город Калуга |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А48-8865/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 27 января 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
|||||
судей |
Калуцких Р.Г., Шелудяева В.Н., |
|||||
|
|
|||||
при участии в заседании: |
|
|||||
от заявителя жалобы: от иных участвующих в деле лиц: |
не явился, извещен надлежаще;
Черникова Е.И. - представитель ООО "Экоград", доверенность от 11.01.2021, копия диплома, паспорт; Брюзгина Е.В. - финансовый директор ООО "Экоград", п. 8.2. Устава, паспорт; |
|||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по делу N А48-8865/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (далее - ООО "УК "Зеленая роща", истец), уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Экоград" (далее - ООО "Экоград", ответчик) о признании недействительным пункта 1.7 договора на оказание услуг по обработке отходов N 4/О от 01.01.2019, содержащего условие о том, что исполнитель не принимает право собственности на остатки от сортировки отходов, образуемые после обработки отходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.05.2020 (судья Родина Г.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 (судьи: Письменный С.И., Афонина Н.П., Алферова Е.Е.) решение суда области отменено, в удовлетворении иска отказано.
Полагая апелляционное постановление незаконным и необоснованным, ООО "УК "Зеленая роща" (далее - заявитель, кассатор) обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что в момент обработки ТКО к ООО "Экоград" переходит право собственности непосредственно от образователей отходов, в связи с чем, становясь собственником вторичного сырья, ответчик также приобретает право собственности и на остатки отходов после сортировки. Кроме того, обращает внимание, что решения об одобрении заключения договора N 4/0 от 01.01.2019 на оказание услуг по обработке отходов, заключенного между ООО "УК "Зеленая роща" и ООО "Экоград", как того требует пункт 4 статьи 45 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", не принималось. По мнению кассатора, доверительный управляющий Завершинский С.А. при заключении спорного договора действовал в интересах учредителя общества Хроменкова Д.Г., являющегося руководителем регионального оператора, и в ущерб ООО УК "Зеленая роща".
В судебном заседании суда округа представитель ответчика возразил против удовлетворения кассационной жалобы, просит оставить апелляционное постановление без изменения.
Кассатор и иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, 24.08.2018 между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - департамент) и ООО "УК "Зеленая роща" (далее - региональный оператор) заключено соглашение N 222-Д/18, в соответствии с которым по результатам конкурсного отбора департамент поручает, а региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области, соглашением.
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Орловской области в пределах зоны деятельности, определенной соглашением в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, действующими на территории Орловской области. Обязанности департамента и регионального оператора закреплены в пунктах 7, 9 соглашения.
В пунктах 13, 14 и 15 соглашения определено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме не позднее 1 января 2019 года, соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 10 лет и прекращает свое действие по истечении срока, определенного соглашением.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 N 651-т ООО "УК "Зеленая роща" установлены единые предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Орловской области с календарной разбивкой в следующих размерах: на 2019 год - 391,18 руб./м3 без НДС, для населения - 469,42 руб./м3 и 2 918,20 руб./тонн без НДС, для населения - 3 501,84 руб./тонн.
Исходя из приложения N 1 к протоколу заседания Правления от 20.12.2018 для регионального оператора ООО "УК "Зеленая роща" расходы на транспортирование отходов входят в состав общих расходов операторов по обращению с ТКО.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами", постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 N 408 "Об утверждении Положения об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области", в отношении ООО "Экоград" приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 14.12.2018 N 483-т установлен предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с календарной разбивкой в следующих размерах: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 67,55 руб./м3, с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 69,04 руб./м3, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Далее, 01.01.2019 ООО "УК "Зеленая роща" (заказчик) и ООО "Экоград" (исполнитель) заключили договор N 4/О на оказание услуг по обработке отходов, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обработке отходов IV-V класса опасности на объекте, расположенном по адресу: Орловская область, Урицкий район, пгт. Нарышкино, ул. Лермонтова, д. 28, а заказчик - по передаче отходов исполнителю и своевременной оплате услуг по обработке отходов (далее - договор N 4/О).
Согласно пункту 1.2 договора N 4/О доставка отходов на объект и их передача исполнителю осуществляется силами перевозчиков отходов, являющихся для регионального оператора исполнителями услуг по транспортированию отходов. Доставка отходов на объект осуществляется в соответствии с территориальной схемой по обращению с ТКО на территории Орловской области согласно договорам на оказание услуг по транспортированию отходов, заключенным между заказчиком и перевозчиком отходов.
