город Калуга |
|
15 апреля 2021 г. |
Дело N А84-5548/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объёме 15.04.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
Е.В. Бессоновой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
Г.А. Стрегелевой
Н.А. Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от истца: Департамент сельского хозяйства города Севастополя ОГРН 1149204018226 ИНН 9204009223 |
Буркова Е.А. - представитель по доверенности от 14.01.2021; |
от ответчика: Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой перерабатывающий обслуживающий кооператив "Севастопольский агрохолдинг" ОГРН 1149204029963 ИНН 9203004159 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя кассационную жалобу Сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового перерабатывающего обслуживающего кооператива "Севастопольский агрохолдинг" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.09.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А84-5548/2019,
УСТАНОВИЛ:
департамент сельского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому перерабатывающему обслуживающему кооперативу "Севастопольский агрохолдинг" (далее - Кооператив) с иском о взыскании субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в размере 15000000 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17.09.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Кооператив обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыл, явку своего представителя не обеспечил.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Кооператив в соответствии с порядком предоставления субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 131-ПП (ред. от 26.10.2017) (далее - Порядок N 131-ПП), обратился в Департамент с заявлением от 30.11.2017 на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
В соответствии с протоколом от 07.12.2017 N 2 заседания конкурсной комиссии города Севастополя по предоставлению субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, приказом директора Департамента от 07.12.2017 N 285, Кооператив признан победителем конкурсного отбора.
Между Департаментом (Распорядитель) и Кооперативом (Получатель) заключено соглашение (договор) от 08.12.2017 N 39 "О предоставлении субсидий из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг" (далее - Соглашение).
Пунктом 1.1 Соглашения предусмотрено, что предметом соглашения является предоставление из бюджета города Севастополя в 2017 году Кооперативу субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя связанных с:
- строительством, реконструкцией или модернизацией производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
- приобретением и монтажом оборудования и техники для производственных зданий, строений, помещений, цехов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки, охлаждения молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой, и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции);
- приобретением специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения; сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
- уплатой части взносов (не более 8 процентов общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств для хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки сельскохозяйственных животных, рыбы и аквакультуры, охлаждения молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки в транспортировки сельскохозяйственная продукции и продуктов ее переработки;
- в целях реализации Получателем мероприятия по предоставлению субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (далее - Субсидия).
Размер Субсидии, предоставляемой из бюджета города Севастополя в соответствии с настоящим соглашением, составляет в 2017 году 15000000,00 руб. (пункт 2.2 Договора).
Сторонами заключено дополнительное соглашение от 15.12.2017 N 1, которым дополнен раздел 3 Соглашения пунктами 3.7 и 3.8 (порядок и срок перечисления Субсидии).
Платежным поручением от 20.12.2017 N 304750 на сумму 15000000,00 руб. Департамент перечислил на расчетный счет 4060180567112000002 субсидию на финансовое обеспечение затрат, в целях реализации мероприятий по предоставлению грантов поддержки л/с 41746Z17390.
Согласно подпунктам 2, 3, 4 пункта 4.3 Соглашения получатель обязуется:
- обеспечить использование Субсидии в срок 18 месяцев с момента получения средств на расчетный счет Кооператива;
- обеспечить исполнение в установленный срок требования Главного распорядителя (Распорядителя), указанного в подпункте 5 пункта 4.1 настоящего соглашения;
- обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в пункте 3.4 настоящего соглашения.
Согласно пункту 3.4. Соглашения показателями результативности являются: создание не менее 5 дополнительных постоянных рабочих мест в году получения субсидии; прирост объемов производства в натуральных показателях не менее, чем на 10% в год.
Подпунктом 5 пункта 4.1 Соглашения предусмотрена обязанность Главного распорядителя (Распорядитель) в случае если получателем допущены нарушения условий предоставления Субсидии, нецелевое использование Субсидии, не достигнуты значения показателей результативности, установленных пунктом 3.4 настоящего соглашения, а также в случае образования неиспользованного в отчетном финансовом году остатка Субсидии и отсутствия решения Главного распорядителя (Распорядителя) о наличии потребности в указанных средствах, предусмотренных настоящим Соглашением, направлять получателю требование о возврате средств субсидии в бюджет города Севастополя в полном объеме в течение 30 рабочих дней со дня получения требования о возврате средств.
Дополнительным соглашением от 29.03.2019 N 2 стороны дополнили пункт 4.3 раздела 4 Соглашения пунктом 10 (о лицевом счете), дополнительным соглашением от 03.06.2019 N 3 согласован план расходов субсидий.
Комиссией по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" рассмотрен отчет о целевом расходовании средств гранта от 05.07.2019 N 3130 и сделан вывод о том, что Кооператив не использовал ранее предоставленные средства субсидии в установленный срок, не достиг значений показателей результативности, установленных пунктом 3.4 Соглашения; Комиссия приняла решение рекомендовать главному распределителю бюджетных средств направить требование о возврате средств Субсидии.
С сопроводительным письмом от 23.08.2019 N 5359/7 Департаментом направлено Кооперативу требование от 23.08.2019 N 1 о возврате в бюджет города Севастополя средств субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в размере 15000000 руб. в течение 30 рабочих дней со дня получения требования. Указанное требование Кооперативом получено.
Поскольку в установленный срок средства субсидии на грантовую поддержку в бюджет города Севастополя не возвращены, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4.1 - 4.5 раздела 4 Приложения N 2 Порядка N 131-ПП после подписания Соглашения и получения средств гранта получатель представляет в Департамент:
- раз в полгода до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты о целевом расходовании гранта по формам, утвержденным приказом Департамента;
- выписку со счета для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, о движении денежных средств по данному счету, заверенную в Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю;
- копии платежных документов, подтверждающих целевое использование средств, заверенные получателем гранта в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Получатель гранта осуществляет расходование средств гранта с учетом санкционирования операций о движении денежных средств по лицевому счету при казначейском сопровождении Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю.
