г.Калуга |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А62-2769/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей
|
В.И. Смирнова М.М. Нарусова А.Н. Шульгиной |
||
при участии в заседании от истца: кредитного потребительского кооператива "Красноярская кредитно-сберегательная компания"
от ответчиков: ассоциации саморегулируемой организации кредитных кооперативов "Содействие" |
не явились, извещено надлежащим образом;
не явились, извещено надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу КПК "Красноярская КСК" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.09.2020, дополнительное решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А62-2769/2019,
УСТАНОВИЛ:
Кредитный потребительский кооператив "Сибирская кредитно-сберегательная компания" (далее - истец, кооператив) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к Ассоциации саморегулируемой организации кредитных кооперативов "Содействие" (далее - ответчик, СРО "Содействие") о признании незаконным решения дисциплинарной комиссии СРО "Содействие" от 21.02.2019 о привлечении КПК "Сибирская КСК" к дисциплинарной ответственности; обязании СРО "Содействие" удалить с официального сайта СРО размещенный акт по результатам 2 внеплановой проверки от 29.12.2018; признать незаконными в части и отменить акт внеплановой проверки от 28.12.2018 (в редакции от 25.01.2019), а именно: информацию о несоблюдении кооперативом финансового норматива ФН7 в связи и неправомерным включением в расчет норматива средств, размещенных в депозит исключив из акта предложение 1 абзаца 2 подпункта 1 акта и абзац 1 пункта 1 акта; информацию о некорректности заполнения отчета по полной стоимости займа, исключив из акта подпункт "С" пункта 1 акта; информацию о результатах осмотра официального сайта кооператива, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", исключив из акта (пункт 2 акта); информацию о противоречащих фактах оценочных суждений и личного мнения в акте от 28.12.2018, исключив из акта пункт 6.5, а также обязать СРО "Содействие" опубликовать акт от 28.12.2018 с учетом указанных изменений; признать незаконными действия СРО "Содействие" по публикации противоречащих фактам оценочных суждений и личного мнения в акте от 28.12.2018, акте от 28.12.2018 (в редакции от 25.01.2019), акте от 25.02.2019 и обязать удалить указанную информацию из актов; признать незаконными действия СРО по передаче материалов проверки от 29.12.2018, 21.02.2019 в дисциплинарную комиссию, в том числе распоряжение 124-Д от 07.02.2019 о возбуждении дисциплинарного разбирательства; признать незаконным приказ о проведении внеплановой проверки от 31.01.2019 N 08/ВП; признать незаконным акт по результатам внеплановой проверки Кооператива от 25.02.2019 и обязать удалить с официального сайта данный акт, как содержащий недостоверную информацию (заявление об уточнении исковых требований от 19.07.2019, том 2 л.д.145-146).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции 19.07.2019 истцом был заявлен отказ от исковых требований в части, указанной в пункте 1 просительной части искового заявления, а именно: обязать СРО "Содействие" опубликовать акт от 28.12.2018 (в ред. от 25.01.2019) на официальном сайте, как опровержение акта от 28.12.2018 в первой редакции; в части, указанной в пункте 6 просительной части искового заявления, а именно: признать незаконным действия СРО "Содействие" по распространению (публикации в общем доступе в атке от 25.02.2019) информации о персональных данных членов КПК "Сибирская КСК" (том 2, л.д.147-148).
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 02.08.2019 утонение принято судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.09.2020 производство по делу в части требований об обязании опубликовать акт от 28.12.2018 (в редакции от 25.01.2019) на официальном сайте СРО "Содействие", признания незаконными действий по распространению информации, изложенной в акте от 25.02.2019 в части персональных данных прекращено. В удовлетворении исковых требований отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2020 производство по делу в части обязания ассоциации саморегулируемой организации кредитных кооперативов "Содействие" удалить с официального сайта СРО размещенный акт по результатам внеплановой проверки от 29.12.2018 прекращено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.09.2019 оставлено без изменения.
