11 февраля 2021 г. |
Дело N А83-20813/2019 |
г.Калуга |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Бессоновой Е.В., Леоновой Л.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Земсковой О.Г. |
при участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя - главы КФХ Иванцова Александра Ивановича 297501,Республика Крым, Симферопольский район, пгт.Молодежное, ул.Планеристов, д.13 ОГРНИП 317910200019620 от Министерства сельского хозяйства Республики Крым 295034, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Киевская, д.81 ОГРН 1149102017514 |
Иванцова А.И. - паспорт Белинской А.В. - представитель, дов. от 12.01.2021 б/н
не явились, извещены надлежаще
|
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 по делу N А83-20813/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Истец) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванцову Александру Ивановичу (далее - Ответчик) о расторжении заключенного между сторонами соглашения от 25.04.2017 N 113-НФ об осуществлении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства - получателя гранта в форме субсидии на создание и развитие хозяйства на территории Республики Крым сроком на 5 лет и взыскании с Ответчика гранта в сумме 1000000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Истец просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав Ответчика и его представителя, поддержавших доводы отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Соглашение от 25.04.2017 N 113-НФ было заключено сторонами и грант в размере 1000000 руб. был выдан Ответчику Истцом в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие КФХ начинающим фермерам в рамках мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2020 годы, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56 (далее - Порядок N 56).
Службой финансового надзора Республики Крым в ходе проводимой проверки соблюдения Порядка N 56 был сделан вывод о нарушении Ответчиком п.п.1.6.13 и 3.6.2 Порядка N 56, поскольку он на момент подачи заявки на участие в конкурсном отборе являлся трудоустроенным в ООО "Ланта" на должности начальника производственного отдела.
Службой финансового надзора в адрес Истца было направлено представление о выявленном нарушении, в соответствии с которым Истец обратился к Ответчику с требованием о возврате полученного гранта. Неисполнение этого требования послужило основанием для обращения Истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно руководствовались следующим.
Абзацем 5 ст.69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст.78 БК РФ, в соответствии с которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
В силу пп.3 п.3 ст.78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п.3.1 ст.78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для их предоставления, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Судами установлено, что соглашение от 25.04.2017 N 113НФ заключено сторонами, в том числе, в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07 2012 N 717, приложением N 9 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
Пунктом 1 данных Правил определено, они устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ развития агропромышленного комплекса, цели и задачи которых должны обеспечивать достижение показателей (индикаторов) проектов и (или) ведомственных целевых программ, входящих в состав названной выше Государственной программы развития сельского хозяйства.
Согласно п.2 этих Правил, крестьянское (фермерское) хозяйство - зарегистрированное на сельской территории субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году крестьянское (фермерское) хозяйство, обязующееся осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет со дня получения средств и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является гражданин Российской Федерации, который не является или ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки, субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, а также гранта на поддержку начинающего фермера.
В соответствии с пп.9 п.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно требованиям пп.1 и 2 п.3 ст.78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Таким образом, субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пп.1.6.13 Порядка N 56 одним из требований, предъявляемых к участникам конкурсного отбора для получения субсидий в Республике Крым, является требование о том, что участник должен быть главой КФХ, которое является единственным местом его трудоустройства.
На основании приведенных выше норм права суды сделали обоснованный вывод о том, что правовой статус начинающего фермера, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно, как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета, нормативно определен на федеральном уровне, является единым для всей территории Российской Федерации, следовательно, субъект Российской Федерации не вправе в качестве условия получения гранта устанавливать дополнительные требования, в том числе, к установлению фермерского хозяйства как единственного места трудоустройства, поэтому положения пп.1.6.13 Порядка N 56, на нарушение которых Ответчиком ссылался Истец, противоречат положениям федерального законодательства, и указанное Истцом основание не может являться основанием для расторжения соглашения от 25.04.2017 N 113-НФ и взыскания с Ответчика полученного им гранта.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что оценка доказательств произведена судами первой и апелляционной инстанций с соблюдением требований ст.71 АПК РФ, сделанные ими выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы Истца повторяют доводы, заявлявшиеся им в обоснование своей позиции в судах первой и апелляционной инстанций. Все эти доводы исследованы и оценены судом апелляционной инстанции в совокупности с доводами и доказательствами, представленными Ответчиком. Повторение этих же доводов в кассационной жалобе суд кассационной инстанции находит направленными на переоценку доказательств, что в силу положений ст.ст.286,287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта (ч.4 ст.288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 июня 2020 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2020 года по делу N А83-20813/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.