г. Калуга |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А84-1810/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Бутченко Ю.В., Радюгиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Погонышевым М.Н.,
при участи в судебном заседании:
от заявителя - представителя Кувшиновой О.Ю. по доверенности от 11.01.21;
от заинтересованного лица - представителя Никольской К.Б. по доверенности от 24.12.20 N 01-55/70;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агат-А" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.08.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу N А84-1810/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агат-А" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя (далее - инспекция) от 25.10.19 N 1385 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по ч. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 308 833 руб., а также о доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2018 года в размере 1 544 165 руб., пени в сумме 175 031,08 руб.
Решением суда первой инстанции от 10.08.20, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.10.20, заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере, превышающим 30 883,30 руб. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в указанной части отменить в связи с нарушением и неправильным применением судами при их принятии норм материального и процессуального права, неполным выяснением судами обстоятельств дела и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по городу Севастополю, ИНН 7707830464, ОГРН 1147746357164 (далее - управление) возражает против удовлетворения кассационной жалобы ввиду законности обжалуемых судебных актов.
После принятия кассационной жалобы к производству от управления поступило ходатайство о замене на основании ст. 48 АПК РФ заинтересованного лица по делу - инспекции, на управление, в связи с реорганизацией инспекции путем ее присоединения к управлению. В обоснование ходатайства представлена Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 24.11.20.
Кассационная жалоба рассматривается Арбитражным судом Центрального округа в установленном гл. 35 АПК РФ порядке.
В судебном заседании представитель управления поддержал ходатайство о процессуальной замене.
Представитель общества не возражал против удовлетворения ходатайства управления.
В соответствии со ст. 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ в отношении инспекции, 23.11.20 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2209200591994 о реорганизации инспекции в форме присоединения к управлению, и об управлении как о правопреемнике инспекции.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные управлением в обоснование ходатайства документы, выслушав представителей управления и общества, суд округа, руководствуясь ст. 48 АПК РФ, признал ходатайство управления о проведении процессуальной замены на стороне заинтересованного лица по делу с инспекции на управление подлежащим удовлетворению.
Представитель общества настаивал на отмене решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалованной части отказа в удовлетворении заявления.
Представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебные акты оставить без изменения.
В связи с тем, что в кассационной жалобе обществом приводятся возражения против решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции только в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, суд кассационной инстанции, руководствуясь ч.1 ст. 286 АПК РФ, проверят их законность только в обжалованной обществом части.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие содержащихся в оспариваемых судебных актах выводов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в 2013-2014 годах заключало договоры об участии в строительстве с физическими лицами, по условиям которых обязалось осуществить строительство объекта "Пансионат для отдыха семей с детьми" (далее - пансионат), а физические лица обязались принять участие в строительстве путем оплаты предусмотренной договорами цены (паевого взноса) и принять объект инвестирования у застройщика.
Денежные средства в сумме 10 122 857, 21 руб. получены обществом от физических лиц в качестве паевого взноса в период с 2013 года по 28 февраля 2014 года, что нашло свое отражение в налоговых накладных по НДС, составленных и предоставленных обществом по законодательству Украины.
22.10.14 учредительные документы общества приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации и сведения в отношении общества включены в Единый государственный реестр юридических лиц.
В 2018 году, после ввода пансионата в эксплуатацию и регистрации права собственности, между физическими лицами и обществом подписаны акты приема-передачи недвижимого имущества.
Исчисленная с сумм предварительной оплаты, полученной от физических лиц по договорам об участии в строительстве, сумма НДС в размере 1 544 164, 66 руб. на основании ч. 6 ст. 172 НК РФ включена обществом в состав налоговых вычетов в налоговой декларации за 4 квартал 2018 года.