Из выписки ЕГРЮЛ следует, что кредитный потребительский кооператив "Сибирская кредитно-сберегательная компания" (ОГРН1052466056224) переименован в кредитный потребительский кооператив "Красноярская кредитно-сберегательная компания" (далее - КПК "Красноярская КСК"), что в силу положений статьи 48 АПК РФ не требует решения вопроса о процессуальном правопреемстве.
Таким образом, истцом по делу является КПК "Красноярская КСК".
Не согласившись с решением, дополнительным решением и постановлением КПК "Красноярская КСК" обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, дополнительное решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указал, что в полномочия комиссии не входит перепроверка выводов акта о наличии нарушений, а привлечение к ответственности на основании нарушений, установленных актом проверки и утвержденных контрольной комиссией. Функционирование органов, в полномочия которых входит контроль и перепроверка актов, утвержденных контрольной комиссией внутренними положениями СРО не предусмотрено. Судами не принято во внимание проведение двух внеплановых проверок, назначенных на основании одного поручения Банка России. Учитывая, что на основании поручения Банка России от 14.11.2018 была проведена проверка, составлен акт проверки от 28.12.2019, дальнейшее продолжение проверки незаконно. В Законе отсутствуют требования о соблюдении обязательного досудебного порядка разрешения спора, выбор в качестве способа защиты судебного обжалования, вместо обжалования в Правление СРО, является правом истца. Также истец считает, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в его пользу в размере 18 000 рублей, в связи с частичным отказом от исковых требований в результате их добровольного удовлетворения ответчиком.
АСО КП "Содействие" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы ответчика.
Стороны в судебное заседание представителей не направляли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, отзыве на неё, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения, дополнительного решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, на основании представленным в материалы дела документам, директором СРО "Содействие" принят приказ N 65 от 19.11.2018 о проведении текущего мониторинга деятельности Кооператива и приказ N 64/ВП о проведении внеплановой проверки от 15.11.2018 в связи с полученной информацией от Сибирского главного управления ЦБ РФ о выявленных несоответствиях между показателями отчетности и данными реестра вы выданным займам КПК "Сибирская КСК" (письмо Центрального Банка РФ от 14.11.2018 N Тб-16/38589 о необходимости проведения проверки финансовых нормативов и мероприятий по устранению ошибок в отчетах о деятельности Кооператива СРО инициирована внеплановая проверка его деятельности).
19.12.2018 по результатам проверки во исполнение приказа N 65 от 19.11.2018 от 19.11.2018 оформлен акт по результатам мониторинга по итогам 9 месяцев 2018 года деятельности кооператива и предписание об устранении нарушений N 433/9 месяцев 2018 года.
28.12.2018 по результатам проверки во исполнение приказа N 64/ВП от 15.11.2018 от 19.11.2018 оформлен акт по результатам внеплановой проверки, который в последующем скорректирован в редакции от 25.01.2019 в соответствии Протоколом заседания дисциплинарной комиссии от 25.01.2019 N 14/ВП).
Распоряжением председателя дисциплинарной комиссии N 113-Д от 27.12.2018 возбуждено дело о дисциплинарном правонарушении и предложено кооперативу устранить допущенные нарушения.
Согласно протоколу N 2 заседания дисциплинарной комиссии от 17.01.2019 по итогам мониторинга за 9 месяцев отчётности КПК "Сибирская КСК" выявлены нарушения. В заседании комиссии принял участие представитель КПК "Сибирская КСК".
