г.Калуга |
|
3 марта 2021 г. |
Дело N А36-3930/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 марта 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Леоновой Л.В.,
при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии представителей:
от Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области - Сухатерина Р.А. по доверенности от 02.11.2020, диплом;
от федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области" - Николаевой Т.А. по доверенности от 11.01.2021 N 2, диплом;
от главного государственного инженера-инспектора Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области Щенникова Д.А. - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 3 августа 2020 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2020 года по делу N А36-3930/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области" (далее - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 25.05.2020 N 179, принятого главным государственным инженером-инспектором Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области (далее - Инспекция гостехнадзора Липецкой области, Инспекция) Щенниковым Денисом Алексеевичем, о возложении обязанности по проведению осмотра и выдаче документов о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним на уполномоченное должностное лицо (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 03.08.2020 требования удовлетворены. Суд также обязал Инспекцию гостехнадзора Липецкой области устранить допущенные нарушения прав ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" путем проведения осмотра и выдачи документов о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним на основании заявления названного ФКУ от 22.05.2020 N СН480010001554.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.08.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Инспекция гостехнадзора Липецкой области обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По-прежнему, Инспекция полагает, что суды неправильно применили подпункт 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации; возможность освобождения от обязанности по уплате государственной пошлины при обращении в регистрирующий орган с заявлением о совершении регистрационных действий для казенных учреждений указанным пунктом не предусмотрена, что следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель Учреждения возражала против ее удовлетворения, считая принятые судебные акты соответствующими нормам права.
Щенников Д.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя ни в Арбитражный суд Липецкой области, ни в суд округа не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.05.2020 ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" обратилось в Инспекцию гостехнадзора Липецкой области с заявлением о проведении технического осмотра машин, которое было принято к рассмотрению главным государственным инженером-инспектором Инспекции гостехнадзора Липецкой области Щенниковым Д.А.
По результатам рассмотрения заявления Инспекцией 25.05.2020 в адрес ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" направлено уведомление от об отказе в предоставлении государственной услуги по причине неуплаты государственной пошлины в размере, предусмотренном подпунктом 42.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (согласно пояснениям Инспекции гостехнадзора Липецкой области - подпунктом 41.2 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ ввиду опечатки).
Полагая, что отказ является незаконным, ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что коль скоро ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" обратилось в Инспекцию гостехнадзора Липецкой области с заявлением о проведении технического осмотра машин, представляя интересы территориального органа МВД России в сфере возложенных на Учреждение функций по обеспечению бесперебойного функционирования транспортных средств, на него в данном случае распространяется освобождение от уплаты государственной пошлины, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ.
Суд округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Находящиеся в эксплуатации на территории РФ транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 170-ФЗ), а также пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 N 1013 утверждены Правила проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники (далее - Правила), пунктом 2 которых определено, что технический осмотр машин организуется и проводится органами гостехнадзора. За выдачу документов о прохождении технического осмотра машин взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3 Правил).
В соответствии с подпунктом 41.2 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним уплачивается государственная пошлина в размере 400 рублей.
Порядок и сроки уплаты госпошлины определены ст. 333.18 НК РФ.
Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки: при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.1, 5.3 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению (подпункт 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ). Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (пункт 3 статьи 333.18 НК РФ).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в случае отсутствия информации об уплате государственной пошлины за выдачу документа о прохождении технического осмотра машины, проверка технического состояния машины не проводится и составляется акт технического осмотра, предусмотренный пунктом 12 настоящих Правил.
Согласно повторяющемуся доводу кассатора, системное толкование совокупности подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ и подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель четко разделяет такие категории плательщиков, как федеральные органы государственной власти и казенные учреждения, фактически предоставляя последним лишь льготу по уплате госпошлины за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.
Отклоняя данные доводы суды обоснованно учитывали следующее.
Под казенным учреждением в абзаце 39 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу пункта 1 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункты 2, 3 статьи 161 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой.
Статус Учреждения как органа государственной власти в сфере внутренних дел обусловлен наделением Учреждения властными полномочиями (при определенных обстоятельствах и с соблюдением определенных правил).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" является деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего характера.
Судами детально проанализированы нормативные правовые акты, начиная со структуры федеральных органов исполнительной власти и заканчивая Уставом федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области".
Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство внутренних дел Российской Федерации включено в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждены Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение) и Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации (далее - Типовое положение).
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (пункт 13 Положения). В состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы МВД России, иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (пункт 14 Положения). На основании пункта 15 Положения МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные (в том числе суворовские военные училища, кадетские корпуса), научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения.
Согласно пункту 5 Типового положения территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов.
Из содержания пункта 1 Устава федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области", утвержденного приказом МВД России от 30.03.2012 N 220 (далее - Устав) следует, что Учреждение создано на основании Распоряжения Правительства РФ от 14.02.2012 N 199-р "О федеральных казенных учреждениях хозяйственного и сервисного обеспечения территориальных органов МВД России на региональном и районном уровня" (далее - Распоряжение).
Пунктом 2 названного Распоряжения определено, что целями деятельности учреждений являются, в том числе: хозяйственное, вещевое, социально-бытовое и транспортное обеспечение территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (далее - территориальные органы МВД России); организация эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе учреждений, и технический контроль за его состоянием; организация обеспечения бесперебойного функционирования транспорта территориальных органов МВД России.
В соответствии с пунктом 4 Распоряжения финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего распоряжения, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке МВД России в федеральном бюджете на указанные цели.
Учреждение находится в подчинении Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (пункт 8 Устава). Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации (пункт 5 Распоряжения и пункт 6 Устава). Предмет и виды деятельности учреждения - организация эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе учреждений, и технический контроль за его состоянием.
Кроме того, было принято во внимание, что согласно письму Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.04.2013 N 3117-2630, в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в МВД России созданы федеральные казенные учреждения, которым передана часть функций территориальных органов МВД России. Передача имущества (в том числе транспортных средств) от территориального органа МВД России федеральным казенным учреждениям Центрам хозяйственного и сервисного обеспечения территориальных органов МВД России производится в результате наделения ФКУ функцией обеспечения бесперебойного функционирования транспортных средств территориальных органов МВД России, а также организации их эксплуатации и ремонта.
В результате суды, исследовав и оценив доказательства в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно заключили, что Учреждение входит в единую централизованную систему МВД России, в отношении переданных ему функций (в данном случае по обеспечению функционирования транспортных средств) обеспечивает соответствующую деятельность органов внутренних дел, для этих целей финансируется из федерального бюджета.
Учитывая, что ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" обратилось в Инспекцию гостехнадзора Липецкой области с заявлением о проведении технического осмотра машин, представляя интересы территориального органа МВД России в сфере возложенных на Учреждение функций по обеспечению бесперебойного функционирования транспортных средств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что освобождение от уплаты государственной пошлины, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, в данном случае распространяется и на федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области".
При таких обстоятельствах, отказ в проведении осмотра транспортных средств по причине неуплаты государственной пошлины не соответствует указанной норме Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 10 Правила проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 3 августа 2020 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2020 года по делу N А36-3930/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Т.В Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" обратилось в Инспекцию гостехнадзора Липецкой области с заявлением о проведении технического осмотра машин, представляя интересы территориального органа МВД России в сфере возложенных на Учреждение функций по обеспечению бесперебойного функционирования транспортных средств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что освобождение от уплаты государственной пошлины, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, в данном случае распространяется и на федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области".
При таких обстоятельствах, отказ в проведении осмотра транспортных средств по причине неуплаты государственной пошлины не соответствует указанной норме Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 10 Правила проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 марта 2021 г. N Ф10-248/21 по делу N А36-3930/2020