город Воронеж |
|
2 октября 2020 г. |
Дело N А14-21955/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Бумагина А.Н., Воскобойникова М.С. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Формматериалы" (ОГРН 1023601545956, ИНН 3650002018, далее - ООО "Формматериалы", общество или заявитель):
от Управления лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987, далее - Управление): |
Андреева С.И., представитель по доверенности от 30.12.2019 б/н,
Баулин О.В., представитель по доверенности от 31.07.2019 б/н, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2020 по делу N А14-21955/2019, принятому по заявлению ООО "Формматериалы" к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о признании недействительным приказа от 21.11.2019 N 1724 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, признании незаконным отказа в предоставлении в аренду лесного участка, оформленного письмом от 21.11.2019 N 64-11/6959, об обязании принять решение о предоставлении в аренду лесного участка, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:13504,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Формматериалы" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о признании недействительным приказа от 21.11.2019 N 1724 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, признании незаконным отказа в предоставлении в аренду лесного участка, оформленного письмом от 21.11.2019 N 64-11/6959, об обязании принять решение о предоставлении в аренду лесного участка, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:13504.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2020 по делу N А14-21955/2019 заявленные требования удовлетворены.
Признан недействительным Приказ Управления лесного хозяйства N 1724 от 21 ноября 2019 года "Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду" как несоответствующие Лесному Кодексу Российской Федерации, Федеральному Закону Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Признаны незаконными действия по отказу в предоставлении ООО "Формматериалы" в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Воронежская обл., городской округ г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Минное поле", часть квартала N 5 части выделов 1, 2, выдел 3, части выделов 4-7, выделы 10-25, части выделов 26, 27, выдел 29, часть выдела 30, выделы 31-42; часть квартала N 6 части выделов 1-4, 8-10, выделы 11-13, часть выдела 14, выделы 15, 16, части выделов 17, 18, выделы 19-26, часть выдела 27, общей площадью 754 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:13504, оформленные письмом Управления лесного хозяйства Воронежской области N 64-11 /6960 от 21.11.2019 как несоответствующие Лесному Кодексу 16 Российской Федерации, Федеральному Закону Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Административному регламенту управления лесного хозяйства Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду, подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности", утвержденного Указом Губернатора Воронежской области N 52-у от 20.02.2016.
На Управление лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987) возложена обязанность принять решение о предоставлении ООО "Формматериалы" (ОГРН 1023601545956, ИНН 3650002018) в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Воронежская обл., городской округ г.Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Минное поле", часть квартала N 5 части выделов 1, 2, выдел 3, части выделов 4-7, выделы 10-25, части выделов 26, 27, выдел 29, часть выдела 30, выделы 31-42; часть квартала N 6 части выделов 1-4, 8-10, выделы 11-13, часть выдела 14, выделы 15, 16, части выделов 17, 18, выделы 19-26, часть выдела 27, общей площадью 754 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:13504 в 30-тидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление лесного хозяйства Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на то, что наличие у ООО "Формматериалы" лицензии на право пользование недрами не предполагает наличие у общества безусловного права на приобретение испрашиваемого лесного участка.
Управление ссылается на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, в частности, применению настоящем деле подлежали нормы не Земельного кодекса РФ, а Лесного кодекса РФ, не допускающие разведку и добычу полезных ископаемых в зеленых зонах.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 28.08.2020, 25.09.2020.
Определением апелляционной коллегии от 28.08.2020 Управлению лесного хозяйства Воронежской области предложено конкретизировать апелляционную жалобу, пояснив какой судебный акт лицо просит принять апелляционную инстанцию. Письменно ответить на следующие вопросы:
- перечислить все правовые основания принятия приказа N 1724 от 21.11.2019 "Об отказе в предоставлении лесного участка";
- совпадают ли правовые основания принятия приказа N 1724 от 21.11.2019 с основаниями, изложенными в письме N 64-11/6959 от 21.11.2019;
-является ли направление письма N 64-11/6959 от 21.11.2019 частью единой процедуры рассмотрения обращения Общества и издания спорного приказа.
