21 апреля 2021 г. |
Дело N А09-11880/2019 |
г.Калуга |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от ГУ - Брянского регионального отделения Фонда социального страхования РФ 241050, г.Брянск, ул.Фокина, д.73/2 ОГРН 1023202741100 от АО "Брянскнефтепродукт" 241022, г.Брянск, ул.Речная, д.63 ОГРН 1023202736138 |
не явились, извещены надлежаще
Мацепуро Г.А. - представитель, дов. от 10.02.2021 N 49 Толстовой Е.Н. - представитель, дов. от 10.02.2021 N 49 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Брянскнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А09-11880/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Брянскнефтепродукт" (далее - Общество) о взыскании излишне понесенных расходов по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет в размере 264500,75 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Фонд в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей Общества, поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Фондом в период с 13.06.2018 по 31.07.2019 на основании представленных Обществом сведений работнику Общества Андрееву А.Н. было назначено и выплачено пособие по уходу за ребенком в размере 265150,63 руб. в период отпуска по уходу за ребенком с установлением неполного рабочего дня.
Общество письмом от 19.08.2019 и представленной копией приказа от 13.06.2018 N 686к представило Фонду сведения о том, что работнику Андрееву А.Н. в период с 14.06.2018 по 18.11.2019 установлена неполная рабочая смена и доля времени при неполном рабочем времени составляет 0,875.
Посчитав, что из-за недостоверных сведений, представленных Обществом, его работнику было излишне выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 264500,75 руб., Фонд извещением от 13.09.2019 N 15-13/3215-4379 предложил Обществу в добровольном порядке погасить указанную сумму. Неисполнение Обществом данного предложения послужило основанием для обращения Фонда в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (далее - Закон N 165-ФЗ).
Согласно п.1 ст.9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Право страховщика обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов, предусмотрено положениями ст.11 Закона N 165-ФЗ.
Статьей 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Размер и порядок назначения, исчисления, выплаты страхового обеспечения гражданам, имеющим детей - пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ) и Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (далее - Закон N 81-ФЗ).
Согласно ч.4 ст.2 Закона N 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных названным Федеральным законом, а также Законом N 81-ФЗ.
В соответствии с ч.2 ст.1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе, беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В силу п.1 ст.11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (пункт 2). В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (пункт 4).
Согласно ч.1 ст.3 Закона N 255-ФЗ финансирование выплаты указанных пособий осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294), в соответствии с которым выплата пособия производится застрахованному лицу непосредственно страховщиком (Фондом) из его средств. Брянская область в реализации данного пилотного проекта участвует с 01.07.2016.
Согласно п.16 Положения N 294 расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционным Судом Российской Федерации сформирована правовая позиция, согласно которой право застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного таким лицом в связи с освобождением от исполнения трудовых или служебных обязанностей, обусловленным необходимостью осуществления ухода за ребенком, нуждающимся в силу своего возраста в повышенной заботе (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 N 179-О-П, от 07.06.2011 N 742-О-О, от 13.05.2014 N 983-О).
Оценивая доказательства, представленные в материалы дела в обоснование своих требований и возражений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации пособие по уходу за ребенком не является частичной компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, поскольку сокращение работнику Андрееву А.Н. продолжительности рабочего времени на 1 час в день привело к утрате заработка в размере 3594,37 руб. в месяц, тогда как размер назначенного пособия составил 19496,37 руб., т.е. более, чем в 5.4 раза. Данные обстоятельства (предоставление работнику отпуска по уходу за ребенком и одновременное привлечение его к исполнению трудовых обязанностей с сокращением продолжительности рабочего времени лишь на 1 час в день) были расценены судами как свидетельствующие о злоупотреблении Обществом правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом суды обоснованно исходили из того, что формальное соответствие представленных документов требованиям ч.2 ст.11.1 Закона N 255-ФЗ не является основанием для получения средств страхового обеспечения, носящих характер восстановительных мер, направленных на компенсацию реальных потерь застрахованного лица, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные Фондом требования.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что оценка доказательств произведена судами первой и апелляционной инстанций с соблюдением требований ст.71 АПК РФ, сделанные им выводы основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Общества повторяют доводы, заявлявшиеся им в обоснование своей позиции в судах первой и апелляционной инстанций. Все эти доводы исследованы и оценены судами, повторение их в кассационной жалобе суд кассационной инстанции находит направленными на переоценку доказательств, что в силу положений ст.ст.286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену приняты по делу судебных актов (ч.4 ст.288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 16 октября 2020 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2020 года по делу N А09-11880/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Брянскнефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценивая доказательства, представленные в материалы дела в обоснование своих требований и возражений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации пособие по уходу за ребенком не является частичной компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, поскольку сокращение работнику Андрееву А.Н. продолжительности рабочего времени на 1 час в день привело к утрате заработка в размере 3594,37 руб. в месяц, тогда как размер назначенного пособия составил 19496,37 руб., т.е. более, чем в 5.4 раза. Данные обстоятельства (предоставление работнику отпуска по уходу за ребенком и одновременное привлечение его к исполнению трудовых обязанностей с сокращением продолжительности рабочего времени лишь на 1 час в день) были расценены судами как свидетельствующие о злоупотреблении Обществом правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом суды обоснованно исходили из того, что формальное соответствие представленных документов требованиям ч.2 ст.11.1 Закона N 255-ФЗ не является основанием для получения средств страхового обеспечения, носящих характер восстановительных мер, направленных на компенсацию реальных потерь застрахованного лица, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные Фондом требования."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 апреля 2021 г. N Ф10-1067/21 по делу N А09-11880/2019