На заседании дисциплинарной комиссии было принято решение о привлечении КПК "Сибирская КСК" к дисциплинарной ответственности в виде штрафа за следующие нарушения:
- нарушения закона о рекламе по результатам осмотра сайта Кооператива, несмотря на то, что, данные замечания были признаны ошибочными, что подтверждается письмом N 2357 от 27.12.2018, то есть до возбуждения дела о дисциплинарном производстве. Более того, к дате рассмотрения сайт КПК "Сибирская КСК" находился на реконструкции, следовательно, не мог нарушать права членов (пайщиков) размещенной на нем информацией;
- некорректное заполнение отчетности. При этом ответчиком не принят во внимание предоставленный в установленные сроки (29.12.2018) откорректированный отчет, и предоставленные пояснения. В выписке из протокола N 2 от 17.01.2019 заседания дисциплинарной комиссии СРО "Содействие" не указаны обоснования отказа принять откорректированный отчет, а также пояснения Кооператива.
31.01.2019 принят приказ о проведении внеплановой проверки N 08/ВП на основании решения контрольной комиссии (протокол N 14/ВП от 25.01.2019) и в связи с новыми обстоятельствами, выявленными из представляемых дополнительной документации и сведений, представленных КПК "Сибирская КСК".
25.02.2019 оформлен акт по результатам внеплановой проверки во исполнение приказа директора N 08/ВП от 31.01.2019 и предписание об устранении нарушений.
Распоряжением председателя дисциплинарной комиссии N 124-Д от 07.02.2019 возбуждено дело о дисциплинарном нарушении по материалам внеплановой проверки.
Согласно протоколу N 5 заседания дисциплинарной комиссии от 21.02.2019 КПК "Сибираская КСК" вынесено предупреждение.
Истец, обращаясь в суд с иском, указал о том, что рассматриваемый судом спор отнесен к категории корпоративных по правилам части 1 статьи 225.1 АПК РФ, как вытекающий из участия Кооператива в СРО "Содействие".
Судами в удовлетворении исковых требований кооператива отказано, в отношении части требований, производство по иску прекращено в связи с отказом истца от иска в части.
Не согласившись с судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
На основании части 5 статьи 10 Закона N 315-ФЗ решения о принятии мер дисциплинарного воздействия, предусмотренные пунктами 1-3 и 5 части 4 настоящей статьи, принимаются большинством голосов членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия и вступают в силу с момента их принятия указанным органом. Решение, предусмотренное пунктом 4 части 4 настоящей статьи, может быть принято не менее чем семьюдесятью пятью процентами голосов членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
Решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, за исключением решения, предусмотренного пунктом 4 части 4 настоящей статьи, могут быть обжалованы членами саморегулируемой организации в постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации в сроки, установленные саморегулируемой организацией (часть 7 статьи 10 Закона о саморегулируемых организациях).
Согласно статье 26 Положения о мерах дисциплинарного воздействия решение дисциплинарной комиссии, налагающее на кредитный кооператив меры дисциплинарного воздействия предусмотренные подпунктами "а"-"е" пункта 9.1. могут быть обжалованы им в Правление в течение месяца после направления ему выписки из протокола заседании дисциплинарной комиссии, содержащей информацию о принятом решении и примененных мерах дисциплинарного воздействия. В случае, если кооператив воспользуется правом обжалования, исполнение принятого дисциплинарной комиссией решения приостанавливается до рассмотрения жалобы и принятия решения Правлением.
На основании части 7 статьи 11 Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон N 223-ФЗ) решение саморегулируемой организации об отказе в приеме в члены, в кандидаты в члены саморегулируемой организации или об исключении финансовой организации из членов саморегулируемой организации, а также действия (бездействие) саморегулируемой организации, нарушающие права и законные интересы члена, кандидата в члены саморегулируемой организации, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Пунктом 9.1 Устава СРО "Содействие" также предусмотрено право кредитных кооперативов-членов СРО оспаривать (обжаловать), в том числе в судебном порядке, действия (бездействие) работников СРО "Содействие" или решений ее органов управления, нарушающие их права и законные интересы.
