В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Московской области от 17.05.2021 N 10/4:
1. Утвердить прилагаемый Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Московской области Контрольно-счетной палатой Московской области" и ввести в действие с 1 июля 2021 года.
2. Признать утратившими силу:
распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 02.02.2018 N 40Р-4 "Контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета муниципального образования и годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования, в бюджете которого доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, а также муниципальных образований, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет";
распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 26.12.2018 N 40Р-74 "Об утверждении Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования, в бюджете которого доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет";
распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 28.12.2018 N 40Р-80 "Об утверждении Типовой программы проведения контрольного мероприятия "Проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования, в бюджете которого доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, за 20____ год";
пункты 1, 2 распоряжения Контрольно-счетной палаты Московской области от 30.12.2019 N 40Р-114 "О внесении изменений в некоторые распоряжения Контрольно-счетной палаты Московской области, регулирующие вопросы проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Московской области".
3. Инспекции организационной и кадровой работы аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области обеспечить опубликование (размещение) Стандарта в Информационном сборнике Контрольно-счетной палаты Московской области и в соответствующих разделах официального сайта Контрольно-счетной палаты Московской области, портала Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области Рудневу С.В.
Председатель Контрольно-счетной палаты |
В.В. Королихин |
Стандарт
внешнего государственного финансового контроля "Проверка
годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Московской области Контрольно-счетной палатой Московской области"
(начало действия: 01.07.2021)
Одобрен
решением Коллегии
Контрольно-счетной палаты
Московской области
от 17 мая 2021 г. N 10/4
Утвержден
распоряжением
Контрольно-счетной палаты
Московской области
от 8 июня 2021 г. N 41Р-22
Опубликован
в Информационном сборнике
Контрольно-счетной палаты
Московской области
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Московской области Контрольно-счетной палатой Московской области" (далее - Стандарт) разработан на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), Закона Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" (далее - Закон Московской области N 151/2007-ОЗ), Закона Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области" (далее - Закон Московской области N 135/2010-ОЗ), Регламента Контрольно-счетной палаты Московской области (далее - Регламент).
При подготовке Стандарта учтены положения Международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов финансового контроля, Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17.10.2014 N 47К (993), Общих требований к стандартам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палатой Московской области и контрольно-счетными органами муниципальных образований, утвержденных распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области от 19.03.2019 N 40р-25, а также стандартов внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Московской области (далее - КСП Московской области).
1.2. Стандарт является специализированным стандартом контроля исполнения бюджета и предназначен для применения инспекторами и иными сотрудниками КСП Московской области при организации и проведении проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Московской области, в бюджете которого доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема доходов местного бюджета, а также в муниципальных образованиях Московской области, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет (далее - годовой отчет об исполнении местного бюджета).
1.3. Проверка годового отчета об исполнении местного бюджета является формой контрольной деятельности КСП Московской области, осуществляемой путем проведения контрольных мероприятий в соответствии с Планом работы КСП Московской области на текущий год инспекцией аппарата КСП Московской области, за которой в соответствии с положением об инспекции закреплено данное направление деятельности (далее - инспекция аппарата КСП Московской области).
1.4. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.
1.5. Задачами Стандарта являются:
определение основных принципов и этапов проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета;
установление требований к содержанию проверки годового отчета об исполнении местного бюджета;
определение структуры, содержания и основных требований к подготавливаемой информации по проведению проверки годового отчета об исполнении местного бюджета;
установление порядка подготовки, рассмотрения и утверждения Заключения Контрольно-счетной палаты Московской области на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования и представления информации о результатах проверки годового отчета об исполнении местного бюджета в Московскую областную Думу и Губернатору Московской области.
1.6. При проведении проверки годового отчета об исполнении местного бюджета инспекторы и иные сотрудники КСП Московской области обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, бюджетным законодательством, Федеральным законом N 6-ФЗ, Законом Московской области N 135/2010-ОЗ, Законом Московской области N 151/2007-ОЗ, иными нормативными правовыми актами, Регламентом, Стандартом и иными стандартами КСП Московской области.
1.7. При проведении проверки годового отчета об исполнении местного бюджета учитываются результаты соответствующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСП Московской области.
