г.Калуга |
|
9 февраля 2021 г. |
Дело N А14-2558/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Егоровой С.Г. Сорокиной И.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: от истца: ПАО "ТНС энерго Воронеж":
от ответчика: МО ГО г. Воронеж в лице УИЗО АГО г.Воронеж |
Малиновской А.Н.
Ильиной Е.В. (дов. от 17.07.2020 N 11-06/513);
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2020 по делу N А14-2558/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Воронеж", ОГРН 1043600070458, ИНН 36636050467, (далее - ПАО "ТНС энерго Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, ОГРН 1123668052200, ИНН 3666181570, (далее - УИЗО АГО г.Воронеж) о взыскании 375 002 руб. 64 коп. задолженности за поставленную в период с 01.09.2019 по 31.12.2019 электрическую энергию и 10 890 руб. 78 коп. пени за период с 19.10.2019 по 10.02.2020 с последующим начислением пени с 11.02.2020 по дату фактической оплаты долга (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 25.05.2020), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2020, требования ПАО "ТНС энерго Воронеж" удовлетворены в полном объеме.
Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, оспаривая законность указанных судебных актов, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых решения и постановления и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по настоящему делу должно быть лицо, эксплуатирующее спорные объекты - повысительные насосные станции (ПНС), расположенные по адресам: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2а и ул. Ломоносова, 78, считая данные объекты бесхозяйным имуществом.
Присутствующий в судебном заседании кассационной инстанции представитель ПАО "ТНС энерго Воронеж" доводы кассационной жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными.
Представитель УИЗО АГО г.Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы ответчик извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра.
Кассационная коллегия считает возможным в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя кассатора.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО "ТНС энерго Воронеж" (гарантирующий поставщик) направило в адрес Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж (потребитель) проект договора энергоснабжения от 30.01.2019 N 2572, в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж представило протокол разногласий, предложив исключить из приложения N 2 к договору точки поставки: ТП-32, повысительные насосные станции (ПНС) по адресам: г.Воронеж, ул.Шукшина, д.31, ул.Миронова, д.45, поскольку указанные объекты не включены в реестре муниципального имущества и не являются объектами муниципальной собственности.
27.02.2019 ПАО "ТНС энерго Воронеж" направило в адрес Управления имущественных и земельных отношений протокол урегулирования разногласий, в котором указано, что приложение N 2 к договору должно быть принято в редакции гарантирующего поставщика со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Поскольку Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж не представило возражений относительно протокола урегулирования разногласий, гарантирующий поставщик посчитал, что договор энергоснабжения от 30.01.2019 N 2572 (сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019) заключен в редакции протокола урегулирования разногласий.
В период с 01.09.2019 по 31.12.2019 ПАО "ТНС энерго Воронеж" осуществило поставку электрической энергии на объекты, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе на ПНС, расположенные по адресам: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 78н, ул. Димитрова, 2а и указанные в приложении N 2 к договору, на общую сумму 506 006 руб. 32 коп., что подтверждается ведомостями электропотребления за сентябрь-декабрь 2019 года и не оспаривается ответчиком.
Полученная электроэнергии оплачена ответчиком частично, что привело к образованию задолженности в размере 375 002 руб. 64 коп.
Направленные в адрес ответчика претензии от 18.11.2019 N 6617, от 13.12.2019 N 6953, от 23.03.2020 N 7283 с требованием об оплате образовавшейся задолженности за указанный период оставлены заявителем без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ПАО "ТНС энерго Воронеж" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу статей 539, 544 ГК РФ обязанность по оплате фактически полученного ресурса возлагается на абонента (потребителя).
Порядок расчетов за потребленную электроэнергию, в том числе в случае выявления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии, регулируется Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Факт поставки электроэнергии на спорные объекты - ПНС, расположенные по адресам: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 78н, ул. Димитрова, 2а, её объем и стоимость установлены судом, подтверждены материалами дела и ответчиком не оспаривались, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика 375 002 руб. 64 коп. задолженности за электроэнергию, поставленную на указанные объекты в период с 01.09.2019 по 31.12.2019.
Поскольку полученный ресурс не оплачен потребителем в установленный срок, суд, руководствуясь положениями статьи 330 ГК РФ, части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", проверив представленный истцом расчет и признав его арифметически верным, удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика пени за период с 19.10.2019 по 10.02.2020 в размере 10 890 руб. 78 коп. с последующим её начислением с 11.02.2020 по день фактической оплаты долга.