Обществу с ограниченной ответственностью "Формматериалы" предложено письменно пояснить:
- какие права и интересы Общества затронуты приказом N 1724 от 21.11.2019, и какие - письмом N 64-11/6959 от 21.11.2019?;
- входят ли испрашиваемые лесные (земельные) участки, выделы в границы горных отводов; входили ли лесные (земельные) участки, выделы в границы горных отводов ранее в соответствии с предыдущими договорами;
- каким образом были определены части выделов лесного участка при обращении с заявлением о предоставлении части лесного участка в аренду. Указывались ли в заявлении картографические точки границ выделов. Если не указывались, то на основании каких положений нормативных актов;
- какие документы оформлялись при подаче заявки на выдачу лицензии для добычи полезных ископаемых в 2005 году. Прилагались ли к заявке обществом документы, подтверждающие права пользования обществом земельным участком (земельными участками) на каком-либо праве;
- сослаться на правовые основания в соответствии с которыми испрашиваемый лесной участок должен быть представлен обществу.
- в письменной и графической форме дать пояснения находились ли границы, представленных заявителю, в соответствии с договорами аренды, указать номера и даты заключения договоров аренды N 2283-12/гз от 07.09.2012; N 2328-12/гз от 19.10.2012; N 3092-14/гз от 07.10.2014; N 3610-15/гз от 14.09.2015 N 998-09/гз от 21.08.2009; N 404-07/гз от 26.11.2007 (в соответствии с указанными договорами кадастровыми номерами земельных участков) в границах горного отвода, существовавшего на момент заключения договоров. Находились ли передаваемые в аренду земельные участки (с указанными в договорах аренды кадастровыми адресами) в границах земель лесного фонда. Дать письменные пояснения по этим договорам.
- какие лесные (земельные) участки, выделы предоставлялись обществу с момента выдачи лицензии, кроме участков, предоставленных по договорам N 2283-12/гз от 07.09.2012; N 2328-12/гз от 19.10.2012; N 3092-14/гз от 07.10.2014; N 3610-15/гз от 14.09.2015 N 998-09/гз от 21.08.2009; N 404-07/гз от 26.11.2007. Все их перечислить, а также указать даты и номера договоров, на основании которых предоставлялись земельные участки, срок действия в рамках действующей лицензии с момента получения лицензии обществом и до обращения общества в Управление с заявлением о предоставлении спорного участка в аренду.
Представить в полном объеме копию договора от 05.03.2004. Представить данные о государственной регистрации указанного договора. Представить письменные пояснения, указав:
- находился ли представленный участок по указанному договору в границах действующего на 05.03.2004 года горного отвода.;
- находился или нет представленный земельный участок по указанному договору в границах земель лесного фонда. В случае нахождения указанного земельного участка полностью или частично в границах земель лесного фонда дать оценку полномочиям администрации г. Воронежа по заключению договора аренды от 05.03.2004.
Лицам, участвующим в деле, предложено письменно пояснить:
- каким образом заявителем при обращении в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением о предоставлении участка были индивидуализированы лесной участок и части выделов, испрашиваемые заявителем. Является ли испрашиваемый земельный участок самостоятельным или он является частью другого земельного участка?
- как должен быть индивидуализирован земельный участок предоставляемый в арену из земель лесного фонда в соответствии с нормами ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Указывались ли заявителем координаты характерных точек границ испрашиваемого земельного участка. Если нет, то указать нормативные акты, допускающие индивидуализацию земельного участка в порядке указанном заявителем;
- со ссылкой на нормативные акты обосновать на кого возложена обязанность определения границ испрашиваемого в аренду лесного участка;
- нормативно обосновать имеются ли дополнительные ограничения с учетом нахождения испрашиваемого участка в границах г. Воронежа в его предоставлении для добычи полезных ископаемых с учетом разрешенного вида использования земельных участков, территориального зонирования в соответствии с федеральным и местным законодательством;
- обосновать совместимо или нет с целевым назначением существующего лесного участка, использование испрашиваемого лесного участка для добычи полезных ископаемых
Во исполнение указанного определения Управление лесного хозяйства Воронежской области представило уточнение к апелляционной жалобе от 23.09.2020 N 64-11/5159, письменные пояснения ООО "Формматериалы" от 23.09.2020 N 64-11/5160, содержащие ответы на поставленные судебной коллегией вопросы.
24.09.2020 ООО "Формматериалы" представило отзыв на апелляционную жалобу, также содержащий пояснения по поставленным апелляционной коллегией вопросам. с приложением следующих документов: копия схемы лицензионного горного отвода Подгоренского месторождения формовочных и строительных песков, Постановление Администрации г. Воронежа N 2491 от 06.11.2003, договора N 3204-04-09/мз от 05.03.2020, протокол заседания N 1 от 05.02.1998; экспертного заключения, распечатки сводного государственного реестра участков недр и лицензий; горноотводного акта от 03.09.1975, решение АС ВО по делу NА14-28063/2006/104/19 от 24.05.2006, лицензии на право пользования недрами.
