город Калуга |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А14-21955/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
cудей |
Крыжской Л.А. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Формматериалы" - Баулина О.В. по доверенности от 31.07.2019 б/н,
от Управления лесного хозяйства Воронежской области - Андреевой С.И. по доверенности от 30.12.2019 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формматериалы" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу N А14-21955/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Формматериалы" (далее - ООО "Формматериалы", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (далее УЛХ Воронежской области, Управление) о признании недействительным приказа от 21.11.2019 N 1724 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, признании незаконным отказа в предоставлении в аренду лесного участка, оформленного письмом от 21.11.2019 N 64-11/6959, об обязании принять решение о предоставлении в аренду лесного участка общей площадью 754000 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:13504.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2020 заявленные требования удовлетворены. На УЛХ Воронежской области возложена обязанность принять решение о предоставлении ООО "Формматериалы" в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Воронежская обл., городской округ г.Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Минное поле", часть квартала N 5 части выделов 1, 2, выдел 3, части выделов 4-7, выделы 10-25, части выделов 26, 27, выдел 29, часть выдела 30, выделы 31-42; часть квартала N 6 части выделов 1-4, 8-10, выделы 11-13, часть выдела 14, выделы 15, 16, части выделов 17, 18, выделы 19-26, часть выдела 27, общей площадью 754 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:13504 в 30-тидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку у ООО "Формматериалы" имеется лицензия ВРЖ 51877 ТЭ от 26.09.2005 года на право добычи формовочных и строительных песков на Подгоренском месторождении песков, сроком до 31.12.2030, полученная до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе Обществу предоставить спорный лесной участок в аренду до истечения срока действия лицензии.
Решение суда первой инстанции было оспорено Управлением в апелляционном порядке.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 решение суда первой инстанции было отменено и принят новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Отменяя решение суда области и вынося новый судебный акт, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии закону оспариваемого приказа УЛХ Воронежской области от 21.11.2019 N 1724 и действий по отказу в предоставлении в аренду лесного участка, оформленного письмом от 21.11.2019 N 64-11/6959, в виду того, что испрашиваемый земельный участок в силу требований действующего законодательства не подлежит предоставлению заявителю в аренду для добычи полезных ископаемых.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Формматериалы" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, в части применения положений Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", а также, по мнению кассатора, судом не дана оценка доводам Общества о нарушении Управлением антимонопольного законодательства.
До начала судебного заседания в суд округа от УЛХ Воронежской области поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель ООО "Формматериалы" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель УЛХ Воронежской области в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе и возражении на нее, заслушав пояснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта в связи со следующим.
Как было установлено судами и усматривается из материалов дела, 26.09.2005 Уполномоченным представителем Министерства природных ресурсов Российской Федерации Обществу выдана лицензия сроком действия до 01.04.2010 на право пользования недрами серия ВРЖ N 51877 код ТЭ. 23.12.2005 внесены изменения в лицензию и установлен срок действия лицензии до 31.12.2030.
В соответствии с Горноотводным актом, лицензии на право пользования недрами серия ВРЖ N 51877 код ТЭ от 19.12.2012 года N 186 площадь горного отвода составляла 292,2 га.
10.05.2018 года в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0211002:13504, расположенный по адресу: Воронежская обл., г.Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Минное поле", часть квартала N 5 части выделов 1, 2, выдел 3, части выделов 4-7, выделы 10-25, части выделов 26, 27, выдел 29, часть выдела 30, выделы 31-42; часть квартала N 6 части выделов 1-4, 8-10, выделы 11-13, часть выдела 14, выделы 15, 16, части выделов 17, 18, выделы 19-26, часть выдела 27, площадью 754 000 кв.м.
22.10.2019 ООО "Формматериалы" обратилось с заявлением к УЛХ Воронежской области о предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда с кадастровым номером 36:34:0211002:13504 без проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.
Приказом Управления от 21.11.2019 N 1724 "Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду" Обществу на основании положений абз.п, 17 п.п. 8.1. п. 8 раздела II Административного регламента управления лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного указом губернатора Воронежской области от 20.02.2016 N 52-у, п.1 ч.4 ст.114 Лесного кодекса Российской Федерации было отказано в предоставлении лесного участка в аренду.