В пункте 109 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
В данном случае требования истца в отношении актов проверки исходя из его пояснений относительно нарушения своих прав были основаны на том, что указанные акты содержали недостоверные, оценочные суждения, но были опубликованы, что была проведена повторная внеплановая проверка без достаточных на то оснований, недостоверные материалы проверки были переданы в дисциплинарную комиссию, и принято решение о привлечении кооператива к дисциплинарной ответственности в виде штрафа.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Согласно положений статьи 14 Закона N 223-ФЗ основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки являются поручение Комитета финансового надзора Банка России на проведение проверки члена саморегулируемой организации, направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации или иные основания, предусмотренные внутренними стандартами саморегулируемой организации.
Член саморегулируемой организации по запросу саморегулируемой организации обязан предоставить всю информацию, необходимую саморегулируемой организации для проведения проверки, за исключением информации, составляющей государственную или налоговую тайну. Порядок направления саморегулируемой организацией соответствующего запроса и порядок предоставления членом саморегулируемой организации информации по нему определяются саморегулируемой организацией.
При этом в случае выявления саморегулируемой организацией нарушений в деятельности члена саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган саморегулируемой организации по рассмотрению дел о применении мер в отношении членов саморегулируемой организации, за исключением случаев проведения внеплановой проверки по поручению Комитета финансового надзора Банка России.
Материалы внеплановой проверки, проведенной по поручению Комитета финансового надзора Банка России, передаются саморегулируемой организацией в Банк России не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем завершения проверки.
Порядок оформления результатов проверок установлен Внутренним стандартом "Порядок проведения СРО "Содействие" проверок соблюдения ее членами требований законодательства Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, нормативных актов банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов, утвержденного решением Правления СРО "Содействие" протокол N 6 от 22.06.2016.
Согласно разделу 6 Внутреннего стандарта результаты проверок оформляются актом, который направляется на рассмотрение контрольной комиссии СРО.
Акт проверки содержит информацию о дате и месте его составления, продолжительности проведения проверки, проверяемом периоде, проанализированных контрольной группой в ходе проведения проверки документах, о выявленных фактах (событиях), нарушений и недостатков в деятельности кредитного кооператива с указанием положений федеральных законов, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартах и документах, принятых в СРО.
По результатам проведенной проверки, контрольной комиссией могут быть приняты следующие решения:
- о направлении проверяемому кредитному кооперативу предписания об устранении нарушений законодательства и (или) о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности;
- о направлении материалов, зафиксировавших допущенные кооперативом нарушения на рассмотрении дисциплинарной комиссии;
- о направлении ходатайства в территориальной учреждение банка России о введении мер, предупреждающих банкротство проверяемого кредитного кооператива, о заявлении иска в суд о признании его банкротом, при наличии соответствующих оснований;
- о направлении материалов проверки в органы прокуратуры и (или) федеральные органы исполнительной власти. Уполномоченные на рассмотрении соответствующих нарушений для применения мер реагирования.
Согласно пункту 9.1 "Положения о мерах дисциплинарного воздействия по отношению к кредитным кооперативам - членам Ассоциации "Саморегулируемая организация кредитных кооперативов "Содействие"", утвержденному решением общего собрания членов партнерства (протокол от 20.08.2011 N 2), в редакции, утвержденной Решением Правления от 26.09.2016 (Протокол N 9), в редакции, утвержденной Решением Правления (Протокол от 25.06.2019 N 16) (далее также - Положение о мерах дисциплинарного воздействия), СРО применяет к кредитным кооперативам участникам следующие меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение ими базовых стандартов, принятых в СРО внутренних стандартов и иных внутренних документов:
a. Вынесение виновному кооперативу - участнику замечания по факту малозначительного дисциплинарного нарушения, обязывающего его предпринять необходимые действия для недопущения подобных нарушений в будущем.
b. Предъявление требования, обязывающего участвующий в СРО кредитный кооператив устранить выявленные нарушения в установленные сроки.
c. Вынесение участвующему в СРО кредитному кооперативу предупреждения в письменной форме.
d. Наложение штрафа на виновный кредитный кооператив в размере, установленном в разделе II Положения.
e. Исключение из членов СРО.
