09 декабря 2020 г. |
дело N А84-5548/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.12.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гордон А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового перерабатывающего обслуживающего кооператива "Севастопольский агрохолдинг" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.09.2020,
принятое по иску департамента сельского хозяйства города Севастополя (ОГРН 1149204018226, ИНН 9204009223, 299042, город Севастополь, улица Новикова, дом 14)
к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому перерабатывающему обслуживающему кооперативу "Севастопольский агрохолдинг" (ОГРН 1149204029963, ИНН 9203004159, 299014, город Севастополь, улица Рыбаков, дом 5-А, офис 118)
о взыскании субсидии,
от департамента сельского хозяйства города Севастополя - представителей Подольного Д.А. по доверенности от 13.07.2020 N 111; Мачехиной Е.О. по доверенности от 13.07.2020 N 112;
в отсутствие представителя сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового перерабатывающего обслуживающего кооператива "Севастопольский агрохолдинг", надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
департамент сельского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому перерабатывающему обслуживающему кооперативу "Севастопольский агрохолдинг" (далее - Кооператив) с иском о взыскании субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в размере 15000000 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17.09.2020 иск удовлетворен. С Кооператива в пользу Департамента взысканы средства субсидии в размере 15000000 рублей на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.
Не согласившись с решением суда от 17.09.2020, Кооператив обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Апеллянт указывает, что по Соглашению денежные средства (сумма гранта) должны быть использованы в течение 18 месяцев с момента получения на расчетный счет кооператива, то есть до 20.06.2019; однако, по не зависящими от ответчика обстоятельствам доступ к у казанным денежным средствам был ограничен до июня 2019 года. При этом именно истец в силу закона должен был осуществить действия для обеспечения доступа к денежным средствам субсидии. Сторонами 29.03.2019 заключено дополнительное соглашение N 2 к Соглашению, в соответствии с которым 29.03.2019 установлен идентификатор Соглашения, который является обязательным для операций с лицевым счетом с целью распоряжения средствами гранта. После чего ответчик незамедлительно 01.04.2019 обратился в Департамент и представил на утверждение сведения об операциях с целевыми средствами в рамках Соглашения и после получения соответствующего разрешения Кооператив обратился в Управление федерального казначейства по г. Севастополю и представил сведения об операциях с целевыми средствами в рамках соглашения. Таким образом, в связи с обстоятельствами, не зависящими от ответчика, доступ к указанным денежным средствам был обеспечен только после 04.06.2019. Ответчиком представлены в материалы дела доказательства (товарные накладные, договор строительства здания, программа развития кооператива), подтверждающие целевое использование средств гранта до 20.06.2019. Вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком не достигнуты показатели результативности: прирост объемов производства в натуральных показателях не менее, чем на 10% в год, а также количество созданных рабочих мест не менее 5 единиц, является необоснованным. Департамент не провел заседание конкурсной комиссии по установлению нарушений Кооперативом.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 апелляционная жалоба принята к производству.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, Департамент в отзыве на нее указал, что срок использования субсидии истек 20.06.2019; из ответа Управления федерального казначейства по г. Севастополю от 05.02.2020 N 74-07-12/302 (т. 1 л.д. 171 - 172) следует, что субсидия на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы использована Кооперативом 05.07.2019, то есть за пределами установленного срока в 18 месяцев. Довод апеллянта о том, что доступ к указанным денежным средствам был предоставлен Кооперативу только после установления 04.06.2019 идентификатора государственного контракта для учета операций не участника бюджетного процесса несостоятелен, поскольку в период с 20.12.2017 по 29.03.2019 Кооператив по вопросу установления идентификатора в Департамент не обращался, обоснованных причин, свидетельствующих об уважительности его бездействия в течение более 1 года с момента получения субсидии, не представил. Представленные в материалы дела налоговая и бухгалтерская отчетность Кооператива за 2018 год подтверждает отсутствие прироста объемов производства в натуральных показателях не менее, чем на 10% в год.
Кооператив, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 03.12.2020 представителя не направил, до начала судебного заседания ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Кооператива.
В судебном заседании представители Департамента возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Кооператив в соответствии с порядком предоставления субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 131-ПП (ред. от 26.10.2017) (далее - Порядок N 131-ПП), обратился в Департамент с заявлением от 30.11.2017 на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (т. 1, л.д. 27-29).
В соответствии с протоколом от 07.12.2017 N 2 заседания конкурсной комиссии города Севастополя по предоставлению субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, приказом директора Департамента от 07.12.2017 N 285, Кооператив признан победителем конкурсного отбора.