25.09.2020 Управление представило письменные пояснения N 2 от 24.09.2020 N 64-11/5160/1.
Вышеуказанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением от 25.09.2020.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Формматериалы" возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 26.09.2005 Уполномоченным представителем Министерства природных ресурсов РФ, руководителем Регионального агентства по недропользованию по ЦФО Сычкиным Н.И. обществу выдана лицензия на право пользования недрами серия ВРЖ N 51877 код ТЭ сроком действия до 01.04.2010.
В соответствии с Горноотводным актом от 29.05.2000 площадь проекции горного отвода для разработки составляла 112,71 га (т.1 л.д. 22), дополнением к лицензии ВРЖ 51877 ТЭ от 04.10.2010 определена площадь лицензионного участка 268 га (т. 1 л.д. 64-75).
В соответствии с изменением условий лицензии, срок действия лицензии установлен до 31.12.2030.
19.12.2012 ООО "Формматериалы" выдан горноотводный акт N 186 сроком действия по 31.12.2030, согласно которому площадь горного отвода составляет 292,2 га (т.1 л.д. 83-84).
03.08.2016 в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности РФ за N 36:36/001-36/001/026/2016-1321/1 на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0000000:6982, составной частью которого является спорный лесной участок.
22.10.2019 общество обратилось к Управлению лесного хозяйства Воронежской области с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда без проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.
Приказом Управления от 21.11.2019 N 1724 "Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду" заявителю отказано в предоставлении лесного участка в аренду.
Указанный приказ был получен заявителем письмом от 21.11.2019 N 64-11/6959, в котором Управление сообщило, что испрашиваемый земельный участок относится к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, расположенным в зеленых зонах, в которых разведка и добыча полезных ископаемых запрещены.
Не согласившись с приказом от 21.11.2019 N 1724 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, а также отказом в предоставлении в аренду лесного участка, оформленного письмом от 21.11.2019 N 64-11/6959, ООО "Формматериалы" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что об отсутствии у Управления оснований Управления для принятия решения об отказе заявителю предоставить спорный лесной участок в аренду до истечения срока действия лицензии.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда области в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах, специальные федеральные законы; к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
В силу абзаца 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона о недрах).
Порядок лицензирования пользования недрами установлен в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
В соответствии с лицензией на пользование недрами участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (статья 7 Закона о недрах).
Статьей 25.1 Закона о недрах установлено, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В силу пункта 11 части 1 статьи 25 ЛК РФ выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
В силу пункта 20 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления ООО "Формматериалы" от 22.10.2019 N 376 о предоставлении в аренду лесного участка (т.1 л.д. 9-10) Управлением лесного хозяйства был издан приказ от 21.11.2019 N 1724, из которого следует, что заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого участка на основании абзацев 11,17 подпункта 8.1 пункта 8 раздела II Административного регламента управления лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного указом губернатора Воронежской области от 20.02.2016 N 52-у, пункта 1 части 4 статьи 114 Лесного кодекса РФ, согласно которым предоставление лесного участка на заявленном виде права не допускается; в лесах, расположенных в зеленых зонах, разведка и добыча полезных ископаемых запрещается (т.1 л.д. 11).
Кроме того, в адрес ООО "Формматериалы" было направлено письмо от 21.11.2019 N 64-11/6959 "О предоставлении земельного участка в аренду" с пометкой "на исх. N 376 от 22.10.2019" (реквизиты заявления общества).
В указанном письме Управление лесного хозяйства сообщает, что по результатам рассмотрения заявления установлено, что испрашиваемый участок относится к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, расположенным в зеленых зонах, в которых разведка и добыча полезных ископаемых запрещены.
Исследовав содержание приказа от 21.11.2019 N 1724 и письма от 21.11.2019 N 64-11/6959 Управления лесного хозяйства, апелляционная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые акты представляют собой самостоятельные акты реализации публично-властных полномочий уполномоченного органа, содержат самостоятельные основания для отказа в предоставлении испрашиваемого участка в аренду, в связи с чем проверке на соответствие закону в рамках рассмотрения настоящего дела подлежит каждый из оспариваемых актов.
