г. Калуга |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А35-6951/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Солодовой Л.В. |
судей |
Егоровой С.Г. Морозова А.П. |
при участии в заседании: от истца: ООО "ГазСпецРесурс" |
не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика: ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России
от третьих лиц: Министерство обороны Российской Федерации
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" |
не явился, извещен надлежаще;
Цикунов А.В., представитель (доверенность от 22.12.2020);
не явился, извещен надлежаще;
не явился, извещен надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 13.07.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А35-6951/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России) о взыскании задолженности за период с декабря 2018 по апрель 2019 года в сумме 276 818 руб. 04 коп. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ и замены ответчика на надлежащего в порядке ст. 47 АПК РФ)
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России), ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (ФКУ "ОСК ЗВО").
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с выводами судов обеих инстанций, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом заявитель ссылается на то, что теплоснабжающей организацией не представлены платежные документы, необходимые для своевременной оплаты поставленного ресурса, а также указывает на отсутствии финансирование и считает, что не является собственником спорного жилого помещения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав явившегося представителя, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Курского района Курской области от 15.02.2016 N 147 ООО "ГазСпецРесурс" определено гарантирующей организацией для централизованных систем горячего водоснабжения и теплоснабжения Клюквинского сельсовета п. Маршала Жукова Курского района Курской области.
В период с декабря 2018 по апрель 2019 года ООО "ГазСпецРесурс" осуществляло поставку тепловой энергии на нужды отопления в помещения пустующего жилого фонда (общежитие по адресу: п. М. Жукова, 6 квартал, д. 4, общежитие по адресу: д. Дурнево, д. 54).
Стоимость поставленной тепловой энергии рассчитана истцом с учетом установленных тарифов (1 358, 45 руб./Гкал в декабре 2018 г., 1 381, 47 руб./Гкал в январе - апреле 2019) и количества тепловой энергии, определенного в отсутствие приборов учета исходя из норматива потребления коммунального ресурса (0,0273 Гкал/м2 и 0,02629 Гкал/м2 соответственно) и составила 221 784 руб. 39 коп. и 55 033 руб. 65 коп. соответственно, а всего 276 818 руб. 04 коп.
Полагая, что лицом, обязанным производить оплату тепловой энергии, является ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, как владелец соответствующих помещений и, ссылаясь на то, что данное лицо оплату поставленной тепловой энергии в спорный период не производило, ООО "ГазСпецРесурс" обратилось в суд с настоящим иском
Кассационная коллегия полагает, что дав оценку всем обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также руководствуясь нормами ст.ст.309, 310, 539, 541, 544 ГК РФ, ст.ст. 44, 161, 162 ЖК РФ, положениями Закона N 35-ФЗ и Правилами N 354, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии на стороне ответчика задолженности за поставленную в спорный период тепловую энергию.
В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Факт поставки ООО "ГазСпецРесурс" коммунального ресурса в пустующий жилой фонд (общежитие по адресу: п. М. Жукова, 6 квартал, д. 4, общежитие по адресу: д. Дурнево, д. 54), подтверждается материалами дела.
В соответствии с Приказом Минобороны России от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основными целями которого является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России исполняет обязанности управляющей компании в отношении жилищного фонда Минобороны России.
Из материалов дела следует, что между ООО "ГазСпецРесурс" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключены договоры на услуги по отоплению и горячему водоснабжению для обеспечения общедомовых нужд жилого фонда Минобороны России от 01.12.2018 и от 12.02.2019 в отношении указанных выше общежитий.
Согласно подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство.
Реализуя указанные правомочия, Минобороны России 14.11.2018 приняло решение собственника помещений в многоквартирных домах о заключении с 01.12.2018 нанимателями жилых помещений прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном п. 4.4 ч.2 ст. 44 ЖК РФ.
В таком случае, как это предусмотрено ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, несмотря на управление многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающими организациями в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договорами.
