г.Калуга |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А62-1260/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Леоновой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Юрченковой Людмилы Александровны - Веревкина С.В. по доверенности от 27.01.2020, диплом;
от Администрации города Смоленска - Иванцовой О.С. по доверенности от 29.12.2020 N 227,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Юрченковой Людмилы Александровны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11 августа 2020 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2020 года по делу N А62-1260/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Юрченкова Людмила Александровна (далее - предприниматель, заявитель, ИП Юрченкова Л.А.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Смоленска (далее - администрация, ответчик, административный орган) в заключении без аукциона договора на размещение нестационарного торгового объекта площадью 30 кв. метров, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, остановка "улица Радищева", на земельном участке с кадастровым номером: 67:27:0012708:0039, изложенного в письме от 08.02.2019 N 16/0109-исх; об обязании администрации подготовить и направить проект договора размещения нестационарного торгового объекта площадью 30 кв. метров на земельном участке с кадастровым номером: 67:27:0012708:0039 по форме согласно приложению N 3, утвержденного постановлением администрации от 08.09.2017 N 2448-адм.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.08.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель, не согласившись с решением и постановлением, обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В отзыве администрация возражает против доводов кассационной жалобы, просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель администрации возражал против доводов кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между муниципальным образованием город Смоленск и предпринимателем 20.12.2002 заключен договор аренды N 3589 земельного участка площадью 30 кв. метров с кадастровым номером: 67:27:01 27 08:0039 по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, остановка "Улица Радищева", сроком до одного года для замены остановочного торгового модуля.
В силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор возобновлен на неопределенный срок.
06.02.2013 департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент) в порядке статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации в адрес предпринимателя направлено уведомление о прекращении договора аренды земельного участка от 20.12.2002 по истечении трех месяцев с момента получения настоящего уведомления, с предложением привести участок в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
30.05.2013 департаментом издан приказ N 820 о прекращении предпринимателем аренды земельного участка в соответствии с положениями части 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 11 Приказа).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2013 по делу N А62-4193/2013 в удовлетворении требований ИП Юрченковой Л.А. о признании недействительным приказа департамента от 30.05.2013 N 820 в части прекращения договора аренды земельного участка и признании договора аренды земельного участка от 20.12.2012 N 3589 действующим - отказано.
25.12.2012 постановлением администрации N 2317-адм утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска", в которую не включен торговый павильон предпринимателя.
Впоследствии, письмом от 19.03.2013 администрация отказала заявителю во включении в Схему размещения торговых объектов принадлежащего предпринимателю павильона.
Предприниматель, полагая, что указанный отказ администрации является незаконным, нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения администрации от 19.03.2013 N 16/02-341 об отказе во включении торгового модуля на остановке "улица Радищева" в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска.
Решением Арбитражный суд Смоленской области от 26.01.2015 по делу N А62-2537/2013 суд признал недействительным решение администрации и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем внесения изменений в действующую на момент исполнения решения суда схему размещения нестационарных торговых объектов, включив в нее торговый нестационарный объект, принадлежащий ИП Юрченковой Л.А., расположенный на остановке "Улица Радищева" улица Лавочкина город Смоленск (ранее на земельном участке площадью 30 кв. метров с кадастровым номером: 67:27:0012708:39).
Постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 и Арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением администрации от 09.03.2017 N 621-адм внесены изменения в постановление администрации от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска", в том числе под номером 179 в Схему внесен остановочный комплекс площадью 30 кв. метров, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, остановка "Улица Радищева", сроком до 01.07.2017.
Постановлением администрации от 24.10.2017 N 2989-адм "О внесении изменений в постановление администрации от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" срок, до которого планируется предоставление земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, продлен до 01.07.2020.
Постановлением администрации от 30.06.2020 N 1420-адм "О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" срок, до которого планируется предоставление земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, продлен до 01.07.2025.
Поскольку предприниматель до настоящего времени использует спорный торговый объект для ведения предпринимательской деятельности, 11.01.2019 она обратилась в администрацию с заявлением о заключении договора на право размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, остановка "улица Радищева" без проведения аукциона.