Общество полагает, что указанная сумма налога подлежит вычету при определении налоговой базы по НДС на дату передачи объектов недвижимого имущества, так как на момент формирования налоговых обязательств в период с 2013 года по 28 февраля 2014 года положения НК РФ не применялись, счета-фактуры на сумму частичной оплаты (авансов) не выставлялись, а обществом были составлены налоговые накладные на сумму, полученную от физических лиц в качестве предварительной оплаты на общую сумму 10 122 857,21 руб., в том числе НДС в размере 1 544 164,66 руб.,
11.06.19 инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации (корректировки N 2) за 4 квартал 2018 года, по результатам которой составлен акт от 13.09.19 N 1014 и принято решение от 25.10.19 N 1385 о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 308 833 руб., а также о доначислении НДС за 4 квартал 2018 года в размере 1 544 165 руб., пени в сумме 175 031,08 руб., оставленное без изменения решением управления от 24.01.20 N 07-15/00661.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренным в настоящем деле настоящим заявлением.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, признали оспариваемое решение инспекции недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере, превышающим 30 883,30 руб., и отказали обществу в удовлетворении заявления в оставшейся части.
С учетом доводов кассационной жалобы, предметом проверки суда кассационной инстанции является законность и обоснованность принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных актов в части отказа обществу в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд округа не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой обществом части, поскольку суды при их принятии правомерно руководствовались следующим.
Статьями 171, 172 НК РФ установлено право налогоплательщика на уменьшение общей суммы налога, исчисленной в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком, налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 ст. 161 НК РФ, с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Вычеты сумм налога, указанных в п. 8 ст. 171 НК РФ, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Вычеты сумм налога, исчисленных с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абз. 2 п. 1 и п.п. 2 - 4 ст. 155 НК РФ, производятся с даты передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 154 НК РФ.
Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.03.14 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - закон N 6-ФКЗ), законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.15.
До 01.01.15 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 1 Закона от 18.04.14 N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" (далее - закон N 2-ЗС) установлено, что в соответствии со ст. 15 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.15 на территории города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21.02.14, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя.
Согласно ст. 13 закона N 2-ЗС суммы НДС, предъявленные плательщиками Украины, отнесенные к налоговому кредиту в феврале, марте, апреле 2014 года, учитываются при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины (далее - НК Украины). Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета в соответствии с п. 200.1 ст. 200 НК Украины и Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 N 198/97-ВР и не полученные плательщиком по состоянию на 01.04.14, не признаются задолженностью бюджета и бюджетному возмещению не подлежат. Данные суммы подлежат списанию с лицевых счетов налогоплательщиков.
Отрицательное значение в декларациях по НДС за февраль, март, апрель 2014 года и остаток отрицательного значения суммы НДС, рассчитанный в порядке, установленном п. 200.1 ст. 200 НК Украины, предыдущих налоговых периодов не признается задолженностью бюджета и не подлежит бюджетному возмещению и включению в состав налогового кредита в последующих периодах. Данные суммы учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль, за исключением сумм налога по расходам, связанным с приобретением, строительством, модернизацией (реконструкцией) основных средств, которые включаются в стоимость таких объектов. Физические лица - предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, включают данные суммы в расходы налогового периода, который приходится на дату вступления в силу данного Закона, при исчислении чистого налогооблагаемого дохода.
В состав налогового кредита, подлежащего отражению в декларации по НДС за март 2014 года, включаются только налоговые накладные, выписанные и полученные налогоплательщиками в этом налоговом периоде.
Судами верно указано, что обществом в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018 года к вычету заявлены суммы налога, исчисленного с 2013 года по 28 февраля 2014 года в рамках законодательства иностранного государства при формировании налоговых обязательств перед бюджетом Украины.
Соответственно, обязательства по НДС в бюджетную систему Российской Федерации, включая бюджет города Севастополя, не исчислялись и не уплачивались, НК РФ в указанный период обществом не применялся, счета фактуры на сумму аванса в счет предстоящих поставок не выставлялись.
Как правильно на то сослались суды, при заявлении указанных сумм к вычету в 2018 году по законодательству Российской Федерации, обществом не учтено, что операции по получению обществом сумм предварительной оплаты от физических лиц за период с 2013 года по 28 февраля 2014 года осуществлялись не на территории Российской Федерации; не являлись объектом налогообложения согласно нормам НК РФ или законодательства переходного периода; обязательства по НДС по указанным операциям не исчислялись в соответствии с нормами НК РФ или законодательства переходного периода; суммы НДС не перечислялись в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом суды также учитывали, что 29.04.14 в инспекцию от общества подана налоговая декларация по НДС по форме, установленной законодательством Украины, изучив которую, инспекция не исключила из состава вычетов по НДС суммы налога начисленного по факту получения авансов в марте 2014 года.