Как указано в пункте 1.5 договора N 4/О, планируемый объем отходов, направляемых на объект обработки, определен согласно территориальной схеме по обращению с ТКО на территории Орловской области и составляет 611 720 м3.
Пунктом 1.6 договора N 4/О определено, что право собственности на образуемое в процессе сортировки вторичное сырье переходит к исполнителю в момент обработки отходов.
Согласно пункту 1.7 договора N 4/О исполнитель не принимает право собственности на остатки от сортировки отходов, образуемые после обработки отходов.
Исходя из пункта 2.1 договора N 4/О, коммерческий учет отходов осуществляется, исходя из масс отходов (тонны), определенной с использованием средств измерения (весового оборудования), в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил коммерческого учета ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016.
В пункте 4.1 договора N 4/О определен размер тарифа на обработку 1 м3 ТКО, который с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 67,55 руб., с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 69,04 руб., НДС не облагается в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с пунктом 4.2 договора N 4/О оплата оказанных услуг осуществляется региональным оператором исходя из фактического объема принятых исполнителем отходов, определенного в соответствии с разделом 2 договора.
Срок действия договора определен с 01.01.2019 до 31.12.2019, досрочное его расторжение допускается по соглашению сторон и в соответствии со статьей 782 ГК РФ (пункты 9.1 и 9.2 договора N 4/О).
Дополнительным соглашением от 25.01.2019 к договору N 4/О стороны внесли изменения в порядок оплаты услуг по договору.
Пунктом 2 протокола совещания межведомственной рабочей группы по обеспечению экологической безопасности от 22.03.2019 департаменту рекомендовано принять меры по определению площадки для временного размещения твердых коммунальных отходов, а также решить вопрос вывоза скопившихся в Урицком районе у ООО "Экоград" остатков отходов.
Во исполнение данного протокола ООО "УК "Зеленая роща" письмом от 05.04.2019 N 1103 обратилось к ООО "Экоград" с просьбой о перемещении остатков отходов, оставшихся на территории пгт. Нарышкино, ул. Лермонтова, д. 28 после сортировки, к местам размещения в соответствии с территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами в нежилые помещения, расположенные по адресу: Орловская область, Урицкий район, Подзаваловское сельское поселение, вблизи деревни Подзавалово, которые переданы региональному оператору на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 05.04.2019, заключенного между администрацией Урицкого района Орловской области (ссудодатель) и ООО "УК "Зеленая роща" (ссудополучатель) для ведения ссудополучателем хозяйственной деятельности.
Между ООО "УК "Зеленая роща" (региональный оператор) и ООО "Экоград" (исполнитель) 05.04.2019 заключено дополнительное соглашение к договору N 4/О, которым в договор включен пункт 1.8 об осуществлении исполнителем перемещения остатков отходов после сортировки принадлежащих региональному оператору на объект временного накопления отходов (договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 05.04.2019), расположенный по адресу: Орловская область, Урицкий район, Подзаваловское сельское поселение, вблизи деревни Подзавалово. Объем перемещенных остатков фиксируется актом.
Во исполнение предостережения Управления Роспотребнадзора по Орловской области и договора N 4/О ООО "УК "Зеленая роща" письмом N 1708 от 07.05.2019 обратилось к ООО "Экоград" с требованием о перемещении принадлежащих ООО "Экоград" остатков отходов после сортировки на полигон захоронения ТКО ООО "Экостройсервис" (Мценский район), поскольку, по мнению ООО "УК "Зеленая роща", пункт 1.7 договора N 4/О является ничтожным.
ООО "УК "Зеленая роща", полагая, что в момент обработки ТКО к ООО "Экоград" переходит право собственности непосредственно от образователей отходов, в связи с чем, становясь собственником вторичного сырья, ответчик также приобретает право собственности и на остатки отходов после сортировки, а также ссылаясь на причинение ущерба ООО "УК "Зеленая роща" включением спорного пункта в договор N 4/О, последнее обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя требования ООО "УК "Зеленая роща", суд первой инстанции исходил из того, что на момент заключения спорного договора Хроменков Д.Г. являлся единственным участником ООО "Экоград" и одновременно являлся единоличным исполнительным органом ООО "УК "Зеленая роща". От имени ООО "УК "Зеленая роща" договор N 4/О подписал Хроменков Д.Г., а от имени ООО "Экоград" - Завершинский С.А., одновременно являющийся единоличным исполнительным органом ООО "Экоград" и доверительным управляющим имуществом Хроменкова Д.Г.