Между Департаментом (Распорядитель) и Кооперативом (Получатель) заключено соглашение (договор) от 08.12.2017 N 39 "О предоставлении субсидий из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг" (далее - Соглашение) (т. 1, л.д. 45-50).
Пунктом 1.1 Соглашения предусмотрено, что предметом соглашения является предоставление из бюджета города Севастополя в 2017 году Кооперативу субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя связанных с:
- строительством, реконструкцией или модернизацией производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
- приобретением и монтажом оборудования и техники для производственных зданий, строений, помещений, цехов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки, охлаждения молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой, и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции);
- приобретением специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения; сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
- уплатой части взносов (не более 8 процентов общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств для хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки сельскохозяйственных животных, рыбы и аквакультуры, охлаждения молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки в транспортировки сельскохозяйственная продукции и продуктов ее переработки;
- в целях реализации Получателем мероприятия по предоставлению субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (далее - Субсидия).
Размер Субсидии, предоставляемой из бюджета города Севастополя в соответствии с настоящим соглашением, составляет в 2017 году 15000000,00 руб. (пункт 2.2 Договора).
Сторонами заключено дополнительное соглашение от 15.12.2017 N 1, которым дополнен раздел 3 Соглашения пунктами 3.7 и 3.8.
В соответствии с пунктом 3.7 перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю: номер лицевого счета: 41746Z17390, вид лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, дата открытия счета лицевого счета - 13.12.2017, номер расчетного счета 4060180567112000002.
Пунктом 3.8 Соглашения установлено, что главный распорядитель осуществляет перечисление Субсидии на лицевой счет победителя конкурса, открытый в Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю. Перечисление осуществляется в течение 15 рабочих дней с даты заключения дополнительного соглашения о внесении реквизитов лицевого и расчетного счетов.
Платежным поручением от 20.12.2017 N 304750 на сумму 15000000,00 руб. Департамент перечислил на расчетный счет 4060180567112000002 субсидию на финансовое обеспечение затрат, в целях реализации мероприятий по предоставлению грантов поддержки л/с 41746Z17390 (т. 1, л.д. 62).
Согласно подпунктам 2, 3, 4 пункта 4.3 Соглашения получатель обязуется:
- обеспечить использование Субсидии в срок 18 месяцев с момента получения средств на расчетный счет Кооператива;
- обеспечить исполнение в установленный срок требования Главного распорядителя (Распорядителя), указанного в подпункте 5 пункта 4.1 настоящего соглашения;
- обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в пункте 3.4 настоящего соглашения.
Согласно пункту 3.4. Соглашения показателями результативности являются: создание не менее 5 дополнительных постоянных рабочих мест в году получения субсидии; прирост объемов производства в натуральных показателях не менее, чем на 10 % в год.
Подпунктом 5 пункта 4.1 4.1. Соглашения предусмотрена обязанность Главного распорядителя (Распорядитель) в случае если получателем допущены нарушения условий предоставления Субсидии, нецелевое использование Субсидии, не достигнуты значения показателей результативности, установленных пунктом 3.4 настоящего соглашения, а также в случае образования неиспользованного в отчетном финансовом году остатка Субсидии и отсутствия решения Главного распорядителя (Распорядителя) о наличии потребности в указанных средствах, предусмотренных настоящим Соглашением, направлять получателю требование о возврате средств субсидии в бюджет города Севастополя в полном объеме в течение 30 рабочих дней со дня получения требования о возврате средств.
Дополнительным соглашением от 29.03.2019 N 2 стороны договорились дополнить пункт 4.3 раздела 4 Соглашения пунктом 10 следующего содержания: для операций по перечислению средств гранта открыть в Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю лицевой счет не участника бюджетного процесса с последующим казначейским сопровождением средств, предоставляемых на основании Соглашения, определенными Правилами казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1552, указывать в платежных и расчетных документах, соглашениях и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатор - 00000000082179030002 Соглашения о предоставлении субсидий субъекту РФ из федерального бюджета, заключенного между Министерством сельского хозяйства РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ от 21.02.2017 N 082-08-016. (т. 1, л.д. 56-58).