Расчет суммы неустойки ответчиком по существу не оспорен, контррасчет не представлен. О применении статьи 333 ГК РФ и снижении неустойки в связи с её несоразмерностью кассатором также не заявлялось.
Не оспаривая факт поставки электроэнергии на спорные объекты, УИЗО АГО г. Воронеж, ссылалось на то, что ПНС, расположенные по адресам: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2а и ул. Ломоносова, 78н, не являются объектами, входящими в зону ответственности ответчика, поскольку представляют собой бесхозяйное имущество.
В силу пункта 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Орган местного самоуправления обязан обеспечить принятие на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию (пункт 3 статьи 225 ГК РФ, пункт 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, именно ответчик как уполномоченный орган муниципальной власти, несет бремя содержания имущества, выступающего объектами муниципальной собственности, а также обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество и передаче этого имущества соответствующей эксплуатирующей организации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Законом вопросов местного значения.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах данного образования электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения, снабжения населения топливом.
Согласно пункту 2, абзацу 4 пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). К таким объектам относятся, в том числе объекты электросетевого хозяйства (объекты инженерной инфраструктуры).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.5, 2.2.5 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 940-III, к функциям Управления относится осуществление в установленном порядке процедуры приема имущества, земельных участков в муниципальную собственность, в том числе бесхозяйного.
Управление является главным распорядителем и получателем средств бюджета городского округа по вопросам, входящим в его компетенцию, и главным администратором соответствующих доходов бюджета.
Управление имущественных и земельных отношений Администрации ГО г.Воронеж обязано осуществлять полномочия собственника от имени муниципального образования городской округ город Воронеж по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в порядке и в пределах полномочий, определяемых Воронежской городской Думой, Администрацией городского округа город Воронеж и настоящим Положением.
Повысительные насосные станции (ПНС) и канализационные насосные станции (КНС), трансформаторные подстанции (ТП) являются объектами инженерной инфраструктуры и объектами обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, следовательно, выступают объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет.
Из материалов дела следует, что решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 05.09.2018 по делу N 2-2039/2018 признано право муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Воронеж на бесхозяйный объект недвижимого имущества - здание ПНС, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2а.
Нахождение данного объекта (ПНС по ул. Димитрова, 2а в г. Воронеже) в муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Воронеж установлено также постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 по делу N А14-20905/2019, вступившим в законную силу.
В отношении ПНС, расположенной по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 78н, также зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав от 26.12.2018 N 36:34:0603003:609-36/072/2018-1 и не оспаривается самим ответчиком, уведомлявшим истца о включении указанной ПНС в состав муниципального имущества с 26.12.2018 (письмо от 23.05.2019 N 11923374).
При этом документальные доказательства, свидетельствующие о принятии муниципальным образованием своевременных и необходимых мер для передачи спорных повысительных насосных станций иному лицу, которое обеспечивало бы их надлежащую эксплуатацию, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не были представлены.
Доказательства того, что данные объекты недвижимого имущества по адресам: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2а и ул. Ломоносова, 78н в указанный период фактически находились в непосредственном пользовании поставщиков коммунальных ресурсов, которые осуществляли их эксплуатацию для поставки таких ресурсов своим потребителям, в материалах дела также отсутствуют.
Судом верно указано, что бездействие ответчика, выступающего лицом, осуществляющим полномочия собственника от имени муниципального образования городской округ город Воронеж, выразившееся в неоформлении передачи спорных объектов муниципального имущества соответствующей эксплуатирующей организации, не может являться в данном случае основанием для освобождения муниципального образования от несения бремени расходов, связанных с содержанием этих объектов инженерной инфраструктуры городского округа.
Следует отметить, что разногласия сторон при заключении договора от 30.01.2019 N 2572 не касались спорных ПНС.
Как правильно указал суд, неподписание ответчиком договора энергоснабжения с протоколом урегулирования разногласий не освобождает собственника недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну, от оплаты фактически поставленных энергетических ресурсов на данные объекты.
Доводы кассатора не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судебных инстанций соответствуют конкретным фактическим обстоятельствам настоящего дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не имеется.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2020 по делу N А14-2558/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган местного самоуправления обязан обеспечить принятие на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию (пункт 3 статьи 225 ГК РФ, пункт 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
...
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Законом вопросов местного значения.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах данного образования электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения, снабжения населения топливом.
...
Нахождение данного объекта (ПНС по ул. Димитрова, 2а в г. Воронеже) в муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Воронеж установлено также постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 по делу N А14-20905/2019, вступившим в законную силу."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 февраля 2021 г. N Ф10-5663/20 по делу N А14-2558/2020