1.8. По вопросам, порядок решения которых не урегулирован Стандартом, решение принимается Председателем КСП Московской области и оформляется распорядительным актом КСП Московской области.
1.9. Понятия и термины применяются в Стандарте в значениях, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации.
2. Цели, задачи, предмет, объекты и методы проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
2.1. Целями проверки годового отчета об исполнении местного бюджета являются:
определение полноты и достоверности годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования;
определение соответствия фактических показателей исполнения бюджета муниципального образования показателям, утвержденным решением о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год (отчетный финансовый год и плановый период), и оценка сбалансированности бюджета муниципального образования.
2.2. Задачами проверки годового отчета об исполнении местного бюджета являются:
определение своевременности, достоверности, полноты и соответствия требованиям нормативных правовых актов к составлению и представлению годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и иной бюджетной отчетности об исполнении бюджета муниципального образования, установленной статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования);
анализ выполнения требований законодательства при организации исполнения бюджета муниципального образования;
оценка соблюдения (выполнения) бюджетных назначений и иных показателей, установленных решением о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год (отчетный финансовый год и плановый период);
оценка исполнения доходной и расходной частей бюджета муниципального образования, дефицита (профицита) бюджета муниципального образования в отчетном финансовом году, а также состояния муниципального долга;
оценка деятельности местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), направленной на увеличение поступлений собственных доходов и оптимизацию расходов, в целях достижения сбалансированности бюджета муниципального образования.
2.3. Предметом проверки годового отчета об исполнении местного бюджета являются годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования и иные документы и материалы, предоставляемые одновременно с ним.
2.4. Объектами проверки годового отчета об исполнении местного бюджета являются (далее - объекты контроля):
финансовый орган муниципального образования;
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иные главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) муниципального образования.
2.5. Методом проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета является проверка.
2.6. Контрольные мероприятия по проверке годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляются в соответствии со Стандартом внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия" на основании Плана работы КСП Московской области с учетом положений Регламента и особенностей, установленных настоящим Стандартом.
3. Правовая и информационная основа проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
Правовой и информационной основой проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета являются:
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
иные федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты о бухгалтерском учете;
Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н);
Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н;
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2018 N 26н;
иные федеральные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения;
Закон Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области";
Закон Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области";
Закон Московской области N 253/2019-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Московской области";
Закон Московской области о бюджете Московской области на отчетный финансовый год и плановый период;
Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия";
распоряжение Министерства финансов Московской области от 19.03.2020 N 25РВ-62 "Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении (отмене) решений о применении бюджетных мер принуждения";
распоряжение Министерства экономики и финансов Московской области об утверждении перечней муниципальных образований Московской области, распределенных в зависимости от доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, по отношению к доходам местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальными образованиями на соответствующий финансовый год;
иные нормативные правовые акты Московской области, регулирующие бюджетные правоотношения;
распоряжения, письма Министерства экономики и финансов Московской области и (или) финансового органа муниципального образования, касающиеся представления годовой отчетности;
годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования;
годовая бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств муниципального образования;
регистры бюджетного учета 1;
решение Совета депутатов муниципального образования Московской области о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год (отчетный финансовый год и плановый период);
Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании;
сводная бюджетная роспись муниципального образования по состоянию на 1 января отчетного года и на 1 января года, следующего за отчетным;
реестр расходных обязательств муниципального образования и реестры расходных обязательств главных распорядителей средств бюджета муниципального образования;
прогноз социально-экономического развития муниципального образования на отчетный финансовый год и плановый период;
муниципальные программы;
документы о ежегодной оценке эффективности реализации муниципальных программ за отчетный финансовый год;
итоги социально-экономического развития муниципального образования за отчетный финансовый год;
муниципальная долговая книга на 1 января отчетного года и на 1 января года, следующего за отчетным;
муниципальные правовые акты об основаниях, условиях предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов;
муниципальный правовой акт о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации;
контрольные соотношения к показателям годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств муниципального образования, годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и иной бюджетной отчетности об исполнении бюджета муниципального образования (далее - контрольные соотношения);
статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области за отчетный период;
информация, содержащаяся в подсистеме "Мониторинг социально-экономического развития Московской области" Автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга социально-экономического развития Московской области с использованием типового регионального сегмента ГАС "Управление";
информация, размещенная на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - ЕИС), в Единой автоматизированной системе управления закупками Московской области, включая Портал исполнения контрактов (далее - ЕАСУЗ), Едином портале торгов Московской области;
информация, содержащаяся в государственной информационной системе "Региональный электронный бюджет Московской области" (далее - ГИС РЭБ Московской области);
информация, загруженная в ведомственную информационную систему КСП Московской области (далее - ВИС КСП) в соответствии с Соглашениями об информационном взаимодействии, заключенными КСП Московской области с муниципальными образованиями (далее - Соглашения об информационном взаимодействии), в аналитических формах по отдельным вопросам проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования, в бюджете которого доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема доходов местных бюджетов, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет (далее - аналитические формы), разработанных для объектов контроля и утвержденных распоряжением КСП Московской области;
результаты контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетным органом муниципального образования по вопросам, связанным с исполнением бюджета муниципального образования в отчетном финансовом году;
иная информация, получаемая по запросам КСП Московской области в целях получения дополнительных сведений, необходимых для проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.