Основываясь на изложенном суды пришли к выводу об отсутствии у общества права на вычет спорных сумм согласно нормам НК РФ, правомерно отклонив поддержанные в кассационной жалобе доводы общества о существовавшей в спорный период правовой неопределенности в нормах регулирующего налоговые правоотношения законодательства Российской Федерации, в связи с чем все имеющиеся сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу общества, как налогоплательщика.
Как правильно на то сослались суды, оснований для подобного толкования норм налогового законодательства в пользу общества не имелось.
В Российской Федерации в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС установлен нормами статьи 147 НК РФ, на основании которых местом реализации недвижимого имущества признается территория Российской Федерации, если такое имущество находится на территории Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком как общая сумма налога, исчисляемая применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.
Согласно п.1 ст. 174 НК РФ уплата налога производится по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п.п. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах (п.2 ст. 174 НК РФ).
При этом, в силу норм п.1 ст. 11 НК РФ, ч. 6 ст. 1, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 214 ГК РФ в НК РФ под бюджетом понимается исключительно бюджетная система Российской Федерации.
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.13 N 966-О, действуя в рамках своей дискреции, федеральный законодатель прямо предусмотрел, что суммы "входного" налога по операциям, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, подлежат отнесению на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) и соответственно они уменьшают другой налог - налог на прибыль организаций. Поскольку применение данного компенсаторного механизма предполагает ведение налогоплательщиком раздельного учета сумм налога, такой учет становится обязательным, в том числе в связи с осуществлением названных операций.
Основываясь на совокупности приведенных нормативных положений и материалах дела, суды пришли к основанному на правильной оценке обстоятельств дела выводу о том, что налоговым органом предоставлены все необходимые доказательства, обосновывающие правомерность доначисления НДС за 4 квартал 2018 года, по основаниям указанным в решении от 25.10.19 N 1385.
Поскольку инспекцией установлено занижение налоговой базы по НДС за 4 квартал 2018 года на сумму необоснованных налоговых вычетов в размере 1 544 165 руб., что привело к неуплате налога в размере 1 544 165 руб., начисление пени на указанную сумму в размере 175 031, 08 руб. также является обоснованным.
Также суды при рассмотрении спора правомерно учитывали положения п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, исходя из которых в целях налогообложения прибыли организаций расходы в виде сумм НДС, уплаченного по законодательству иностранного государства, могут быть учтены обществом в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.
В силу положений ст. 286 АПК РФ кассационная жалоба рассматривается исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы. Между тем доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанции, кассационные жалобы не содержит.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, данных судами, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу положений ст. ст. 286, 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 48, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю о процессуальном правопреемстве удовлетворить. Заменить сторону по делу N А84-1810/2020 - Инспекцию России по Ленинскому району г. Севастополя (ИНН 7707831370, ОГРН 1147746402033) на Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (ИНН 7707830464, ОГРН 1147746357164).
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.08.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу N А84-1810/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.13 N 966-О, действуя в рамках своей дискреции, федеральный законодатель прямо предусмотрел, что суммы "входного" налога по операциям, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, подлежат отнесению на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) и соответственно они уменьшают другой налог - налог на прибыль организаций. Поскольку применение данного компенсаторного механизма предполагает ведение налогоплательщиком раздельного учета сумм налога, такой учет становится обязательным, в том числе в связи с осуществлением названных операций.
...
Поскольку инспекцией установлено занижение налоговой базы по НДС за 4 квартал 2018 года на сумму необоснованных налоговых вычетов в размере 1 544 165 руб., что привело к неуплате налога в размере 1 544 165 руб., начисление пени на указанную сумму в размере 175 031, 08 руб. также является обоснованным.
Также суды при рассмотрении спора правомерно учитывали положения п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, исходя из которых в целях налогообложения прибыли организаций расходы в виде сумм НДС, уплаченного по законодательству иностранного государства, могут быть учтены обществом в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 февраля 2021 г. N Ф10-5812/20 по делу N А84-1810/2020