Часть 4 статьи 43 ЛК РФ предусмотрено, что порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Воронежской области от 12.05.2009 N 379 утверждено Положение об Управлении лесного хозяйства Воронежской области, в соответствии с пунктом 1.1 которого Управление лесного хозяйства Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области, управление и оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства, в сфере сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, в сфере создания и использования лесопарковых зеленых поясов, а также осуществляющим переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений.
Согласно пункту 3.2. Положению Управление предоставляет, в том числе, государственные услуги по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду, подготовке, организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Таким образом, ООО "Формматериалы" обратилось с заявлением о предоставлении испрашиваемого участка в орган, уполномоченный на распоряжение указанным участком, и рассматриваемые в рамках настоящего дела требования о предоставлении участка в аренды заявлены надлежащему органу власти, наделенному соответствующими полномочиями.
Испрашиваемый заявителем участок площадью 754 000 кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:34:0211002:13504, и в его отношении зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.09.2019 (т.2 л.д. 86-88).
Согласно указанной выписке земельный участок с кадастровым номером 36:34:0211002:13504 отнесен к категории земель - земли лесного фонда.
Поскольку для предоставления на праве аренды заявителем испрашивается лесной участок, применению в настоящем деле подлежат нормативные положения лесного законодательства, в частности Лесного кодекса РФ. Указанное не исключает применения к рассматриваемым правоотношениям отдельных положений земельного или гражданского законодательства, однако при условии, что применение отдельных положений такого законодательства предусмотрено Лесным кодексом РФ.
В рамках рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и подтверждено в ходе рассмотрения апелляционной жалобы Управления, что ранее испрашиваемый участок заявителю не предоставлялся.
Предметом договоров аренды от 26.11.2007 N 404-07/гз (т.2 л.д. 76-78), от 21.08.2009 N 998-09/гз (т.2 л.д. 72-75), от 07.09.2012 N 2283-12/гз (т.2 л.д. 43-51), от 19.10.2012 N 2328-12/гз (т.2 л.д. 52-55), от 07.10.2014 N 3092-14/гз (т.2 л.д. 60-63), от 14.10.2015 N 3610-15/гз (т.2 л.д. 66-69), на которые ссылается заявитель, являлись иные земельные участки, в том числе отнесенные к категории земель населенных пунктов.
Таким образом, доводы общества о неправомерности отказа в предоставлении испрашиваемого участка в связи с тем, что указанный участок ранее предоставлялся заявителю, не состоятелен.
Требования общества о предоставлении испрашиваемого участка обусловлены наличием у ООО "Формматериалы" лицензии на право пользования недрами ВРЖ 51877 ТЭ от 26.09.2005 - горным отводом площадью 292,2 га, в границах которого расположен спорный участок.
Указанные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела Указа губернатора Воронежской области от 15.08.2011 N 303-у (т.2 л.д. 102), Приказа Управления лесного хозяйства Воронежской области "Об утверждении лесохозяйственного регламента Семилукского лесничества Воронежской области" от 03.09.2018 N 856 (т.2 л.д. 98-101) следует, что леса, расположенные, в том числе, в кварталах 5 и 6 относятся к защитным лесам, а именно к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, к зеленой зоне (т.2 л.д. 99-100).
Испрашиваемый земельный участок расположен по адресу Воронежская обл., городской округ г.Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Минное поле", часть квартала N 5 части выделов 1, 2, выдел 3, части выделов 4-7, выделы 10-25, части выделов 26, 27, выдел 29, часть выдела 30, выделы 31-42; часть квартала N 6 части выделов 1-4, 8-10, выделы 11-13, часть выдела 14, выделы 15, 16, части выделов 17, 18, выделы 19-26, часть выдела 27, что подтверждается представленными в материалы дела планом лесного участка, картой-схемой расположения и границы лесного участка (т.2 л.д. 81-83), актом натурного обследования земельного участка (т.2 л.д. 104-105).
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что лесной участок, о предоставлении которого ему в пользование для добычи полезных ископаемых ходатайствует заявитель относится к защитным лесам, которые в соответствии со статьей 111 ЛК РФ являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесной участок, являющийся защитным лесом и испрашиваемый заявителем для добычи полезных ископаемых, относится к категории лесов, расположенных в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).
