город Калуга |
|
1 февраля 2021 г. |
Дело N А09-3521/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Крыжской Л.А., Шелудяева В.Н.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Кулешовой Светланы Владимировны (Брянская область, ОГРНИП 305325001400045, ИНН 323401027574): Кулешова Н.И. - представителя по доверенности от 11.01.2021;
от Департамента природных ресурсов и экологии по Брянской области (Брянская область, г. Брянск, б-р. Гагарина, д. 25, ОГРН 1023202748964, ИНН 3201003920): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от закрытого акционерного общества "Брянский завод силикатного кирпича" (Брянская область, г. Брянск, ул. Сталелитейная, д. 5, ОГРН 1023201059200, ИНН 3232033234): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кулешовой Светланы Владимировны на решение Арбитражного суда Брянской области от 4 августа 2020 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2020 года по делу N А09-3521/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кулешова Светлана Владимировна (далее - ИП Кулешова С.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением, оспорив правомерность отказа Департамента природных ресурсов и экологии по Брянской области (далее - департамент) от 10.03.2020 N 1230-ДПР во включении участка недр местного значения в пределах участка Бежицкое Северный в перечень участков недр местного значения.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовало закрытое акционерное общество "Брянский завод силикатного кирпича" (далее - ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича", общество).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.08.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение, постановление суда, как не соответствующие требованиям закона.
В суде кассационной инстанции представитель предпринимателя доводы кассационной жалобы поддержал.
Представители департамента, общества, извещавшихся о судебном разбирательстве, в суд округа не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, заслушав участника процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Кулешова С.В. является собственником земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами 32:02:0320104:68, 32:02:0320104:73, 32:02:0320101:35, соответственно, с площадями 27 600 кв. м, 31 200 кв. м, 134 400 кв. м.
ИП Кулешова С.В. 27.02.2020 обратилась в департамент с заявлением N 7 о включении участка недр Бежицкое Северный в перечень участков недр местного значения Брянского района Брянской области в составе земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, представив одновременно с этим заявлением схему участка недр в масштабе 1:10 000; свидетельства о праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 32:02:0320104:68, 32:02:0320104:73, 32:02:0320101:35; ответ Брянского филиала Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Центральному федеральному округу" (далее - Брянский филиала ФБУ "ТФГИ по Центральному федеральному округу").
На указанное заявление от 27.02.2020 N 7 департамент в уведомлении от 10.03.2020 N 1230-ДПР отказал предпринимателю во включении указанного ею участка в перечень участков недр местного значения, сославшись на то, что данный участок попадает в границы горного отвода ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича" (лицензия БРН 80053 ТЭ от 11.06.2008 сроком действия до 01.06.2028), что в силу пункта 2.8 действующего административного регламента является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по мотиву того, что участок недр полностью или частично предоставлен в пользование.
ИП Кулешова С.В., полагая, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы, обратилась суд с рассматриваемым заявлением, которое судами двух инстанций было оставлено без удовлетворения.
Суд округа не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Статьей 1.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами. Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
В силу пункта 7.1 статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В силу пункта 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой названной статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр. В настоящее время такой порядок регулируется приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687.
В соответствии с частью первой статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (часть первая).
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен (часть четвертая).
Как усматривается из поданного в суд предпринимателем заявления, ее обращение 27.02.2020 в департамент с заявлением N 7 о включении участка недр Бежицкое Северный в перечень участков недр местного значения Брянского района Брянской области связано с реализацией намерения на получение в пользование участка недр для добычи на нем общераспространенных полезных ископаемых.
