г. Тула |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А09-3521/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя индивидуального предпринимателя Кулешовой Светланы Владимировны (г. Брянск, ОГРНИП 305325001400045, ИНН 323401027574) - Кулешова Н.И. (доверенность от 01.03.2020 N 2), Кулешова И.П. (доверенность от 01.02.2020 N 2),
в отсутствие заинтересованного лица - департамента природных ресурсов и экологии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202748964, ИНН 3201003920), третьего лица: закрытого акционерного общества "Брянский завод силикатного кирпича" (г. Брянск, ОГРН 1023201059200, ИНН 3232033234), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кулешовой Светланы Владимировны на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.08.2020 по делу N А09-3521/2020 (судья Халепо В.В.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кулешова Светлана Владимировна (далее - ИП Кулешова С.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии по Брянской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 10.03.2020 N 1230-ДПР во включении участка недр в перечень участков недр местного значения.
При участии в деле в качестве третьего лица закрытого акционерного общества "Брянский завод силикатного кирпича" (далее - ЗАО "БЗСК").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.08.2020 по делу N А09-3521/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Кулешова С.В. обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что в оспариваемом письме департамента отсутствуют основания, изложенные в пункте 8 Порядка, утвержденного приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687. Более того, вышеуказанный Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней не содержит такого основания, как "участок недр полностью или частично предоставлен в пользование". Как считает податель жалобы, пункт 2.8. Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения на территории Брянской области", утвержденного приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.09.2016 N 583, на который ссылается суд в о обжалуемом решении, противоречит Приказу Роснедр от 15.06.2012 N 687. Более того, данное обоснование противоречит и абзацу 7 статьи 7 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в соответствии с которой "в границах горного отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр".
Заявитель полагает, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует абзацу 7 статьи 7 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", а также Приказу Роснедр от 15.06.2012 N 687.
Предприниматель также считает, что отказ департамента, выраженный в письме исх. N 1230-ДПРи от 10.03.2020 не обоснован, поскольку не содержит ссылки на нормативный акт, устанавливающий основания для отказа во включении участка недр "Бежицкое северный" в перечень участков недр местного значения Брянского района Брянской области в составе земельных участков, принадлежащих ИП Кулешовой С.В. на праве собственности.
ЗАО "БЗСК" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не направил.
В судебном заседании представители заявителя поддержали свою позицию по делу.
Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Кулешова С.В. является собственником земельных участков с кадастровым номером 32:02:0320104:68, площадью 27 600 кв. м., с кадастровым номером 32:02:0320104:73, площадью 31 200 кв. м. и с кадастровым номером 32:02:0320101:35, площадью 134 400 кв.м. Все земельные участки имеют вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства".
ИП Кулешова С.В. 27.02.2020 обратилась в департамент с заявлением о включении участка недр "Бежицкое северный" в перечень участков недр местного значения Брянского района Брянской области в составе земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Письмом от 10.03.2020 N 1230-ДПР департамент отказал во включении указанного участка недр в перечень участков недр местного значения. в связи с тем, что испрашиваемый участок недр попадает в границы горного отвода ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича" (лицензия БРН 80053 ТЭ от 11.06.2008 сроком действия до 01.06.2028).
Полагая, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП Кулешова С.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу положений статьи 1.2 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
В отличие от земельного участка недра представляют собой часть земной коры, расположенной главным образом ниже почвенного слоя, и поэтому не входят в понятие земли как земной поверхности.
Из вышеуказанных норм следует, что недра находятся в государственной собственности, выступают в качестве самостоятельного объекта гражданского оборота и не являются частью соответствующего земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ИП Кулешова С.В., как собственник земельных участков не имеет каких-либо прав в отношении недр, находящихся под ее земельными участками
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 4 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Брянской области от 05.08.2002 N 48-З "О недропользовании на территории Брянской области" подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области в сфере регулирования отношений недропользования по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
В соответствии с пунктом 11.3.8 Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29.03.2013 N 283, департамент подготавливает и утверждает перечни участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Согласно пункту 1.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения на территории Брянской области", утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.09.2016 N 583 (далее - административный регламент N 583), заявителями при предоставлении департаментом государственной услуги по подготовке и утверждению перечней участков недр местного значения Брянской области являются пользователи участков недр местного значения Брянской области: субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.8 административного регламента N 583 основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1) наличие в представленных документах недостоверной и (или) неполной информации;
2) волеизъявление заявителя, выраженное в письменной форме, об отзыве заявления;
3) получен ответ от согласовывающих органов, в котором установлен случай, где добыча полезных ископаемых на заявленной территории запрещена, ограничена и/или нецелесообразна;
4) участок недр полностью или частично предоставлен в пользование;
5) участок недр полностью или частично включен в Перечень;
6) участок недр полностью или частично расположен на особо охраняемых природных территориях федерального, регионального или местного значения.