При выявлении факта нецелевого использования полученного гранта получатель обязан в течение 15 календарных дней с даты получения уведомления Департамента о нецелевом использовании гранта вернуть сумму гранта, определенную Департаментом, в бюджет города Севастополя.
Комиссией по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" рассмотрен отчет Кооператива о целевом расходовании средств гранта от 05.07.2019 N 3130 и сделан вывод о том, что Кооператив не использовал ранее предоставленные средства субсидии в установленный срок, не достиг значений показателей результативности, установленных пунктом 3.4 Соглашения.
Кооперативом в Департамент представлен бухгалтерский баланс за 2018 год, в котором отражены показатели: внеоборотные активы - 1604000 руб., обортные активы - 15050000 руб., уставный капитал - 1650000 руб., распределенная прибыль - 4000 руб., краткосрочные прочие обязательства - 15000000 руб.; информация о членах кооператива - 10; выручка (доход) - 4000 руб.
С целью проверки обоснованности фальсификации доказательств, по заявлению Кооператива, суд истребовал у Межрайонной ИФНС России N 1 по г. Севастополю налоговую и бухгалтерскую отчетность за 2018 год в отношении Кооператива.
Из анализа налоговой и бухгалтерской отчетности за 2018 кооператива судом установлено, что продукция в рассматриваемом периоде не производилась и не реализовывалась. Доказательств, подтверждающих наличии прироста объемов производства в натуральных показателях не менее, чем на 10% в год, не имеется. Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, а также персонифицированные сведения о застрахованных лицах Кооператив в 2018 году в налоговый орган предоставлял только на одного работника.
В подтверждение расходования средств грантовой поддержки на развитие материально-технической базы Кооператив представил в материалы дела товарные накладные: от 14.06.2019 на сумму 4260000 руб., от 14.06.2019, на сумму 945400 руб., от 14.06.2019 на сумму 12315800 руб.; договор подряда от 04.06.2019 N 00000000082179030002/1 на строительство помещения хранилища для сельскохозяйственной продукции с холодильной камерой; договор аренды муниципального имущества от 03.12.2019 N03/12-2019.
Кооператив указывает, что завершение строительства помещения хранилища предусмотрено программой развития кооператива на 2018-2022 годы, в связи с чем, использование гранта не предполагает завершение строительства, которое должно быть осуществлено до 2022 года.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства выполнения работ по строительству помещения хранилища для сельхозпродукции, из чего следует, что помещение хранилища для сельхозпродукции до настоящего времени не построено, выполнение программы развития Кооператива на период 2018 - 2022 годы, представленной на конкурсный отбор, не осуществляется.
Отклоняя довод жалобы о том, что денежные средства не были использованы в течение 18 месяцев по не зависящими от Кооператива обстоятельствам, поскольку Департамент не установил идентификатор Соглашения, суд обоснованно указал следующее.
Для получения информации о дате санкционирования операции со средствами субсидии, предоставленной Кооперативу по Соглашению от 08.12.2017 N 39, суд истребовал у Управления Федерального казначейства по городу Севастополю копии документов, на основании которых осуществлено санкционирование операции со средствами субсидии.
Согласно полученным запрашиваемых документов следует, что заявка на кассовый расход зарегистрирована 20.12.2017 N 588, с указанием реквизитов, предусмотренных дополнительным соглашением от 15.12.2017 N 1 к Соглашению. Денежные средства в размере 15000000,00 руб. платежным поручением от 20.12.2017 N 304750 перечислены на счет Кооператива, открытый в Управлении Федерального казначейства по городу Севастополю.
Приказом Минфина России от 28.12.2016 N 244 н (ред. от 10.03.2017) утвержден Порядок открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2017 N 45370) (далее - Порядок N 244н.).
В соответствии с абзацем 9 пп. а) пункта 10 Порядка открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в Сведениях на соответствующий финансовый год указывается, в том числе информация об "Идентификаторе государственного контракта/контракта учреждения/договора (соглашения)" (далее - Идентификатор).
В целях заключения дополнительного соглашения к Соглашению по установлению Идентификатора Кооператив обратился в Департамент более чем через год после перечисления на счет Кооператива субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы. Соответствующее дополнительное соглашение N 2 сторонами заключено 29.03.2019.
В период с 20.12.2017 по 29.03.2019 Кооператив по вопросу установления идентификатора в Департамент не обращался, обоснованных причин, свидетельствующих об уважительности его бездействия в течение года с момента получения денежных средств на свой расчетный счет не привел.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат безусловному возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (часть 3.1 статьи 78 БК РФ).
Из указанного следует, что подписав соглашение о предоставлении субсидии, Кооператив выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями, в связи с чем, взял на себя обязанность, по обеспечению достижения значений показателей выручки от реализации товаров, сумме налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, сумме страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды, по созданию рабочих мест, и увеличению среднесписочной численности работников.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Кооператив не представил надлежащие доказательства расходования средств гранта в соответствии с условиями Соглашения, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил исковое требование Департамента о возвращении средств субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в размере 15000000 руб.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п.1ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.09.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А84-5548/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
...
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат безусловному возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (часть 3.1 статьи 78 БК РФ).
...
В нарушение статьи 65 АПК РФ Кооператив не представил надлежащие доказательства расходования средств гранта в соответствии с условиями Соглашения, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил исковое требование Департамента о возвращении средств субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в размере 15000000 руб."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 апреля 2021 г. N Ф10-943/21 по делу N А84-5548/2019