город Калуга |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А08-9600/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 11.12.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
Т.В. Лукашенковой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
С.И. Смолко
Н.А. Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ОГРН 1023101638097 ИНН 3125004310 |
Макотров А.А. -представитель по доверенности от 07.07.2020; |
от заинтересованного лица: Общество с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" ОГРН 1023101180321 ИНН 3116003662
от третьего лица: Алексеенко Нелли Валерьевна |
Бубликов А.В. - представитель по доверенности от 18.09.2018;
не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2020 по делу N А08-9600/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" (далее - Общество) о взыскании излишне перечисленного пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 24.08.2017 по 11.12.2017 в размере 103 359 руб. 04 коп., в связи с предоставлением недостоверных сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Алексеенко Нелли Валерьевне.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Алексеенко Нелли Валерьевн.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 12.11.2019 (с учетом определения об исправлении опечатки от 13.12.2019) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого апелляционного суда от 30.08.2020 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении искового заявления Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании с общества ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" 103 359 руб. 04 коп. излишне перечисленной суммы пособия по временной нетрудоспособности отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Третье лицо, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыло, явку своего представителя не обеспечило.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Общество состоит на учете в качестве страхователя в Государственном учреждении - Белгородском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Положение), Общество в лице своего филиала - мясоперерабатывающего комплекса "Ясные зори" (регистрационный номер 3104161059) направило в электронной форме в Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации реестры сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности своему работнику, Алексеенко Нелли Валерьевне.
Фонд по принятым от Общества электронным реестрам сведений произвело назначение и выплатило Алексеенко Н.В. пособие по временной нетрудоспособности в 2017 году за 248 календарных дней (из 260 календарных дней) на общую сумму 275 359 руб. 36 коп. Оставшаяся часть - 12 календарных дней были оплачены страхователем в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ), как первые три дня временной нетрудоспособности (то есть как новые страховые случаи: с 6 по 8 марта 2017 года, с 5 по 7 апреля 2017 года, с 26 по 28 апреля 2017 года и с 21 по 23 сентября 2017 года).
В 2018 году Фондом при проведении проверки по выплате пособия по временной нетрудоспособности Алексеенко Н.В. было установлено, что Алексеенко Н.В. (СНИЛС N 007-712-308 20), является инвалидом, и была включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи с 11.11.2014.
Однако в представленных ответчиком реестрах отсутствовала информация об инвалидности застрахованного лица (в графе "Условие исчисления" не проставлен код "45", обозначающий, что на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности).
В связи с нарушением пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 225-ФЗ Фонд направил в адрес Общества требование о возмещении излишне перечисленного за счет средств Фонда пособия по временной нетрудоспособности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 103 359 руб. 04 коп., в срок до 06.08.2018.
Неисполнение Обществом указанного требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Фондом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что страхователь не указал сведения об условиях исчисления пособия, а именно код "45", а также не ограничил период, подлежащий оплате за счет средств фонда, пятимесячным сроком, в результате чего Алексеенко Н.В. было излишне выплачено пособие на сумму 103 359 руб. 04 коп. В связи с представлением страхователем в Фонд недостоверных сведений, повлекшим за собой выплату излишних сумм пособия по временной нетрудоспособности, суд первой инстанции указал, что причиненный истцу по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ ущерб подлежит возмещению страхователем.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (части 1, 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено "Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 Белгородская область с 01.07.2015 по 31.12.2020 участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения) извещение о представлении недостающих документов или сведений (далее - извещение) по форме, утверждаемой Фондом.
В таком случае недостающие документы или сведения представляются страхователем в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения.
Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
При поступлении в территориальный орган Фонда документов или сведений, подтверждающих наличие оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", территориальный орган Фонда выносит мотивированное решение о таком отказе. Форма решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности утверждается Фондом.
Решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности направляется (вручается) застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в течение 2 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
При поступлении в территориальный орган Фонда с нарушением установленных требований заявления и документов либо реестра сведений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, или документов, указанных в пунктах 10 и 12 настоящего Положения, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их поступления выносит мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов (сведений) по форме, утверждаемой Фондом (пункт 14 Положения).