Согласно части 1 статьи 87 ЛК РФ использование лесов, осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
В лесохозяйственном регламенте устанавливаются как виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ, так и ограничения использования лесов при осуществлении какого-либо вида деятельности.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом, на отдельных лесных участках расположенных в защитных лесах может быть как разрешена деятельность по добыче полезных ископаемых, так и в целях охраны лесов запрещена подобная деятельность.
Согласно части 1 статьи 8.2 ФЗ РФ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" допускается использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие ЛК РФ, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.
Однако в силу требований части 3 статьи 8.2 использование лесов в случае, предусмотренном часть 1 статьи 8.2, допускается с соблюдением требований части 4 статьи 12, части 6 статьи 111, части 6 статьи 119 ЛК РФ.
Таким образом, законодатель не устанавливает безусловную обязанность органов лесного фонда предоставить лицу осуществляющему добычу полезных ископаемых на основании лицензии полученной до дня введения в действие ЛК РФ, любого участка лесного фонда по усмотрению заявителя.
В соответствии со статьей 8 Закона о недрах пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей среды.
Тем самым право заявителя на получение испрашиваемого участка для добычи полезных ископаемых в определенных границах может быть реализовано только в том случае, если на испрашиваемом в аренду земельном участке в с соответствии с лесохозяйственным регламентом разрешается соответствующая деятельность (часть 1 статьи 87 ЛК РФ).
Кроме того лесной участок, относящийся к зеленой зоне может быть предоставлен в аренду только в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 2 ЛК РФ).
При этом в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 и часть 6 статьи 119 ЛК РФ).
В судебном заседании установлено, что на участке лесного фонда о предоставлении которого ходатайствует заявитель, лесохозяйственным регламентом в целях обеспечения охраны окружающей среды запрещена деятельность по добыче полезных ископаемых.
При этом суд находит, что предоставление испрашиваемого участка в аренду для добычи полезных ископаемых (добычи песка открытым способом с глубиной снятия поверхностного слоя почвы до 20 метров) на всей территории лесного участка, не совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими функциями (часть 4 статьи 12, часть 6 статьи 111, часть 6 статьи 119 ЛК РФ), так как приведет к уничтожению всего лесного участка, с находящейся на его поверхности растительностью, в заявленных границах. Вместо лесного участка в заявленных границах будет образован карьер, глубиной до 20 метров, а лесной участок прекратит свое существование.
В ходе рассмотрения дела судом также было установлено, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что испрашиваемый в аренду лесной участок находится в границах городского округа город Воронеж.
В соответствии со статьей 116 ЛК РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
Таким образом, указанный лесной участок в соответствии с прямым указанием Лесного кодекса относится к категории городских лесов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 116 ЛК РФ в городских лесах запрещается разведка и добыча полезных ископаемых.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не подлежит предоставлению заявителю в аренду для добычи полезных ископаемых, в том числе и по указанному основанию.
Так как в настоящее время право собственности на указанный лесной участок в соответствии с выпиской ЕГРН, являющейся единственным основанием для подтверждения права собственности, закреплено за Российской Федерацией и на данный участок не установлено право собственности муниципального образования, то Управление лесного хозяйства Воронежской области в рамках установленных полномочий, правомочно распоряжаться данным участком.
Апелляционной коллегией учитываются положения части 1 статьи 8 Закона о недрах, в соответствии с которым пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.
Актом натурного обследования лесного участка подтверждается, что его расстояние до жилой застройки до ул. Антонова Овсеенко составляет 1 000 метров, а до жилой застройки по ул. Е. Зеленко - 460 метров (т.2 л.д. 105), в связи с чем, судебная коллегия находит обоснованной позицию Управления о том, что пользование недрами на данном лесном участке может создать угрозу жизни и здоровью людей, что также является препятствием для его использования.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции, проверив на соответствие закону основания отказа в предоставлении лесного участка, приведенные Управлением лесного хозяйства в приказе от 21.11.2019 N 1724 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду и в письме от 21.11.2019 N 64-11/6959, приходит к выводу о соответствии закону оспариваемого приказа Управления лесного хозяйства Воронежской области от 21.11.2019 N 1724 и действий по отказу в предоставлении в аренду лесного участка, оформленного письмом от 21.11.2019 N 64-11/6959.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований ООО "Формматериалы".
На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2020 по делу N А14-21955/2019 подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2020 по делу N А14-21955/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Формматериалы" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.Н. Бумагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-21955/2019
Истец: ООО "Формматериалы"
Ответчик: Управление Лесного хозяйства Воронежской области