Положения ст. 157.2 ЖК РФ также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в п.п. 1,1.1, 3, 4, 6, 7, ч. 2 ст. 153 названного Кодекса, то есть на нанимателей жилого помещения по договору социального найма, нанимателей жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и нанимателей жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
В данном случае, Минобороны России принадлежат дома специализированного жилищного фонда (общежития), помещения в которых предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения. Положения ст. 157.2 ЖК РФ на отношения с участием таких нанимателей не распространяются.
Согласно ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключается на неопределенный срок в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
В силу подп. "ж" п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении.
В соответствии с п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п.п. 9, 10 Правил N 354, то есть, в том числе ресурсоснабжающие организации (подп. "в" п. 9).
Таким образом, при заключении прямых договоров между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, и ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
Из приведенных выше норм, а также положений п.п. 6, 7 ст. 157.2 ЖК РФ следует, что применительно к рассматриваемому спору прямой договор ресурсоснабжения может быть заключен между собственником общежитий и ресурсоснабжающей организацией, то есть в данном случае между Минобороны России и ООО "ГазСпецРесурс".
Собственником общежитий принято решение о передаче данных объектов на праве оперативного управления ФГКЭУ "Курская КЭЧ района", которое 01.09.2011 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
Согласно п. 3 Устава ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Устава ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" оно находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, являющегося федеральным органом государственной власти и непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, расходы по оплате предоставленных жилищно-коммунальных услуг должно нести Министерство обороны Российской Федерации, как орган государственной власти, осуществляющий в отношении данного имущества полномочия собственника или учреждение (организация), находящееся в ведомственном подчинении Минобороны России и созданное в соответствии с учредительными документами для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о том, что в данном случае ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России является надлежащим лицом, обязанным отвечать по заявленным требованиям.
Поскольку в соответствующих помещениях отсутствуют приборы учета, истец определил количество поставленной тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с Правилами N 354.
Представленный расчет, с учетом уточнения, проверен судом, признан арифметически верным и соответствующим требованиям действующего законодательства. Ответчиком и третьими лицами данный расчет по существу не опровергнут, контррасчет не представлен.
Доказательств оплаты задолженности ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не предоставило.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в пользу ООО "ГазСпецРесурс" стоимости поставленной тепловой энергии за период с декабря 2018 года по апрель 2019 года в сумме 276 818 руб. 04 коп.
Возражения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России об отсутствии доказательств фактического оказания услуг и относительно непредставления истцом документов, необходимых для оплаты тепловой энергии не могут быть приняты судом во внимание, поскольку обязанность по оплате принятого коммунального ресурса не поставлена в зависимость от выставления ресурсоснабжающей организацией счетов на оплату.
Довод заявителя об отсутствии у ответчика денежных средств ввиду приостановления финансирования ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России также обоснованно отклонен судом, поскольку отсутствие бюджетного финансирования, в том числе временное, не освобождает потребителя от обязанности исполнить обязательства по оплате принятого энергоресурса.
Иное толкование нарушенного права лиц, которые являются контрагентами финансируемых из бюджета учреждений, ставят их в неравное положение со всеми иными кредиторами, что является недопустимым.
Доводы заявителя о том, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не является надлежащим ответчиком, основаны на неверном толковании действующего законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
Доводы кассатора не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 13.07.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А35-6951/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В.Солодова |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подп. "ж" п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении.
В соответствии с п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п.п. 9, 10 Правил N 354, то есть, в том числе ресурсоснабжающие организации (подп. "в" п. 9).
...
Из приведенных выше норм, а также положений п.п. 6, 7 ст. 157.2 ЖК РФ следует, что применительно к рассматриваемому спору прямой договор ресурсоснабжения может быть заключен между собственником общежитий и ресурсоснабжающей организацией, то есть в данном случае между Минобороны России и ООО "ГазСпецРесурс".
...
Поскольку в соответствующих помещениях отсутствуют приборы учета, истец определил количество поставленной тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с Правилами N 354."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 апреля 2021 г. N Ф10-743/21 по делу N А35-6951/2019