Письмом от 08.02.2019 N 16/0109-исх, со ссылкой на пункт 1.4 Положения о требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации от 08.09.2017 N 2448-адм, администрация указала, что договор на право размещения торгового объекта без проведения аукциона заключен быть не может.
Полагая, что отказ администрации, изложенный в письме от 08.02.2019 N 16/0109-исх, является незаконным, ИП Юрченкова Л.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена постановлением администрации города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска урегулирован Положением N 2448-адм, в соответствии с пунктами 1.2, 1.3 которого размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора на размещение НТО в местах, определенных схемой размещения НТО на территории г. Смоленска, с учетом требований законодательства Российской Федерации; право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Период времени предоставления места размещения нестационарного торгового объекта устанавливается в схеме размещения для каждого нестационарного торгового объекта (пункт 1.8 Положения N 2448-адм.).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) право на размещение НТО без проведения аукциона предоставляется: в случае продления ранее заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта с одним и тем же заявителем в одном и том же месте на новый срок; в случае заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта с заявителем, у которого заключен договор аренды земельного участка для размещения НТО, при условии добросовестного исполнения требований ранее заключенного договора в течение всего срока действия; в случае наличия у заявителя на момент обращения иного законного права на использование места размещения для размещения нестационарного торгового объекта, возникшего на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, до вступления в силу данного Положения.
Исходя из совокупности приведенных выше положений ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса, ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ, а также нормативных актов муниципального образования города Смоленска (постановление от 05.12.2014 N 2122-адм, Положение N 2448-адм), место расположения НТО, его тип (киоск, павильон, иное сооружение), специализация НТО, определяется Схемой размещения нестационарных торговых объектов. Правовым основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является договор на размещение НТО, заключенный с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
Верно применяя нормативные акты, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент обращения предпринимателя с заявлением в администрацию в январе 2019 года в отношении Юрченковой Л.А. отсутствовало, предусмотренное абзацем 3 пункта 1.4 Положения от 08.09.2017 N 2448-адм законное право на использование места размещения для размещения нестационарного торгового объекта, возникшего на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, до вступления в силу данного Положения.
При этом суды обоснованно указали, что постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.01.2015 по делу N А62-2537/2013 таким актом не является, поскольку данным судебным актом разрешен вопрос о включении объекта торговли, принадлежащего предпринимателю, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска и было вынесено до утверждения в 2017 году Положения о требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска.
Отклоняя доводы предпринимателя о необоснованности отказа администрации в заключении договора на размещение нестационарных объектов без аукциона ввиду наличия сведений о месте размещения принадлежащих ему павильонов в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска (сроком размещения до 01.07.2020), суды правомерно указали, что включение спорных торговых павильонов, принадлежащих предпринимателю в схему, не равнозначно признанию за предпринимателем права на использование места размещения в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденная постановлением администрации города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм, не содержит информации о конкретных субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права таких субъектов на места, указанные в ней.
Схема размещения нестационарных торговых объектов представляет собой перечень мест размещения соответствующих объектов без указания конкретных лиц, которые являются их владельцами и эксплуатируют их.
Наличие сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта в схеме их размещения само по себе не предоставляет право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур.
Коллегия отмечает, что выводы судов сделаны при правильном применении норм материального права, а также соответствуют правовой позиции, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2021 года N 310-ЭС21-361 по делу N А62-2226/19.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 11 августа 2020 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2020 года по делу N А62-1260/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из совокупности приведенных выше положений ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса, ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ, а также нормативных актов муниципального образования города Смоленска (постановление от 05.12.2014 N 2122-адм, Положение N 2448-адм), место расположения НТО, его тип (киоск, павильон, иное сооружение), специализация НТО, определяется Схемой размещения нестационарных торговых объектов. Правовым основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является договор на размещение НТО, заключенный с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
...
Коллегия отмечает, что выводы судов сделаны при правильном применении норм материального права, а также соответствуют правовой позиции, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2021 года N 310-ЭС21-361 по делу N А62-2226/19."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 апреля 2021 г. N Ф10-906/21 по делу N А62-1260/2019