Согласно пункту 9.4 Положения о мерах дисциплинарного воздействия в течение двух рабочих дней со дня принятия Дисциплинарной комиссией решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении виновного кредитного кооператива, СРО направляет ему копию такого решения в форме Выписки из Протокола заседания дисциплинарной комиссии. Указанный документ направляется в электронном формате в соответствии с принятым в СРО внутренним стандартом.
Суд округа считает, что судами первой и апелляционной инстанции была дана в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ полная и обоснованная оценка доводам истца и актам проверки в части несоблюдении кооперативом финансового норматива ФН7 (финансовый норматив соотношения части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом) по причине неправомерного включения в расчет норматива средств, размещенных в депозит (пункт 1 и пункт 4.1 акта). Вопреки позиции подателя жалобы правильность расчета норматива не была подтверждена Департаментом микрофинансового рынка Банка России, поскольку указанным письмом Департамента микрофинансового рынка от 31.01.2019 N 15/141 был разъяснен только порядок расчета этого норматива, но не верифицировано его соблюдение кооперативом.
Довод, что этот норматив всегда соблюдался кооперативом, опровергается тем, что в связи с нарушением финансового норматива ФН 7, Сибирским ГУ Банка России кооперативу было вынесено предписание от 29.12.2018 N Т6-16/44378, запрещающее привлекать средства пайщиков, принимать новых пайщиков и предоставлять им займы.
Информация в актах в части некорректности отчета о полной стоимости займа отражена в разделе внеплановой проверки "Предварительные результаты мониторинга показателей отчетности за 9 месяцев 2018 года". На момент оформления акта данные выводы относились к предварительным, то есть за 9 месяцев 2018 года и требующим дополнительной проверки и контроля.
Согласно пункту 6.20 Положения о Контрольной комиссии (в редакции утвержденной решением правления СРО "Содействие" протокол от 09.10.2018 N 26), нарушения, выявленные при проверке впервые, не ущемляющие права пайщиков, не соответствующие установленным режимам деятельности, которые могут быть устранены посредством исполнения вынесенных предписаний и сделанных проверяющими рекомендаций, не составляют предмет дисциплинарного разбирательства.
Замечание о некорректном заполнении в отчете: по стоимости займов не внесено в предписание по результатам проверки.
Ранее, в пояснениях относительно некорректного заполнения отчетности истец указывал - кооперативом было исполнено вынесенное предписание, и предоставлен откорректированный отчет за 9 месяцев 2018 года (от 29.12.2018 N 83), а также предоставлены пояснения относительно заполнения отчета. Следовательно, отраженные в акте нарушения и несоответствия, были признаны заявителем.
Требования кооператива о признании незаконными действии СРО "Содействие" по публикации противоречащих фактам оценочных суждений и личного мнения в актах от 28.12.2018, 28.12.2018 (в ред. от 25.01.2019), 25.02.2019 обязании удалить указанную информацию из актов, правомерно отклонены судами, поскольку Кооператив не указывает какие именно оценочные суждения и личные мнения, а также недостоверная информация приведены в актах проверки и почему они являются незаконными.
Отказывая кооперативу в признании незаконным и отмене приказа о проведении внеплановой проверки N 08/ВП от31.01.2019 суды правомерно руководствовались тем, что указанная проверка, проводилась на основании решения Контрольной комиссии N 14/ВП от 25.01.2019 в связи с возникновением новых обстоятельств и в целях контроля исполнения решений органов СРО в соответствии с выполнением указаний Центрального Банка РФ от 14.11.2018 N Т6-16/38589 о необходимости проведения проверки финансовых нормативов и мероприятий по устранению ошибок в отчетах о деятельности Кооператива. Письмом СРО от 06.02.2019 Кооперативу разъяснено о сроках и основаниях проведения контрольных мероприятий СРО.
Таким образом, поскольку проверка достоверности сведений о финансовой деятельности кооператива и соблюдения финансовых нормативов связана с предоставлением Кооперативом разрозненной, вызывающей сомнение или намеренно неполной и не раскрывающей сути информации, затягивающий процесс проверки документов и анализа финансового состояния кооператива, её проведение являлось обоснованным.