В отличие от порядка, установленного статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ порядок выплаты пособия, установленный Положением, предусматривает, что на работодателя возлагается обязанность принять заявление работника о выплате пособия и, подготовив необходимые документы, направить заявление и документы работника либо соответствующий реестр по установленной форме и в установленном формате в территориальный орган Фонда, который и принимает решение о наличии оснований для выплаты пособия и о собственно выплате пособия.
Как следует из пункта 16 Положения, страхователь несет ответственность за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании трудового договора N 359 от 04.12.2014, заключенного между МПК "Ясные зори" (филиал Общества) и Алексеенко Н.В., работник принята на работу в цех убоя производства по забою и глубокой переработки птицы на должность обработчика птицы 3 разряда. Страхователем в Фонд представлены сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, содержащие данные для назначения и выплаты пособия Алекссеенко Н.В., которая на момент наступления временной нетрудоспособности имела инвалидность. При предоставлении в Фонд реестров в соответствии с вышеприведенным порядком страхователь в графах, предусматривающих отражение сведений об условиях исчисления пособия, не указал код "45", который подлежит указанию в случае наличия у застрахованного лица инвалидности, а также не ограничил период, подлежащий оплате за счет средств фонда, пятимесячным сроком, что по мнению Фонда, действия страхователя привели к тому, что Алексеенко Н.В. излишне выплачено пособие на сумму 103 359 руб. 04 коп.
Согласно части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ, главе I Приказа ФСС РФ от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения", если на момент наступления временной нетрудоспособности застрахованное лицо имело группу инвалидности необходимо ставить код "45". Проставление данного кода необходимо для контроля органами Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и порядка исчисления пособия инвалидам.
Если у лица, имеющего инвалидность, продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд или 5 месяцев в календарном году, то работодатель указывает код "49" (сверх 4 месяцев) или код "50" (сверх 5 месяцев).
Согласно части 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
В силу положений статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В установленный статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, не содержит в себе указание на справку об установлении лицу группы инвалидности либо на документы, из которых страхователь имел бы возможность установить спорный факт.
Необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов с учетом специфики работы в настоящем случае не предусмотрена, кроме того, при трудоустройстве на работу Алексеенко Н.В. не сообщала Обществу о наличии инвалидности.
Из вышеизложенного следует, что страхователь не располагал сведениями о наличии у работника инвалидности и не мог получить данную информацию из каких-либо источников.
Пунктом 1 Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" утвержден порядок выдачи листков нетрудоспособности согласно приложению.
Согласно части 2 Приказа N 624н выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности...
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" утверждена форма бланка листка нетрудоспособности.
На основании данных медицинской организации, отраженных в строке "Иное" работодатель в строке "Условия исчисления" листка нетрудоспособности имеет возможность указать код 45 - лицо, имеющее инвалидность.
Вместе с тем, во всех листках нетрудоспособности третьего лица отсутствовало указание на установление (изменение) ей группы инвалидности, ввиду чего у Общества отсутствовали основания указания кода 45 в той части листка, которая заполняется работодателем.
Страхователь не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями.
Также, судом установлено, что в 2018 году при проведении проверки по выплате пособия по временной нетрудоспособности Алексеенко Н.В. установлено, что третье лицо является инвалидом и включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи с 11.11.2014. При этом, на наличие объективных доказательств, препятствующих Фонду своевременно получить указанную информацию при решении вопроса о выплатах гражданке Алексеенко Н.В. Фонд не сослался, соответствующих доказательств не представил.
Следовательно, у Фонда имелась возможность получения информации о наличии у Алексеенко Н.В. инвалидности, а также имелась возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия решения о выплатах указанной гражданке, в то время как у страхователя такая возможность отсутствовала.
В связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Фондом не доказано наличие оснований для взыскания с Общества истребуемых сумм. Указанные истцом убытки не являются следствием неправомерных действий страхователя, следовательно, заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
В нарушение статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для взыскания убытков, а также наличия причинно-следственной связи между действиями заинтересованного лица и возникновением убытков, заявителем не доказано. При изложенных обстоятельствах, требования Фонда является необоснованными, в связи с чем, суд апелляционной инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанций при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2020 по делу N А08-9600/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.