Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 апреля 2021 г. N Ф10-743/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А35-6951/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Ореховой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь А.И.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс": Новиков М.А., представитель по доверенности N б/н от 09.01.2020;
от федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа": Игнатченко В.А., представитель по доверенности N б/н от 17.10.2019;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 13.07.2020 по делу N А35-6951/2019 (судья Волкова Е.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" (ИНН 4632063370, ОГРН 1064632034510) к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7715033007, ОГРН 1037715046467), при участии третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", Министерства обороны Российской Федерации, о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" (далее - ООО "ГазСпецРесурс", истец) обратилось (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ и замены ответчика на надлежащего в порядке ст. 47 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ответчик) о взыскании задолженности за период с декабря 2018 года по апрель 2019 года в сумме 276 818 руб. 04 коп.
Определением арбитражного суда от 06.08.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 АПК РФ.
Определением от 23.09.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.07.2020 исковые требования ООО "ГазСпецРесурс" удовлетворены.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Курской области от 13.07.2020, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.
В судебное заседание апелляционной инстанции от 21.12.2020 представители Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, третье лицо), ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, третье лицо) не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ЗВО", третье лицо) поддержал доводы апелляционной жалобы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
Представитель ООО "ГазСпецРесурс" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений и пояснений к возражениям на апелляционную жалобу ООО "ГазСпецРесурс", отзыва Минобороны России на апелляционную жалобу, отзыва ФКУ "ОСК ЗВО" на апелляционную жалобу, заслушав объяснения явившихся представителей, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Курского района Курской области от 15.02.2016 N 147 ООО "ГазСпецРесурс" определено гарантирующей организацией для централизованных систем горячего водоснабжения и теплоснабжения Клюквинского сельсовета п. Маршала Жукова Курского района Курской области.
В период с декабря 2018 года по апрель 2019 года ООО "ГазСпецРесурс" осуществило поставку тепловой энергии на нужды отопления в помещения пустующего жилого фонда (общежитие по адресу: п. М. Жукова, 6 квартал, д. 4, общежитие по адресу: д. Дурнево, д. 54).
Стоимость поставленной тепловой энергии рассчитана истцом с учетом установленных тарифов (1 358, 45 руб./Гкал в декабре 2018 года, 1 381, 47 руб./Гкал в январе - апреле 2019 года) и количества тепловой энергии, определенного в отсутствие приборов учета исходя из норматива потребления коммунального ресурса (0,0273 Гкал/м2 и 0,02629 Гкал/м2 соответственно) и составила 221 784 руб. 39 коп. и 55 033 руб. 65 коп. соответственно, всего 276 818 руб. 04 коп.
Полагая, что лицом, обязанным производить оплату тепловой энергии, является ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России как владелец соответствующих помещений и, ссылаясь на то, что данное лицо оплату поставленной тепловой энергии в спорный период не произвело, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст.ст. 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Факт поставки ООО "ГазСпецРесурс" коммунального ресурса в пустующий жилой фонд (общежитие по адресу: п. М. Жукова, 6 квартал, д. 4, общежитие по адресу: д. Дурнево, д. 54), подтверждается материалами дела.
В соответствии с Приказом Минобороны России от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Основными целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
То есть ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России исполняет обязанности управляющей компании в отношении жилищного фонда Минобороны России.
Из материалов дела следует, что между ООО "ГазСпецРесурс" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключены договоры на услуги по отоплению и горячему водоснабжению для обеспечения общедомовых нужд жилого фонда Минобороны России от 01.12.2018 и от 12.02.2019 в отношении указанных выше общежитий.
Согласно пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, и управление которым осуществляет Министерство.
Реализуя указанные правомочия, Минобороны России 14.11.2018 приняло решение собственника помещений в многоквартирных домах о заключении с 01.12.2018 нанимателями жилых помещений прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о заключении от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающей организацией (п. 4.4 ст. 44 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при принятии такого решения коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В таком случае, как это предусмотрено ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, несмотря на управление многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающими организациями в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договорами.
Положения ст. 157.2 ЖК РФ также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в п.п. 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 ч. 2 ст. 153 названного Кодекса, то есть на нанимателей жилого помещения по договору социального найма, нанимателей жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и нанимателей жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
В настоящем случае Минобороны России принадлежат дома специализированного жилищного фонда (общежития), помещения в которых предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения. Положения ст. 157.2 ЖК РФ не распространяются на отношения с участием таких нанимателей.
Согласно ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключается на неопределенный срок в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
В силу пп. "ж" п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении.
В соответствии с п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п.п. 9 и 10 Правил N 354, то есть, в том числе ресурсоснабжающие организации (пп. "в" п. 9).
Таким образом, при заключении прямых договоров между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, и ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
Из приведенных норм, а также положений п.п. 6, 7 ст. 157.2 ЖК РФ следует, что применительно к рассматриваемому спору прямой договор ресурсоснабжения может быть заключен между собственником общежитий и ресурсоснабжающей организацией, то есть в данном случае между Минобороны России и ООО "ГазСпецРесурс".
Собственником общежитий принято решение о передаче данных объектов на праве оперативного управления ФГКЭУ "Курская КЭЧ района", которое 01.09.2011 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
Согласно п. 3 Устава ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, опубликованного на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации www.mil.ru, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Устава ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, являющегося федеральным органом государственной власти, и непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, расходы по оплате предоставленных жилищно-коммунальных услуг должно нести Министерство обороны Российской Федерации, как орган государственной власти, осуществляющий в отношении данного имущества полномочия собственника или учреждение (организация), находящееся в ведомственном подчинении Минобороны России и созданное в соответствии с учредительными документами для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России является надлежащим лицом, обязанным отвечать по заявленным требованиям.
Поскольку в соответствующих помещениях отсутствуют приборы учета, истец определил количество поставленной тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с Правилами N 354.
После уточнения истцом расчета в соответствии с Правилами N 354 объем поставленной тепловой энергии и сведения, используемые в расчетах количества поставленного коммунального ресурса, ответчиком и третьими лицами в суде первой инстанции не оспаривались, возражений относительно способа расчета стоимости энергии, а также примененных истцом тарифов заявлено не было (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Доказательств оплаты задолженности ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не предоставило.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к правильному выводу о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в пользу ООО "ГазСпецРесурс" стоимости поставленной тепловой энергии за период с декабря 2018 года по апрель 2019 года в сумме 276 818 руб. 04 коп.
Доводы апелляционной жалобы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России об отсутствии доказательств фактического оказания услуг, о том, что истец не выставлял платежные документы к оплате, подлежат отклонению как несостоятельные.
Обязанность по оплате принятого коммунального ресурса не поставлена в зависимость от выставления ресурсоснабжающей организацией счетов на оплату.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика денежных средств ввиду приостановления финансирования ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России подлежит отклонению, поскольку отсутствие бюджетного финансирования, в том числе временное, не освобождает потребителя от обязанности исполнить обязанность по оплате принятого энергоресурса.
Иное толкование нарушенного права лиц, которые являются контрагентами финансируемых из бюджета учреждений, ставят их в неравное положение со всеми иными кредиторами, что является недопустимым.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не является надлежащим ответчиком, основаны на неверном толковании действующего законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 13.07.2020 по делу N А35-6951/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.