город Калуга |
|
1 сентября 2021 г. |
Дело N А68-5613/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объёме 01.09.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
Е.В. Бессоновой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
Г.А. Стрегелевой
Н.А. Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Акционерное общество "Киреевский завод легких металлоконструкций" ОГРН 1027101678010 ИНН 7128000134 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
от заинтересованного лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области ОГРН 1077104002095 ИНН 7104057646 |
Комаров И.В. - представитель по доверенности от 12.01.2021. |
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тульской области кассационную жалобу акционерного общества "Киреевский завод легких металлоконструкций" на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.02.2021 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 года по делу N А68-5613/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Киреевский завод легких металлоконструкций" (далее - АО "КЗЛМК", общество) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Тульской области) с заявлением о признании недействительным решения от 09.12.2019 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ;
признании незаконными действий налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи от 25.03.2020 за номером 2207100110127 о прекращении (исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) - ООО "Фортекс";
об обязании налогового органа внести в ЕГРЮЛ сведения об ООО "Фортекс" как о действующем юридическом лице,
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.02.2021 произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области, являющейся ответчиком, на ее правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области. В удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, АО "Киреевский завод легких металлоконструкций" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт, которым удовлетворить в полном объеме требования общества.
Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыл, явку своего представителя не обеспечил.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы, содержащиеся в жалобе, заслушав представителя заинтересованного лица, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области после проведения мероприятий по определению недействующих юридических лиц от Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области 09.12.2019 принято решение N 3961 о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ.
Сведения о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ внесены в государственный реестр 11.12.2019 записью за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2197154445156, а также опубликованы в Журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 49 (765) от 11.12.2019.
Поскольку в срок, определенный для подачи возражений об исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ, в Межрайонную ИФНС России N 10 по Тульской области заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ, представлено не было, 25.03.2020 инспекцией внесена запись за ГРН 2207100110127 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Фортекс", фактически прекратившего свою деятельность.
Полагая, что указанное решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "КЗЛМК", заявитель обратился в суд, указав, что решением Арбитражного суда Тульской области от 28.08.2018 года по делу N А68-7253/2016 АО "КЗЛМК" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утверждена Серегина Юлия Евгеньевна.
Согласно данным бухгалтерского учета АО "КЗЛМК" на дату принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ за ООО "Фортекс" числилась дебиторская задолженность перед АО "КЗЛМК" в общей сумме 2 614 824, 70 руб., подтвержденная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2019 года по делу N А68-5681/2019.
Во исполнение вышеуказанного решения выдан исполнительный лист на взыскание с должника - ООО "Фортекс" в пользу взыскателя - АО "КЗЛМК" задолженности в сумме 2 614 824, 70 руб. В отношении ООО "Фортекс" возбуждено исполнительное производство N 56917/19/71030-ИП.
При этом задолженность ООО "Фортекс" перед АО "КЗЛМК" в размере 2 614 824, 70 руб. была частично погашена на общую сумму 80 803, 60 руб.
Заявитель указывает, что на текущую дату исполнительное производство N 56917/19/71030-ИП в отношении должника ООО "Фортекс" не прекращено, сумма непогашенной задолженности перед АО "КЗЛМК" составляет 2 534 021, 10 руб.
При этом конкурсный управляющий АО "КЗЛМК" указывает, что лишь в июне 2020 года узнал о том, что 25.03.2020 года регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ за номером 2207100110127 о прекращении (исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) ООО "Фортекс", несмотря на то, что в отношении данного юридического лица имелись возбужденные исполнительные производства на момент их исключения из ЕГРЮЛ регистрирующим органом. Информация о данном исполнительном производстве N 56917/19/71030-ИП в отношении должника - ООО "Фортекс" отражена на официальном сайте Федеральной налоговой службы судебных приставов.
В обосновании заявленных требований заявитель указал, что сведениям из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Фортекс", Межрайонная ИФНС России N 10 по Тульской области 25.03.2020 года приняла решение об исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ на основании справки об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов от 28.11.2019, справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности от 28.11.2019.
Вместе с тем, по мнению заявителя, информация о движении денежных средств в общей сумме 80 803, 60 руб. по счету ООО "Фортекс" в период с декабря 2019 года по февраль 2020 года включительно, то есть в преддверии исключения данной организации из ЕГРЮЛ (25.03.2020) не была учтена регистрирующим органом.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Согласно статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, прекратившего свою деятельность, определен статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункта 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (далее - приказ N САЭ-3-09/355@) сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона о государственной регистрации, если в течение трехмесячного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Поскольку у ООО "Фортекс" имелись признаки недействующего юридического лица, предусмотренных пунктом 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области принято решение от 09.12.2019 N 3961 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое опубликовано в Журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 49 (765) от 11.12.2019.