Письмом от 28.05.2019 N 3328/5-1 Департамент направил Кооперативу уведомление с указанием на то, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 4.3 Соглашения (договор) о предоставлении субсидий из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 08.12.2017 N 39 (далее - Соглашение) получатели поддержки обязуются использовать субсидию в срок - 18 месяцев с момента получения средств на расчетный счет Кооператива. Предупредил, что срок исполнения истекает 20.06.2019, и в случае не выполнения Получателем условий в срок, определенный Соглашением, средства подлежат возврату в бюджет города Севастополя (т.1, л.д. 140).
Дополнительным соглашением от 03.06.2019 N 3 согласован план расходов субсидий.
С сопроводительным письмом от 05.07.2019 N 2019-21 Кооператив представил Департаменту формы отчетности на 4 л. в 1 экземпляре (т. 1, л.д. 63-67).
Комиссией по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" рассмотрен отчет о целевом расходовании средств гранта от 05.07.2019 N 3130 и сделан вывод о том, что Кооператив не использовал ранее предоставленные средства субсидии в установленный срок, не достиг значений показателей результативности, установленных пунктом 3.4 Соглашения; Комиссия приняла решение рекомендовать главному распределителю бюджетных средств направить требование о возврате средств Субсидии (Протокол N 2 от 16.08.2019) (т. 2, л.д. 59-61).
С сопроводительным письмом от 23.08.2019 N 5359/7 Департаментом направлено Кооперативу требование от 23.08.2019 N 1 о возврате в бюджет города Севастополя средств субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в размере 15000000 руб. в течение 30 рабочих дней со дня получения требования. Указанное требование председатель Кооператива Поддубный А.В. получил нарочно 18.09.2019 (т. 1, л.д. 68-71).
Поскольку в установленный срок средства субсидии на грантовую поддержку в бюджет города Севастополя не были возвращены, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установив факт нарушения получателем субсидии условий, установленных в Соглашении, учитывая отсутствие в материалах дела, доказательств достижения Кооперативом полного перечня показателей результативности по использованию субсидии, пришел к выводу о правомерности требований Департамента о возврате средств субсидии на грантовую поддержку.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей Департамента, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно материалам дела в декабре 2017 года Департаментом была оказана Кооперативу государственная поддержка за счет средств бюджета города Севастополя в виде предоставления субсидии для развития материально-технической базы в размере 15000000,00 руб.
В соответствии с пунктами 4.1 - 4.5 раздела 4 Приложения N 2 Порядка N 131-ПП после подписания Соглашения и получения средств гранта получатель представляет в Департамент:
- раз в полгода до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты о целевом расходовании гранта по формам, утвержденным приказом Департамента;
- выписку со счета для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, о движении денежных средств по данному счету, заверенную в Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю;
- копии платежных документов, подтверждающих целевое использование средств, заверенные получателем гранта в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Получатель гранта осуществляет расходование средств гранта с учетом санкционирования операций о движении денежных средств по лицевому счету при казначейском сопровождении Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю.
Проверку соблюдения условий, целей и порядка, соответствующих условиям Соглашения, установленным при использовании средств гранта, их получателями осуществляет Департамент посредством рассмотрения документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка.
В случае установления Департаментом фактов необоснованного (нецелевого) использования гранта, представления получателем недостоверной информации, а также в случае неисполнения получателем обязательств, предусмотренных условиями Соглашения, проводится заседание мониторинговой комиссии за деятельностью сельскохозяйственных кооперативов по установлению данных нарушений.
При выявлении факта нецелевого использования полученного гранта получатель обязан в течение 15 календарных дней с даты получения уведомления Департамента о нецелевом использовании гранта вернуть сумму гранта, определенную Департаментом, в бюджет города Севастополя.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 3.4 Соглашения, стороны определили, что показателями результативности являются: создание не менее 5 дополнительных постоянных рабочих мест в году получения субсидии; прирост объемов производства в натуральных показателях не менее, чем на 10% в год.
Комиссией по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" рассмотрен отчет Кооператива о целевом расходовании средств гранта от 05.07.2019 N 3130 (Протокол N 2 от 16.08.2019) и сделан вывод о том, что Кооператив не использовал ранее предоставленные средства субсидии в установленный срок, не достиг значений показателей результативности, установленных пунктом 3.4 Соглашения.
Кооперативом в Департамент был представлен бухгалтерский баланс за 2018 год, в котором отражены показатели: внеоборотные активы - 1604000 руб., обортные активы - 15050000 руб., уставный капитал - 1650000 руб., распределенная прибыль - 4000 руб., краткосрочные прочие обязательства - 15000000 руб.; информация о членах кооператива - 10; выручка (доход) - 4000 руб.