В качестве основания отказа Управление указало, что предоставление лесного участка на заявленном виде права не допускается, поскольку в лесах, расположенных в зеленых зонах, разведка и добыча полезных ископаемых запрещается.
Указанный приказ был получен Обществом письмом N 64-11/6959 от 21.11.2019.
Полагая указанный отказ Управления не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
В пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20).
Таким образом, по смыслу приведенных норм материального права в их совокупности и взаимосвязи земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с недропользованием, предоставляются исключительно пользователям недр на период не менее срока действия соответствующей лицензии. При этом соответствующий договор аренды такого участка заключается без проведения торгов.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок предоставления земельных участков без торгов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 вышеуказанной статьи уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Как было установлено судами и следует из материалов дела у Общества имеется лицензия на право пользования недрами сроком действия лицензии до 31.12.2030, а также Горноотводный акт, устанавливающий площадь горного отвода в размере 292,2 га., в границах которого располагается спорный земельный участок с кадастровым номером 36:34:0211002:13504, площадью 754000 кв.м. Данный земельный участок ранее в аренду Обществу для добычи природных ископаемых не предоставлялся.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 36:34:0211002:13504 относится к категории земель - земли лесного фонда с видом разрешенного использования - участок лесного фонда.
При таких обстоятельствах вопрос о предоставлении без торгов в пользование спорного земельного участка не мог быть разрешен без применения норм лесного законодательства.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Применительно к отношениям связанным с договором аренды, частью 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду.
Суд апелляционной инстанции, с учетом фактических обстоятельств настоящего спора и учитывая положения Указа губернатора Воронежской области от 15.08.2011 N 303-у, Приказа УЛХ Воронежской области "Об утверждении лесохозяйственного регламента Семилукского лесничества Воронежской области" от 03.09.2018 N 856, пришел к обоснованному выводу, что леса, расположенные на спорном земельном участке, относятся к защитным лесам, а именно к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, к зеленой зоне.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу требований Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12); в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111).
При таких обстоятельствах окружной суд поддерживает позицию суда апелляционной инстанции, не нашедшего оснований для признания незаконным решения Управления и понуждения органа государственной власти к заключению договора аренды лесного участка, исходя из его категории и целевого назначения.
Ссылка Общества на положения Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 201) отклоняется судом округа по следующим основаниям.
Действительно положениями части 1 статьи 8.2 ФЗ N 201 допускается использование лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий, но только лесных участков, расположенных в зеленых зонах и имеющих правовой режим защитных лесов.
Таким образов, данная норма права допускает возможность, а не исключительность на предоставление лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых. Следовательно, такая возможность допускается лишь при отсутствии иных запретов, установленных действующим лесным законодательством, с учетом баланса интересов недропользователя и соблюдения принципов лесного законодательства.
Однако согласно условиям лицензии на право пользования недрами серия ВРЖ N 51877 код ТЭ Обществу предоставлялось право исключительно на добычу полезных ископаемых (формовочных и строительных песков), а не на разработку месторождения полезных ископаемых. При этом в материалах дела отсутствуют утвержденные технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, положения части 1 статьи 8.2 ФЗ N 201 не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку относятся к возможности предоставления лесных участков, расположенных в зеленых зонах и имеющих правовой режим защитных лесов для разработки месторождений полезных ископаемых, а не добычи полезных ископаемых.
Довод Общества о нарушении Управлением антимонопольного законодательства отклоняется судебной коллегией, поскольку выходит за рамки предмета настоящего спора, рассмотренного по правилам Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом Общество не лишено права обратиться в уполномоченные е органы с соответствующим заявлением относительно соблюдения Управления требований антимонопольного законодательства при заключении иных договоров с иными хозяйствующими субъектами.
В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу N А14-21955/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу требований Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12); в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111).
...
Ссылка Общества на положения Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 201) отклоняется судом округа по следующим основаниям.
Действительно положениями части 1 статьи 8.2 ФЗ N 201 допускается использование лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий, но только лесных участков, расположенных в зеленых зонах и имеющих правовой режим защитных лесов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2020 г. N Ф10-5029/20 по делу N А14-21955/2019