Вместе с тем, на момент внесения записи об исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ, заявлений с возражениями об исключении указанного юридического лица в инспекцию не поступило.
АО "КЗЛМК" имело возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ в порядке указанной нормы. Вместе с тем, заявитель не воспользовался своим право и не представил возражений в установленный срок.
В этой связи, Межрайонная ИФНС России N 10 по Тульской области 25.03.2020 внесла в запись за государственным регистрационным номером 2207100110127 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Фортекс", фактически прекратившего свою деятельность, запись внесена с соблюдением порядка и сроков, установленных Законом о государственной регистрации, доказательств обратного заявителем не представлено.
Доказательств наличия у должника имущества и вероятности его обнаружения, иных доказательств осуществления ООО "Фортекс" какой-либо финансово-хозяйственной деятельности, заявителем не представлено.
В материалах дела имеется протокол допроса N 224 от 26.07.2019 Башмаковой Елены Александровны, которая, согласно выписке из ЕГРЮЛ, являлась генеральным директором ООО "Фортекс". Согласно указанного протокола допроса, Башмакова Е.А. поясняет, что примерно в 2018 году знакомая Оксана попросила ее открыть фирму ООО "Фортекс" за денежное вознаграждение. При этом никаких директоров она не назначала, сделок не заключала, никакой хозяйственно-финансовой деятельности не вела и вести не собиралась.
Судом правомерно отклонены доводы заявителя о наличии движения по счетам ООО "Фортекс" в рамках возбужденного 04.09.2019 исполнительного производства N 56917/19/71030-ИП в общей сумме 80 803, 60 руб.
Судом был направлен запрос в Межрайонную ИФНС России N 12 по Тульской области о предоставлении сведений об открытых/закрытых счетах в кредитных организациях ООО "Фортекс" за период с 01.12.2018 по 25.03.2020 включительно. Согласно ответу налогового органа у ООО "Фортекс" за год до даты принятия решения о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ (09.12.2019) были открыты 4 расчетных счета в трех кредитных учреждениях (АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Тульский региональный, АО "Почта Банк", АО "Банк ДОМ.РФ").
Согласно представленным из кредитных учреждений ответам во исполнение запросов суда, на расчетных счетах ООО "Фортекс" находились остатки денежных средств, которые были списаны Федеральной службы судебных приставов в пользу АО "КЗЛМК" на основании задолженности по исполнительному производству. Иных движений по счетам не производилось. Вместе с тем, указанные списания остатков денежных средств со счетов не являются подтверждением ведения ООО "Фортекс" хозяйственной деятельности.
Суд обоснованно указал, что наличие у ООО "Фортекс" в пользу АО "КЗЛМК" задолженности в общей сумме 2 534 021, 10 руб. при условии, что о наличии такой задолженности в установленном пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации порядке заявлено не было, само по себе не свидетельствует о том, что данное юридическое лицо осуществляет реальную финансово-хозяйственную деятельность, а действия налогового органа об исключении такого лица из ЕГРЮЛ являются незаконными.
Формальная совокупность предусмотренных Законом о государственной регистрации обстоятельств является достаточной как для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица, так и для его последующего исключения из ЕГРЮЛ при условии надлежащей публикации о предстоящем исключении и отсутствии в установленный трехмесячный срок реакции кредиторов (несмотря на наличие кредиторов как таковых).
Учитывая вышеизложенное, суды пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований АО "КЗЛМК".
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 09.07.2020 удовлетворено ходатайство заявителя кассационной жалобы о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины.
Акционерному обществу "Киреевский завод легких металлоконструкций" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в сумме 1500 рублей за подачу кассационной жалобы до рассмотрения ее по существу.
В связи с чем, в силу статьи 110 АПК РФ с заявителя кассационной жалобы в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1500 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь п.1ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, ч.1 п. 12, ст.333.21 НК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 10.02.2021 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 года по делу N А68-5613/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Киреевский завод легких металлоконструкций" в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 1 500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Тульской области от 10 февраля 2021 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2021 года по делу N А68-5613/2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"АО "КЗЛМК" имело возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ в порядке указанной нормы. Вместе с тем, заявитель не воспользовался своим право и не представил возражений в установленный срок.
...
Суд обоснованно указал, что наличие у ООО "Фортекс" в пользу АО "КЗЛМК" задолженности в общей сумме 2 534 021, 10 руб. при условии, что о наличии такой задолженности в установленном пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации порядке заявлено не было, само по себе не свидетельствует о том, что данное юридическое лицо осуществляет реальную финансово-хозяйственную деятельность, а действия налогового органа об исключении такого лица из ЕГРЮЛ являются незаконными."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 сентября 2021 г. N Ф10-3662/21 по делу N А68-5613/2020