Кроме того, как указал суд области, на момент заключения спорного договора территориальная схема, утвержденная 17.09.2018 приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области N 454/1, не содержала сведений о месте захоронения отходов ТКО, образованных на территории г. Орла, в связи с чем тариф на транспортирование отходов после их сортировки ООО "Экоград" не был утвержден. Складирование отходов осуществлялось на временных площадках ООО "Экоград" в Урицком районе, Подзаваловском сельском поселении, вблизи д. Подзавалово. Скопление данных отходов привело к негативной эпидемиологической обстановке на территории Орловской области (в частности в Урицком районе).
Исходя из изложенного, суд области пришел к выводу о том, что договор N 4/О является недействительной сделкой, однако поскольку суд не может выйти за пределы заявленных требований, суд удовлетворил требования истца о признании недействительным пункта 1.7 договора.
По мнению суда округа, отменяя решение суда области и отказывая в иске, апелляционная коллегия в соответствии с положениями статей 166, 168, 174 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), руководствуясь нормами Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), обоснованно исходила из следующего.
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1 статьи 166 ГК РФ).
За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункты 1, 2 статьи 168 ГК РФ).
По мнению ООО "УК "Зеленая роща", спорный договор в части условий пункта 1.7 является ничтожным в силу пункта 2 статьи 174 ГК как противоречащей интересам регионального оператора.
Пунктом 2 статьи 174 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная представителем или действующим от имени юридического лица без доверенности органом юридического лица в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица, может быть признана судом недействительной по иску представляемого или по иску юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, по иску, предъявленному в их интересах иным лицом или иным органом, если другая сторона сделки знала или должна была знать о явном ущербе для представляемого или для юридического лица либо имели место обстоятельства, которые свидетельствовали о сговоре либо об иных совместных действиях представителя или органа юридического лица и другой стороны сделки в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица.
При этом в силу пункта 7 статьи 45 Закона N 14-ФЗ положения данной статьи не применяются к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности, в том числе к сделкам, совершаемым кредитными организациями в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров.
В рассматриваемом случае материалами дела установлено, что истец заключил с третьими лицами ООО "Экопласт", ООО "Русресурс", АО "ЭкоСити" договоры на оказание услуг по обработке отходов, аналогичные договору N 4/О, в соответствии с которыми право собственности на остатки отходов, образовавшиеся после обработки отходов и извлечения вторичных материальных ресурсов, у исполнителя не возникает.
Более того, кроме спорного договора между сторонами 28.02.2020 заключен договор на оказание услуг по обработке отходов N ЕП-2020-О/04, пунктом 1.8 которого также предусмотрено, что исполнитель не принимает право собственности на остатки отходов, образующихся после обработки. Транспортирование остатков отходов, образующихся после обработки с территории ООО "Экоград" к месту захоронения (размещения), осуществляется силами регионального оператора путем заключения отдельных договоров с целью их дальнейшего захоронения.
Как правомерно отмечено апелляционной коллегией, спорный договор заключен между региональным оператором и оператором по обращению с отходами, включенными региональным законодательством в территориальную схему по обращению с отходами, что возлагает на них соответствующую обязанность. Расчеты по договору осуществляются по утвержденным тарифам.
В рассматриваемом случае, действующей территориальной схемой, утвержденной приказом Департамента от 16.09.2019 N 443, установлены потоки движения ТКО от мест накопления (образования) до мест обработки, далее от мест обработки до конечного пункта (размещения, захоронения, временного накопления), а также определен объект, на который должны быть транспортированы остатки от сортировки отходов ("хвосты") и движение отходов - полигон захоронения ТКО ООО "Экостройсервис".
Окружная коллегия соглашается с выводом апелляционного суда о том, что поскольку переход права собственности на остатки от сортировки отходов, образуемых после обработки отходов, условиями договора N 4/О не предусмотрен, региональный оператор, являясь в силу закона ответственным за весь цикл обращения с отходами, не обеспечил перемещение остатков от сортировки отходов ("хвостов") от объекта ООО "Экоград" к месту размещения (захоронения) согласно территориальной схеме.
С учетом изложенных обстоятельств, суд округа не усматривает наличия правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом во внимание, получили надлежащую правовую оценку в апелляционном постановлении.
Само по себе несогласие кассатора с результатами оценки арбитражным судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по делу N А48-8865/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.