Из материалов дела усматривается, что департамент, отказывая во включении спорного участка недр в перечень участков недр местного значения, сослался на то, что испрашиваемый участок недр попадает в границы горного отвода ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича" (лицензия БРН 80053 ТЭ от 11.06.2008 сроком действия до 01.06.2028).
Статья 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствие с положениями статьи 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Согласно статье 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Вместе с тем любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Исключительность права указывает на принадлежащее его обладателю право требовать исключения всех прочих лиц от пользования участком недр и означает невозможность возникновения у иных лиц такого же права пользования в отношении участка недр, ранее предоставленного недропользователю.
Как установлено судом, ИП Кулешова С.В. обращалась в департамент с заявлением о включении участка недр "Бежицкое северный" в перечень участков недр местного значения Брянского района Брянской области в составе земельных участков с кадастровыми номерами 32:02:0320104:68, 32:02:0320104:73 и 32:02:0320101:35, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Согласно письму Брянского филиала ФБУ "ТФГИ по Центральному федеральному округу" N 97 от 26.02.2020 участок "Бежицкое Северный", площадью 96849 кв.м. попадает в границы горного отвода ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича" (Западный блок), но находится за пределами его земельного отвода.
В свою очередь, данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Кроме того, суд первой инстанции верно принял во внимание то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 16.09.2015 по делу N А09-3037/2015 по иску ИП Кулешовой С.В. к ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича", третьи лица Длпартамент природных ресурсов и экологии Брянской области, Антоненкова В.А., об исключении земельных участков из территории действия лицензии БРН 80118 ТЭ от 28.03.2011, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 32:02:0320104:73 и 32:02:0320104:68 расположены в пространственных границах горного отвода лицензии БРН 80053 ТЭ от 11.06.2008, предоставленной ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича".
В соответствии с лицензией на пользование участком недр Бежицкого месторождения силикатных песков N БРН 80053 ТЭ от 11.06.2008 ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича" предоставлен горный отвод, закрепленный горноотводным актом N 21 от 21.12.2006.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что материалами дела подтверждено наличие предусмотренного подпунктом 4 пункта 2.8 административного регламента N 583 от 09.09.2016 основания для отказа во включении спорного участка недр в перечень участков недр местного значения.
Вопреки доводам заявителя, само по себе отсутствие в оспариваемом отказе полного наименования и реквизитов административного регламента не свидетельствует о незаконности данного отказа.
Ссылка заявителя на приказ Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 N 687 правомерно отклонена судом первой инстанции, в виду следующего.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 N 687 утвержден Порядок (далее - Порядок N 687) подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней.
В указанном Порядке определена процедура согласования с территориальным органом Роснедр подготовленного органом государственной власти субъектов Российской Федерации проекта перечня участков недр местного значения.
В пункте 8 Порядка N 687 перечислены основания отказа территориального органа Роснедр в согласовании перечня участков недр местного значения, проект которого был подготовлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направлен в территориальный орган Роснедр на согласование.
Процедура рассмотрения уполномоченным органом заявлений заинтересованных лиц о включении участка недр в перечень участков недр местного значения указанным Порядком не регулируется.
Более того, как верно отметил суд первой инстанции, из данного нормативного акта не следует, что перечень участков недр местного значения разрабатывается и формируется органом государственной власти субъекта Российской Федерации по заявкам заинтересованных лиц.
При вынесении обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 25.12.2014, 29.12.2015 и 04.05.2016 спорные земельные участки с кадастровыми номерами 32:02:0320104:68, 32:02:0320104:73 и 32:02:0320101:35 относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" и имеют вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства".
То есть, спорные земельные участки не предоставлялись для разработки недр и добычи полезных ископаемых.
Статья 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков использовать эти участки в соответствии с их целевым назначением.
Частью 1 статьи 78 ЗК РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Статья 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 устанавливает, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ департамента соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований ИП Кулешовой С.В.
Приведенные в жалобе доводы, повторяющие позицию по делу, по существу, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и сделанных на их основе выводов, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц установлена в размере 300 рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, государственная пошлина уплачивается в сумме 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
При подаче апелляционной жалобы ИП Кулешова С.В. уплатила по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Брянского отделения 8605/149 от 25.08.2020 (операция 154) государственную пошлину в размере 3000 руб.
В свою очередь, сумма государственной пошлины, подлежащая уплате предпринимателем за подачу апелляционной жалобы по данной категории спора, составляет 150 руб., в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ из федерального бюджета подлежит возврату заявителю жалобы государственная пошлина в сумме 2850 руб. за подачу апелляционной жалобы по настоящему делу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 04.08.2020 по делу N А09-3521/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кулешовой Светлане Владимировне (г. Брянск, ОГРНИП 305325001400045, ИНН 323401027574) из федерального бюджета 2850 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Брянского отделения 8605/149 от 25.08.2020 (Операция 154).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3521/2020
Истец: КУЛЕШОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Ответчик: Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
Третье лицо: ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича"
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5513/20
30.09.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5275/20
30.09.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5032/20
04.08.2020 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3521/20