г.Калуга |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А36-49/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объёме 27.04.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего: судьи:
|
Л.В. Леоновой Е.В. Бессоновой Т.В. Лукашенковой |
от заявителя: Индивидуальный предприниматель Гаврилов Павел Сергеевич ОГРНИП 308481108700019 ИНН 481101473800 |
предъявлен паспорт; |
от заинтересованного лица: Администрация города Липецка ОГРН 1024800834464 ИНН 4826001213
от третьих лиц: Муниципальное казенное учреждение "Городской центр рекламы"
Управление внутренней политики Липецкой области
Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области
Управление строительства и архитектуры Липецкой области
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Управление дорог и транспорта Липецкой области |
Саблин А.Е. - представитель по доверенности от 29.01.2021;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Липецка на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А36-49/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гаврилов Павел Сергеевич (далее - ИП Гаврилов П.С., Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Липецка (далее - Администрация г. Липецка, Администрация, уполномоченный орган), выраженного в письме должностного лица муниципального казенного учреждения "Городской центр рекламы" от 11.10.2017 N 630/1-03-03, во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка мест установки рекламных конструкций на земельных участках с кадастровыми номерами - 48:20:0210507:40, 48:20:0210507:107, 48:20:0210507:245, расположенных на территории СНТ "Надежда" в городе Липецке. Для устранения нарушенного права оспариваемым решением заявитель просил суд обязать Администрацию включить в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка вышеуказанные места установки рекламных конструкции (с учетом уточненных исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Городской центр рекламы", Управление внутренней политики Липецкой области (далее - МКП "Городской центр рекламы", Управление внутренней политики), Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее - Управление потребительского рынка), Управление строительства и архитектуры Липецкой области (далее - Управление строительства), Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - Управление имущественных и земельных отношений), Управление дорог и транспорта Липецкой области (далее - Управление дорог и транспорта).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 06.08.2019 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020, решение суда первой инстанции отменено. Отказ Администрации города Липецка во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка, оформленный письмом должностного лица муниципального казенного учреждения "Городской центр рекламы" от 11.10.2017 N 630/1-03-03 признан незаконным. Администрация города Липецка обязана устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация города Липецка обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, оставить решение суда первой инстанции в силе.
Третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, 10.08.2017 ИП Гаврилов П.С. обратился в Администрацию г. Липецка с заявлением о внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка, садоводческого некоммерческого товарищества "Надежда", участки N 24, N 99, N243А, категория земельных участков: земли населенных пунктов - для садоводства.
Письмом руководителя МКУ "Городской центр рекламы" от 11.10.2017 ИП Гаврилову П.С. отказано во включении в схему размещения рекламных конструкций предложенных им мест размещения рекламных конструкций. Основанием для отказа послужило решение комиссии по рекламе, заявителю отказано в согласовании мест размещения рекламных конструкций на указанных им земельных участках, поскольку они предназначены для ведения садоводства.
Не согласившись с отказом уполномоченного органа, полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Гаврилов П.С. обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал, что отказ предпринимателю во внесении заявленных им изменений в Схему размещения рекламных конструкций г. Липецка не противоречит какому-либо нормативному правовому акту и в отсутствие установленной законом или иным нормативным правовым актом обязанности органа местного самоуправления на территории г. Липецка вносить изменения в Схему размещения рекламных конструкций по заявлениям заинтересованных лиц, не может быть признан незаконным.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и их должностных лиц допускается в случае, когда такой акт, действия или бездействие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на лицо какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сферы рекламы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ), в соответствии со статьей 19 которого установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В соответствии со статьей 6, пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N98-ФЗ) в Федеральный закон N38-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 14.05.2013, которыми установлены новые правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций.
При этом согласно статье 4 Закона N 98-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.
Согласно пункту 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая, что в соответствии с требованиями вышеуказанной нормы закона в утверждаемую органом местного самоуправления схему размещения рекламных конструкций допускается включение мест размещения рекламных конструкций, расположенных, в том числе на земельных участках любой формы собственности, обращения заинтересованных лиц с заявлениями о включении мест размещения рекламных конструкции на принадлежащих им земельных участках подлежат рассмотрению и принятию по ним соответствующих решений.
В пункте 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ определено, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций)(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ);
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи (п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 264-ФЗ).
Из материалов дела следует, что надлежащей проверки соответствия рекламных конструкций и предложенных заявителем мест их размещения и установления вышеуказанных оснований для отказа по объективным данным, свидетельствующим о наличии таковых, по его заявлению при принятии оспариваемого отказа проведено не было.
Законом N 38-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ) предусмотрена необходимость разработки органами местного самоуправления специальных схем размещения, введены требования к ним и установлен запрет на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций в местах, не предусмотренных такими схемами.
Постановлением администрации г. Липецка от 31.12.2013 N 3124 (с учетом последующих изменений и дополнений) утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Липецк.
Отношения в сфере распространения наружной рекламы, возникающие в процессе выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Липецке урегулированы Положением о наружной рекламе в городе Липецке, утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.04.2014 N 84.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Положения о наружной рекламе в городе Липецке, установка рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением Администрации города Липецка.
Реклама должна соответствовать общим требованиям о рекламе, закрепленным в ст. 5 Закона N 38-ФЗ.
Учитывая представленные в материалах дела доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что поданное ИП Гавриловым П.С. заявление в установленном требованиями Закона N 38-ФЗ порядке не проверялось.
Тот факт, что соответствующие земельные участки имели вид разрешенного использования "для садоводства" сами по себе не могут являться основанием для отказа в размещении рекламных конструкций в силу приведенных выше требований закона.
Доказательств несоответствия испрашиваемых мест документам территориального планирования, нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности Администрацией не представлено. Администрация не исследовала вопрос о наличии (отсутствии) соответствия представленного Предпринимателем заявления требованиям Закона N 38-ФЗ.
Руководствуясь изложенным, суд апелляционной инстанции обосновано указал, что Администрации следует проверить, имеются ли основания для отказа в выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций, установленные пунктом 15 статьи 19 Закона "О рекламе", а также Администрации необходимо располагать сведениями и документами, необходимыми для надлежащей оценки испрашиваемых мест размещения рекламных конструкций и самих конструкций на предмет их соответствия Закону "О рекламе" и законодательству субъекта.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ Администрации не соответствует статье 19 Закона "О рекламе" и нарушает права заявителя на мотивированный отказ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебного акта, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А36-49/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.