В Определении от 24.06.2014 N 1314-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что из положений Закона о недрах (статьи 7 и 11) вытекает, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Следовательно, собственник земельного участка не имеет каких-либо прав в отношении недр, находящихся под данным участком. При этом Закон о недрах устанавливает разрешительный режим пользования недрами: предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть первая статьи 11); в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (часть первая статьи 7). Соответственно, обладателю права пользования недрами принадлежит право не допускать всех прочих лиц к пользованию предоставленным ему горным отводом, а также право требования не препятствовать ему в осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, связанных с пользованием недрами. Тем самым ограничивается возможность выдачи другому лицу лицензии на пользование недрами в границах того же участка недр на законных основаниях.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона Брянской области от 05.08.2002 N 48-З "О недропользовании на территории Брянской области", пункта 11.3.8 Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29.03.2013 N 283, к ведению департамента относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Подпункт 4 пункта 2.8 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения на территории Брянской области", утвержденного Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.09.2016 N 583 (далее - Административный регламент), предусматривает, что к числу оснований для отказа в предоставлении названной государственной услуги относится то, что участок недр полностью или частично предоставлен в пользование.
Из представленного в материалах дела и представлявшегося предпринимателем вместе с вышеуказанным заявлением от 27.02.2020 N 7 в департамент ответа Брянского филиала ФБУ "ТФГИ по Центральному федеральному округу" от 26.02.2020 N 97 следует, что по материалам, находящимся в Брянском филиале ФБУ "ТФГИ по Центральному федеральному округу" участок Бежицкое Северный с координатами, указанными в заявлении, попадает в границы горного отвода ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича" (Западный блок).
Как видно из материалов настоящего дела, а также было установлено при рассмотрении дела N А09-3037/2015 по иску ИП Кулешовой С.В. к ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича" об исключении из территории действия выданной последнему лицензии БРН 80118 ТЭ от 28.03.2011 принадлежащих Кулешовой С.В. земельных участков, вышеуказанные принадлежащие Кулешовой С.В. земельные участки расположены в пространственных границах горного отвода лицензии от 11.06.2008 БРН 80053 ТЭ, предоставленной ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича".
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды, принимая во внимание, что указанный предпринимателем в заявлении в департамент участок недр попадает в границы горного отвода ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича", пришли к правильному выводу о том, что у департамента имелись законные основания для неудовлетворения заявления предпринимателя о включении этого участка в перечень участков недр местного значения.
Доводы кассационной жалобы о том, что основания, изложенные в оспариваемом отказе департамента, не соответствуют пункту 8 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней, утвержденного приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687, не являются состоятельными, поскольку приведены без учета того, что этот Порядок определяет вопросы взаимодействия территориальных органов Роснедр и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по процедурам подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения и его пункт 8 регулирует вопросы отказа при взаимодействии между этими органами в согласовании перечней участков недр местного значения.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о противоречии Административного регламента, утвержденного, Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.09.2016 N 583, приказу Роснедр от 15.06.2012 N 687, не учитывают того, что эти акты различаются в предметах правового регулирования.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о приоритетном праве предпринимателя, как владельца земельных участков, на соответствующие участки недр не учитывают правовую позицию, приведенную в вышеуказанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1314-О.
Кассационная жалоба, основанная на иной оценке доказательств по делу и ошибочном толковании закона, не содержит каких-либо доводов, которые бы могли повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 4 августа 2020 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2020 года по делу N А09-3521/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы о том, что основания, изложенные в оспариваемом отказе департамента, не соответствуют пункту 8 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней, утвержденного приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687, не являются состоятельными, поскольку приведены без учета того, что этот Порядок определяет вопросы взаимодействия территориальных органов Роснедр и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по процедурам подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения и его пункт 8 регулирует вопросы отказа при взаимодействии между этими органами в согласовании перечней участков недр местного значения.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о противоречии Административного регламента, утвержденного, Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.09.2016 N 583, приказу Роснедр от 15.06.2012 N 687, не учитывают того, что эти акты различаются в предметах правового регулирования.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о приоритетном праве предпринимателя, как владельца земельных участков, на соответствующие участки недр не учитывают правовую позицию, приведенную в вышеуказанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1314-О."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 февраля 2021 г. N Ф10-5513/20 по делу N А09-3521/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5513/20
30.09.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5275/20
30.09.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5032/20
04.08.2020 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3521/20