг).
Пунктом 2.2 договора на учреждение возложены обязанности: производить подсчет предъявленных талонов (п. 2.2.1 договора); в течение 10-ти рабочих дней организовывать внесение представленных талонов в электронный реестр по форме, установленной Управлением социальной защиты, производить их сверку (п. 2.3.2 договора); подписывать ежедекадно акты оказанных услуг с перевозчиком по результатам сверки предъявленных талонов. Акты подписываются руководителями, главными бухгалтерами и заверяются гербовыми печатями сторон (п. 2.3.3 договора); осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств возмещение расходов перевозчика, связанных с предоставлением льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 договора, путем перечисления денежных средств на расчетный счет перевозчика не позднее трех дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет учреждения (п. 2.3.4 договора).
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что учреждение несет ответственность по объемам финансирования (возмещения расходов) перевозчика, согласно п. 2.3.4 договора в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств.
Договор вступает в силу с 01.07.2016, действует до 31.12.2016 и считается пролонгированным на каждый последующий год, если ни одна из сторон не менее чем за 20-ть дней до предполагаемого окончания срока его действия не уведомила в письменном виде о намерении расторгнуть, либо изменить условия договора (п. п. 5.3, 5.4 договора).
В процессе исполнения обязательств по договору в июне - июле 2017 года истцом первому ответчику предъявлялись к возмещению акты оказанных услуг по обеспечению льготного проезда отдельных категорий граждан с приложением подтверждающих первичных документов (соответствующих талонов).
Акты оказанных услуг по обеспечению льготного проезда отдельных категорий граждан ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" подписаны с протоколами разногласия, согласно которым общая разница разногласий составила сумму 100 325 руб.
Неполная оплата понесенных ООО "Транзит 68/18" расходов в связи с провозом льготной категории пассажиров и оставление претензионного письма б/н от 05.09.2017 без удовлетворения послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правомерно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 786, ч. 1 ст. 789 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
Частями 2, 5 ст. 790 ГК РФ установлено, что плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 льгота по проезду на общественном транспорте отдельных категорий граждан из предусмотренного вышеперечисленными законодательными актами перечня льгот была исключена, предоставление соответствующей льготы в натуральной форме заменено на денежную компенсацию.
Субъектам РФ и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Администрации Тамбовской области N 801 утвержден Порядок предоставления и финансирования льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и возмещения реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории РФ (Порядок льготного проезда), согласно п. 4.1 которого проезд в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам в пригородном сообщении гражданин оплачивает льготными проездными талонами с предъявлением необходимых документов.
Согласно п. 5.1 Постановления Администрации Тамбовской области N 801 при проезде в автомобильном транспорте на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок граждане, указанные в п. п. 2.1. и 2.2. Порядка льготного проезда, приобретают билеты с оплатой 50% от действующих тарифов на перевозки пассажиров или бесплатные билеты в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - у водителя или кондуктора непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта, на основании документа, удостоверяющего личность, удостоверения установленного образца, справки о реабилитации, исходя из категории, к которой они относятся.
Пунктом 3.4. Постановления Администрации Тамбовской области N 801 предусмотрено, что средства, полученные от реализации талонов, ежемесячно, не позднее трех рабочих дней со дня подписания обеими сторонами акта оказанных услуг, распространитель перечисляет в доход бюджета Тамбовской области на лицевой счет администратора доходов по соответствующему коду бюджетной классификации. Отчет о полученных и перечисленных в доход бюджета Тамбовской области средств от реализации льготных проездных талонов по форме, утвержденной приказом Управления социальной защиты, представляется в это Управление.
Таким образом, сумма, перечисляемая перевозчику за оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан, складывается из компенсации денежных средств в порядке п. п. 3.4. и 5.1. Постановления Администрации Тамбовской области N 801 и составляет 50% - средства, поступившие в доход бюджета Тамбовской области от продажи талонов, 50% - средства бюджета Тамбовской области по взятым на себя расходным обязательствам.
13.06.2017 по результатам проведения открытого конкурса между ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" и ООО "Тамбовский центр регионального развития" (ООО "ЦРР-Тамбов") был заключен договор аутсорсинга с правом получения субсидий из бюджета Тамбовской области, по условиям которого ООО "ЦРР-Тамбов" передана функция по формированию электронного реестра льготных талонов, предоставленных в ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" от перевозчиков, в том числе от ООО "Транзит 68/18".
После получения талонов от перевозчика, ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" ежедекадно передавало полученные талоны по акту приема-передачи аутсорсеру для формирования электронного реестра.
После получения сформированного электронного реестра, ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" производило его сверку с программным комплексом "Сверка реестров льготных талонов". Данный программный комплекс осуществляет сверку талонов из электронного реестра перевозчиков с базами данных выпущенных талонов и с базой данных электронных реестров талонов перевозчиков.
Талоны в результате сверки не принимаются к возмещению по двум причинам: талон отсутствует в базе данных выпущенных талонов; талон уже присутствует в базе данных электронных реестров талонов перевозчиков и уже принят к возмещению.
Истцом в качестве доказательства выполнения обязательств представлены акты оказанных услуг и соответствующие талоны. При этом, ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" данные акты подписаны с протоколами разногласия, согласно которым разница составила 100 325 руб.
В силу части 2 статьи 786 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Пунктом 42 утвержденных постановлением Правительства РФ N 112 от 14.02.2009 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Правила перевозки) определено, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Билет должен содержать обязательные реквизиты: наименование, серию, номер; наименование организации, его выдавшей; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; стоимость (п. 43 Правил перевозки).
В качестве доказательства оказания услуг истцом были представлены акты оказанных услуг, путевые листы, подтверждающие факт выезда автобуса на маршрут, и билетно-учетные листы за период июнь - июль 2017 года, по представленным документам ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" проведена сверка.
В рассматриваемом случае, разногласия у сторон по оплате возникли в результате предоставления "задвоенных" билетов, то есть талонов, которые по результатам сверки не реализовывались распространителем, а также количество которых превысило количество выпущенных талонов, талоны которые уже присутствовали в реестре и были оплачены иному перевозчику.
Как верно указано судами, представленные ООО "Транзит 68/18" билетно-учетные листы содержат только количественные показатели, то есть в них указано общее количество реализованных льготных талонов номиналом 7,5 руб. и номиналом 15 руб., но отсутствует информация о сериях и номерах талонов.
Из анализа билетно-учетных листов не представляется возможным сделать вывод о том, что они подтверждают факт перевозки именно по талонам, в отношении которых ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" составлены протоколы разногласий и не произведена оплата.
Судами правомерно приняты данные, содержащиеся в протоколах сверки реестров льготных талонов, а также информация о непринятых талонах, оплаченных ранее другим перевозчикам, подтверждающие количество перевезенных лиц, пользующихся льготами, за спорный период.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности, и установив, что расходы по предоставлению льгот на общую сумму 100 325 руб. истцом не доказаны, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств не свидетельствует о нарушении судами принципов состязательности и равноправия сторон, не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в том числе в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судами допущено не было.
Учитывая изложенное, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, принятые по настоящему делу судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.01.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 по делу N А64-8400/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.