Относительно довода о незаконном размещении информации по результатом осмотра официального сайта кооператива, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (исключить пункт 2 из акта в редакции от 25.01.19), так как данный вопрос не входил в предмет внеплановой проверки, суды верно указали, что СРО "Содействие" осуществляет свою деятельность на основании Закона N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", нормами которого установлена обязанность СРО осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО.
Результаты проведенных проверок оформляются актами и публикуются на официальном сайте СРО в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 13 Закона N 223-ФЗ. Публикация результатов проверок в открытом доступе на официальном сайте СРО в сети "Интернет" соответствует проводимому СРО принципу информационной открытости.
Требования заявителя о признании незаконном действий СРО "Содействие" по передаче материалов проверки в дисциплинарную комиссию, в том числе распоряжения 124-Д от 07.02.2019 о возбуждении дисциплинарного разбирательства, признании незаконным решения дисциплинарной комиссии СРО "Содействие" от 21.02.2019 о привлечении КПК "Сибирская КСК" к дисциплинарной ответственности, отклонены судами обоснованно, как не подтверждённые соответствующими доказательствами и не основанные на нормах права.
При этом согласно пункту 4.1 Устава членство в СРО является добровольным, членами СРО "Содействие" могут быть кредитные кооперативы, действующие в соответствии с законодательством о кредитной кооперации, согласившиеся соблюдать Устав, правила, стандарты и внутренние нормативные документы СРО "Содействие".
СРО "Содействие", несущая дополнительную имущественную ответственность по обязательствам кооператива в соответствии со статьями 39, 40 Закона N 190-ФЗ не может рисковать средствами компенсационного фонда, формируемого всеми членами СРО в течение длительного времени. Ответчик как Саморегулируемая организация также несет репутационные риски в связи с наступившими и нарастающими негативными последствиями, вследствие проводимой членом неосмотрительной кредитной политики, политики защиты привлеченных от пайщиков сбережений, недоформирования резервов возмещения потерь от просроченных займов и пр.
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 АПК РФ является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие ответчика с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Довод подателя жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела ответчиком было добровольно удовлетворено 3 требования, что послужило основанием для заявления соответствующего отказа истца от указанных требований и должно было повлечь взыскание с ответчика в пользу истца 18 000 рублей государственной пошлины, не может быть принят.
Так, первоначально истцом было заявлено 6 требований и уплачена государственная пошлина в сумме 36 000 рублей. Несмотря на отказ от 3 требований в ходе судебного разбирательства, после уточнения требований их общее количество составило 5 (т.3, л.39). При этом первоначальное требование, указанное в пункте 6 искового заявления - о признании незаконным действий СРО "Содействие" по распространению информации о персональных данных членов КПК "Сибирская КСК", от которого кооператив в последствии отказался, было удовлетворено СРО "Содействие" ещё 12.03.2019, то есть на момент обращения с иском 28.03.2019 данное нарушение отсутствовало.
Таким образом, нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.09.2020, дополнительное решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А62-2769/2019 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно довода о незаконном размещении информации по результатом осмотра официального сайта кооператива, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (исключить пункт 2 из акта в редакции от 25.01.19), так как данный вопрос не входил в предмет внеплановой проверки, суды верно указали, что СРО "Содействие" осуществляет свою деятельность на основании Закона N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", нормами которого установлена обязанность СРО осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО.
Результаты проведенных проверок оформляются актами и публикуются на официальном сайте СРО в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 13 Закона N 223-ФЗ. Публикация результатов проверок в открытом доступе на официальном сайте СРО в сети "Интернет" соответствует проводимому СРО принципу информационной открытости."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 апреля 2021 г. N Ф10-1121/21 по делу N А62-2769/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1121/2021
16.12.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7903/19
21.10.2020 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2769/19
24.09.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2769/19