Согласно части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С целью проверки обоснованности фальсификации доказательств, по заявлению Кооператива, судом первой инстанции истребовал у Межрайонной ИФНС России N 1 по г. Севастополю налоговую и бухгалтерскую отчетность за 2018 год в отношении Кооператива.
Из анализа налоговой и бухгалтерской отчетности за 2018 кооператива судом апелляционной инстанции установлено следующее:
- Кооперативом за 2018 год представлен в Межрайонную ИФНС России N 1 по г. Севастополю нулевой баланс (т.3, л.д. 52-53), что свидетельствует об отсутствии хозяйственно-экономической деятельности в Кооперативе (отсутствие уставного капитала, имущества, денежных средств на расчетных счетах за 2018, 2017, 2016 годы).
У Кооператива отсутствуют основные средства; в том числе, сельскохозяйственная техника и оборудование, автотранспорт, помещения необходимые для ведения деятельности. Также отсутствуют оборотные активы, а именно: сырье, материалы, животные на выращивании и откорме, полуфабрикаты, готовая продукция.
- Отсутствие данных по строке 1160 свидетельствует об отсутствии арендованного имущества, необходимого для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
- Нулевые показатели по строкам дебиторская и кредиторская задолженность свидетельствует об отсутствии деловых взаимоотношений с поставщиками и покупателями.
- По данным "Отчета о финансовых результатах" у Кооператива отсутствуют затраты на приобретение сырья, материалов, готового товара, расходы на транспортировку и реализацию продукции, отражаемые по строке 2120 "Себестоимость продаж".
- По строке 2210 "коммерческие расходы" не отражены расходы на заработную плату, обслуживание помещений и имущества, аренда, реклама, хранение и упаковка товара.
В отчете о финансовых результатах по строке 2110 отражена выручка в размере 4000,00 руб., однако согласно данным бухгалтерского баланса из Межрайонной ИФНС России N 1 нераспределенная прибыль по строке 1370 отсутствует, что указывает на отсутствие прироста объемов производства в натуральных показателях не менее, чем на 10 % в год.
Таким образом, из анализа вышеуказанных документов следует, что продукция в рассматриваемом периоде не производилась и не реализовывалась.
Иных доказательств, подтверждающих наличии прироста объемов производства в натуральных показателях не мене, чем на 10 % в год, ответчик в материалы дела не представил.
Как усматривается из налоговой и бухгалтерской отчетности за 2018 год, представленной Межрайонной ИФНС России N 1 по г. Севастополю, расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, а также персонифицированные сведения о застрахованных лицах Кооператив в 2018 году в налоговый орган предоставлял только на одного работника (т. 3, л.д. 28- 56).
В подтверждение расходования средств грантовой поддержки на развитие материально-технической базы (строительство помещения хранилища для сельскохозяйственной продукции с холодильной камерой) Кооператив представил в материалы дела следующие доказательства: товарные накладные: от 14.06.2019 N 000000000821790300021/17 на сумму 4260000 руб., от 14.06.2019 N 000000000821790300021/18 на сумму 945400 руб., от 14.06.2019 N 000000000821790300021/16 на сумму 12315800 руб.; договор подряда от 04.06.2019 N 00000000082179030002/1 на строительство помещения хранилища для сельскохозяйственной продукции с холодильной камерой; договором аренды муниципального имущества от 03.12.2019 N 03/12 -2019.
Апеллянт указывает, что расходование средств гранта по назначению до 20.06.2019 подтверждается соответствующими бухгалтерскими документами, а завершение строительства помещения хранилища предусмотрено программой развития кооператива на 2018-2022 годы, таким образом, использование гранта не предполагает завершение строительства, которое должно быть осуществлено до 2022 года.
Но Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства выполнения работ по строительству помещения хранилища для сельхозпродукции, к которым относятся копии актов о приемке выполненных работ формы N КС-2; копии справок о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, копии документов, подтверждающих оплату выполненных работ (платежные поручения, приходные ордера, иные платежные документы), в том числе, по авансовым платежам. Из чего следует, что помещение хранилища для сельхозпродукции до настоящего времени не построено, выполнение программы развития Кооператива на период 2018 - 2022 годы, представленной на конкурсный отбор, не осуществляется.
Само по себе заключение договора аренды муниципального имущества от 03.12.2019 N 03/12-2019 с целью строительства модульных объектов хранения и переработки овощей в границах Орлиновского муниципального образования Орлиновского муниципального округа города Севастополя не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком Бизнес - плана.