4. Правила и процедуры проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
Проведение проверки годового отчета об исполнении местного бюджета основывается на принципах достоверности, достаточности и обоснованности.
Под принципом достоверности в Стандарте понимается формирование объективных выводов о степени достоверности годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств муниципального образования.
Достоверность бюджетной отчетности означает:
соответствие бюджетной отчетности требованиям, установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
согласованность показателей форм бюджетной отчетности между собой и внутри форм бюджетной отчетности;
соответствие показателей форм годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования соответствующим показателям годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств муниципального образования.
Под принципом достаточности в Стандарте понимается наличие и использование необходимого объема информации, позволяющей сформировать объективные выводы о степени полноты отражения и раскрытия информации в годовом отчете об исполнении бюджета муниципального образования и годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств муниципального образования, а также полноты отражения и раскрытия информации в заключении Контрольно-счетной палаты Московской области на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования.
Достаточность бюджетной отчетности означает полноту отражения и раскрытия информации (показателей) в формах бюджетной отчетности.
Под принципом обоснованности в Стандарте понимается наличие необходимых документов, подтверждающих выводы КСП Московской области по результатам проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.
Обоснованность бюджетной отчетности означает правомерность осуществления и отражения операций по исполнению бюджета муниципального образования в регистрах бюджетного учета и бухгалтерской отчетности, устанавливаемую на основании первичных документов 1.
При проведении проверки годового отчета об исполнении местного бюджета используется ВИС КСП для получения информации (документы, материалы) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, а также иная информационно-аналитическая информация, формирование которой предусмотрено Соглашениями об информационном взаимодействии.
Проверка годового отчета об исполнении местного бюджета включает следующие основные этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
подготовка;
осуществление проверки годового отчета об исполнении местного бюджета;
подготовка и оформление результатов проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.
4.1. Подготовка
Подготовка организационно-распорядительной и рабочей документации для проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется на основании Плана работы КСП Московской области в соответствии с Регламентом, Стандартом внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
Для проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета муниципальные образования в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии осуществляют загрузку годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за отчетный финансовый год, а также годовой бюджетной отчетности и информации об исполнении местного бюджета по установленным КСП Московской области аналитическим формам в ВИС КСП в сроки, предусмотренные Законом Московской области N 151/2007-ОЗ.
4.2. Осуществление проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
4.2.1. Осуществление проверки годового отчета об исполнении местного бюджета заключается в проведении мероприятий по сбору и анализу фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями и вопросами проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, содержащимися в программе проведения мероприятия по проверке годового отчета об исполнении местного бюджета.
4.2.2. Инспекция аппарата КСП Московской области осуществляет:
проверку своевременности представления в КСП Московской области (загрузки в ВИС КСП) муниципальным образованием годового отчета об исполнении местного бюджета, а также аналитических форм, полноты представленной информации;
проверку соответствия состава форм годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования требованиям, установленным статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 11.2 Инструкции N 191н;
формирование рабочих таблиц, необходимых для проведения анализа исполнения бюджета муниципального образования с использованием информации, загруженной в ВИС КСП.
