город Калуга |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А09-8307/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Калуцких Р.Г., Крыжской Л.А.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (Брянская область, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53, ОГРН 1043244026605, ИНН 3250057478): Васекиной С.А. - представителя по доверенности от 20.01.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (Смоленская область, г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 63, ОГРН 1156733016087, ИНН 6732111863): не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 24 октября 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2020 года по делу N А09-8307/2019,
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее - УФНС России по Брянской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - ООО "Стройсервис", общество) о признании недействительным решения общества от 29.07.2019 N 2907 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.01.2019 N 0127100007418000040-0018989-03.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.10.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе управления ставится вопрос об отмене решения, постановления, как не соответствующих требованиям закона.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представитель управления доводы жалобы поддержал.
Представители общества, извещавшегося о судебном разбирательстве, в суд округа не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы отзыва на кассационную жалобу, заслушав участника процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 17.01.2019 по результатам проведенного электронного аукциона между управлением (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт N 0127100007418000040-0018989-03, предусматривающий, что исполнитель обязан оказать заказчику услуги по комплексной уборке зданий, помещений и прилегающей территории налоговых органов Брянской области в 2019 году в объеме, установленном техническим заданием (приложение N 1 к контракту), в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом, а заказчик - принять и оплатить эти услуги.
В силу пунктов 1.4, 2.7 названного контракта оплата услуг производится ежемесячно после подписания сводного акта приемки-передачи оказанных услуг и выставленных исполнителем счетов-фактур.
Пунктом 10.1 указанного контракта предусмотрено, что его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Сторона, решившая расторгнуть контракт в одностороннем порядке, уведомляет другую сторону надлежащим образом; через десять дней с даты уведомления контракт считается расторгнутым (пункт 10.3).
Как видно из материалов дела, между сторонами возникли разногласия по поводу исполнения условий контракта обществом и оплаты услуг управлением.
УФНС России по Брянской области 03.07.2019 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, ссылаясь на неоднократное ненадлежащее исполнение и неисполнение со стороны общества условий контракта.
Также УФНС России по Брянской области в адрес ООО "Стройсервис" 08.07.2019 направлено письмо о мотивированном отказе от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг за июнь 2019 года, обоснованное тем, что за этот месяц обязательства обществом были выполнены не в полном объеме; на сумму 47 078 руб. 20 коп. услуги не оказаны.
До даты (06.08.2019) получения вышеуказанного решения УФНС России по Брянской области от 03.07.2019 ООО "Стройсервис" письмом от 29.07.2019 N 2907 направило в адрес управления решение об одностороннем расторжении контракта, которое было получено управлением 02.08.2019.
Полагая, что общество незаконно в одностороннем порядке приняло 29.07.2019 решение о расторжении контракта, управление обратилось в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Судом первой инстанции в требованиях управления отказано. Суд апелляционной инстанции верно оставил решение суда без изменения, правомерно исходя из следующего.
По условиям заключенного сторонами контракта допускается отказ от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
К отношениям сторон в связи с заключенным между ними государственным контрактом от 17.01.2019 N 0127100007418000040-0018989-03 при разрешении дела правильно применены положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирующей возмездное оказание услуг.
Пунктом 2 статьи 782 ГК РФ предусмотрено право исполнителя на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии возмещения заказчику убытков. При этом положения пункта 2 статьи 782 ГК РФ не исключают возможности возмещения убытков исполнителем заказчику после отказа от исполнения договора.
Суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что принятие обществом оспариваемого управлением решения от 29.07.2019 N 2907 связано с реализацией обществом предоставленного законом права на односторонний отказ от договорных отношений.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что управление не лишено права на обращение в суд с требованием о взыскании с общества убытков, понесенных в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения государственного контракта.
Что касается оценки на предмет добросовестности действий общества в вопросе исполнения договорных обязательств по государственному контракту от 17.01.2019, то она дана при рассмотрении дела N А09-12711/2019, по которому было вынесено решение Арбитражным судом Брянской области от 05.02.2020, оставленное без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2020, об отказе в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 28.08.2019 N РНП-32-408 о включении информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков, принятого на основании заявления УФНС России по Брянской области от 20.08.2020.
Кассационная жалоба, по сути повторяющая доводы, приводившиеся при рассмотрении дела в судах двух инстанций, правильно не признанные судами состоятельными, не содержит каких-либо доводов, которые бы могли повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24 октября 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2020 года по делу N А09-8307/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 10.1 указанного контракта предусмотрено, что его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Сторона, решившая расторгнуть контракт в одностороннем порядке, уведомляет другую сторону надлежащим образом; через десять дней с даты уведомления контракт считается расторгнутым (пункт 10.3).
...
К отношениям сторон в связи с заключенным между ними государственным контрактом от 17.01.2019 N 0127100007418000040-0018989-03 при разрешении дела правильно применены положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирующей возмездное оказание услуг.
Пунктом 2 статьи 782 ГК РФ предусмотрено право исполнителя на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии возмещения заказчику убытков. При этом положения пункта 2 статьи 782 ГК РФ не исключают возможности возмещения убытков исполнителем заказчику после отказа от исполнения договора."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2020 г. N Ф10-3645/20 по делу N А09-8307/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3645/20
10.06.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8628/19
24.10.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8307/19
13.08.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-8307/19