Довод апелляционной жалобы, что денежные средства не были использованы в течение 18 месяцев (до 20.06.2019) по не зависящими от Кооператива обстоятельствам, поскольку Департамент не установил идентификатор Соглашения, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с пунктом 4 Порядка формирования идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утвержденного приказом Казначейства России от 20.03.2017 N 9н, идентификатор соглашения формируется главным распорядителем бюджетных средств по бюджетной классификации Российской Федерации с соблюдением структуры, установленной пунктом 8 настоящего Порядка, после формирования реестровой записи в реестре соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - реестр соглашений), за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 настоящего Порядка.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 16.07.2020 суд истребовал у Управления Федерального казначейства по городу Севастополю информацию о дате санкционирования операции со средствами субсидии, предоставленной Кооперативу по Соглашению от 08.12.2017 N 39, а также копии документов, на основании которых осуществлено санкционирование операции со средствами субсидии.
Во исполнение определения суда от 16.07.2020 Управление Федерального казначейства по городу Севастополю представило вышеуказанные документы, из которых следует, что заявка на кассовый расход зарегистрирована 20.12.2017 N 588, с указанием реквизитов, предусмотренных дополнительным соглашением от 15.12.2017 N 1 к Соглашению (т. 3, л.д. 102-104). Денежные средства в размере 15000000,00 руб. платежным поручением от 20.12.2017 N 304750 перечислены на счет Кооператива, открытый в Управлении Федерального казначейства по городу Севастополю (т. 3, л.д. 118).
Приказом Минфина России от 28.12.2016 N 244 н (ред. от 10.03.2017) утвержден Порядок открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2017 N 45370) (далее - Порядок N 244н.).
В соответствии с абзацем 9 п.п. а) пункта 10 Порядка N 244н в Сведениях на соответствующий финансовый год указывается, в том числе информация об "Идентификаторе государственного контракта/контракта учреждения/договора (соглашения)" (далее - Идентификатор).
Кооператив в целях заключения дополнительного соглашения к Соглашению по установлению Идентификатора Кооператив обратился в Департамент более чем через год после перечисления на счет Кооператива субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы. Соответствующее дополнительное соглашение N 2 сторонами заключено 29.03.2019.
В период с 20.12.2017 по 29.03.2019 Кооператив по вопросу установления идентификатора в Департамент не обращался, обоснованных причин, свидетельствующих об уважительности его бездействия в течении года с момента получения денежных средств на свой расчетный счет не привел.
Довод апелляционной жалобы относительного того, что Департамент должен был провести заседание конкурсной комиссии по установлению нарушений исполнения получателем обязательств, предусмотренных условиями Соглашения отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку протоколом выезда комиссии по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" от 16.08.2019 N 2 рассмотрен рассмотрен отчет о целевом расходовании средств гранта от 05.07.2019 N 3130 (т. 3, л.д. 59-61).
В силу статьи 282 БК РФ изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
По смыслу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат безусловному возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (Определение ВС РФ от 27.11.2018 N 306- КГ18-19529).
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Подписав соглашение о предоставлении субсидии, Кооператив выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями.
Таким образом, апеллянт взял на себя обязанность, в том числе по обеспечению достижения значений показателей результативности предоставления субсидии, которые были рассчитаны и предоставлены при подаче документов, а именно, ответчик взял на себя обязанность по обеспечению достижения значений показателей выручки от реализации товаров, сумме налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, сумме страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды, по созданию рабочих мест, и увеличению среднесписочной численности работников.
Из положений абзаца 3 части 1 статьи 2 ГК РФ следует, что лицо, являясь хозяйствующим субъектом и действуя в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой им на свой риск, должно проявлять достаточную осмотрительность в делах и разумность при заключении сделок.
Поскольку порядок предоставления и возврата субсидий нормативно определен, получатель субсидии, действующий разумно и добросовестно, с обычной осмотрительностью, имеет возможность проверить и оценить условия возврата субсидии.
Учитывая, что Кооператив в порядке статьи 65 АПК РФ не представил надлежащие доказательства расходования средств гранта в соответствии с условиями Соглашения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковое требование Департамента о возвращении средств субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в размере 15000000 руб.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.09.2020 по делу N А84-5548/2019 оставить без изменения; апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового перерабатывающего обслуживающего кооператива "Севастопольский агрохолдинг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5548/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Ответчик: Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой перерабатывающий обслуживающий кооператив "Севастопольский агрохолдинг"
Третье лицо: Беличенко Марина Витальевна