4.2.3. Результатом проведения данного этапа является формирование фактических данных и информации, зафиксированных в рабочей документации, и формирование выводов, рекомендаций, и предложений, содержащихся в документах по результатам проверки годового отчета об исполнении местного бюджета. К рабочей документации относятся документы (их заверенные копии) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта контроля, других организаций по запросам КСП Московской области, а также документы (справки, расчеты, аналитические записки и т.п.), подготовленные инспекторами самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации непосредственно на объекте контроля.
4.2.4. Проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования осуществляется с использованием ВИС КСП в части:
соблюдения требований положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструкции N 191н в части состава форм отчетности и полноты отражения информации в формах отчетности;
наличия в годовом отчете об исполнении бюджета муниципального образования показателей, предусмотренных порядком ее составления, соответствия указанных показателей значениям, определяемым в соответствии с требованиями Инструкции N 191н;
соответствия показателей годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования показателям, утвержденным решением о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год (отчетный финансовый год и плановый период), а также показателям сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;
соответствия кодов бюджетной классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, их наименований, отраженных в годовом отчете об исполнении бюджета муниципального образования, аналогичным кодам и наименованиям, установленным порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации;
полноты (раскрываемости) текстовой информации, заполненной в годовом отчете об исполнении бюджета муниципального образования;
соблюдения контрольных соотношений между показателями годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и иных форм бюджетной отчетности об исполнении бюджета муниципального образования, предоставляемых одновременно с ним, выявление отклонений, оценка их влияния на достоверность годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования 2;
соблюдения контрольных соотношений между показателями годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и иных форм бюджетной отчетности об исполнении бюджета муниципального образования, предоставляемых одновременно с ним, показателям соответствующих форм бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств муниципального образования, представленной для проверки 2.
4.2.5. В рамках проведения проверки годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется проверка и анализ исполнения бюджета муниципального образования.
4.2.5.1. Проверка и анализ исполнения бюджета муниципального образования по доходам предусматривают:
проверку соблюдения требований пункта 2 статьи 20 и пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части утверждения в решении о бюджете муниципального образования полного перечня главных администраторов доходов бюджета муниципального образования;
анализ уровня исполнения бюджета муниципального образования по доходам за отчетный финансовый год;
сравнительный анализ поступлений по видам налоговых доходов, отдельным видам неналоговых доходов и безвозмездным поступлениям с плановыми бюджетными назначениями, выявление факторов, повлиявших на уровень исполнения бюджета муниципального образования по доходам за отчетный финансовый год;
анализ объемов задолженности, недоимки по поступлениям (в разрезе видов налогов и сборов) в бюджет проверяемого муниципального образования на начало и конец отчетного года на основе данных территориального управления Федеральной налоговой службы;
анализ мер, принимаемых местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) по сокращению задолженности, недоимки, по наложению и взысканию штрафных санкций с должников, по выявлению резервов увеличения доходов, а также результатов их реализации 1;
проверку соблюдения положений статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета, реализуемых в ходе исполнения решения о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год (отчетный финансовый год и плановый период) 1, в части:
осуществления начислений, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
осуществления взысканий задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
своевременности принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представления поручений в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; проверку учета доходов, полученных от использования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования 1, в части:
фактического исполнения доходов, в том числе соблюдения порядка, полноты и своевременности поступления доходов в бюджет муниципального образования;
соблюдения порядка ведения учета денежных средств от использования и распоряжения имуществом и отражения в бюджете муниципального образования;
проверки полноты и своевременности отражения поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, а также иные вопросы в части анализа источников финансирования дефицита бюджета, администрируемых главным администратором источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования 1;
проверки соблюдения порядка использования и управления собственностью муниципального образования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе проверка организации учета и ведения реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования 1;
оценки объема и структуры выпадающих доходов 1 в части:
обоснованности и законности предоставления налоговых льгот налогоплательщикам, отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и других обязательных платежей (наличие соответствующих решений представительного органа муниципального образования), сравнения объема выпадающих доходов бюджета муниципального образования по каждому источнику с объемом поступлений по соответствующему источнику в бюджет муниципального образования;
оснований передачи муниципального имущества (наличие решений уполномоченного органа муниципального образования, договоров доверительного управления) в безвозмездное пользование, оценки сумм выпадающих доходов местного бюджета;
обоснованности и законности предоставления органами местного самоуправления льгот по аренде земельных участков и муниципального имущества (наличие соответствующих постановлений (решений) о предоставлении льгот), сравнения объема выпадающих доходов бюджета с объемом поступлений в бюджет муниципального образования от аренды земельных участков и имущества.
4.2.5.2. Проверка и анализ исполнения бюджета муниципального образования по расходам предусматривают:
проверку соблюдения требований пункта 2 статьи 21 и пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части утверждения в решении о бюджете муниципального образования перечня главных распорядителей средств бюджета муниципального образования;
анализ уровня исполнения общего объема расходов бюджета муниципального образования за отчетный финансовый год (выявление отклонений показателей исполнения бюджета муниципального образования, отраженных в годовом отчете об исполнении бюджета муниципального образования, от показателей, утвержденных решением о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год (отчетный финансовый год и плановый период) и сводной бюджетной росписью бюджета муниципального образования, и установление причин неисполнения или исполнения не в полном объеме бюджета муниципального образования);
анализ показателей, характеризующих кассовое исполнение бюджета по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации;
анализ исполнения программной части бюджета муниципального образования, в ходе которого делается вывод о доле программной части в разрезе муниципальных программ в утвержденном и исполненном бюджете муниципального образования, вывод о соблюдении требований статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (об обязательности утверждения муниципальных программ местной администрацией муниципального образования, о наличии муниципального правового акта о порядке принятия решений о разработке муниципальных программ и их формирования и реализации, о наличии установленного порядка проведения оценки эффективности муниципальной программы и критериев указанной оценки), анализируются показатели, характеризующие кассовое исполнение расходов бюджета муниципального образования на отчетный финансовый год (отчетный финансовый год и плановый период), и сводной бюджетной росписи по муниципальной программе с отражением причин низкого уровня (менее 95%) исполнения муниципальных программ (подпрограмм);
проверку соблюдения установленных Правительством Московской области нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления 1;
проверку отсутствия фактов установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления 1;
проверку соблюдения положений статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе создания резервного фонда в решении о бюджете муниципального образования (наличия текстовых статей), соблюдения предельных ограничений размеров резервного фонда;
анализ использования средств резервного фонда местной администрации в соответствии с решением и порядком, установленным местной администрацией муниципального образования 1;
анализ изменения объемов дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января отчетного финансового года и 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом (просроченной, нереальной к взысканию), а также мер, принятых главными администраторами средств бюджета муниципального образования по ее погашению;
проверку и анализ дебиторской и кредиторской задолженности 1 в части причин образования дебиторской и кредиторской задолженности и изменения их объемов на начало и конец отчетного финансового года;
обоснованности признания дебиторской и кредиторской задолженности, просроченной и нереальной к взысканию, а также достаточности мер, принятых главным администратором средств бюджета муниципального образования по их взысканию и погашению;
проверку соблюдения требований статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации по предоставлению бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями 1, в части:
наличия договора между исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и юридическим лицом, не являющимся муниципальным учреждением или муниципальным унитарным предприятием, предоставление бюджетных инвестиций которому утверждено решением о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год (отчетный финансовый год и плановый период), включая проверку своевременности его оформления (в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год (отчетный финансовый год и плановый период);
наличия требований к договорам, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями или муниципальными унитарными предприятиями;
соблюдения запрета на предоставление бюджетных инвестиций при отсутствии оформленных в установленном порядке договоров.
4.2.5.3. Проверка исполнения бюджета муниципального образования по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования предусматривает:
проверку соблюдения предельного значения дефицита бюджета муниципального образования;
проверку исполнения источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования в части установления фактического объема поступления средств в разрезе источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования и фактического объема выплат по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования и сопоставление с показателями сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, анализ причин отклонений 1;
проверку предоставления и погашения бюджетных кредитов 1 в части:
соблюдения норм и требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения при предоставлении бюджетного кредита на основании договора на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены решением о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год (отчетный финансовый год и плановый период);
обоснованности предоставления бюджетных кредитов, полноты и своевременности их поступления/возврата (при необходимости проверка целевого использования кредита непосредственно у получателя);
полноты и своевременности отражения полученных процентов по бюджетным кредитам;
реализации мер, принимаемых исполнительно-распорядительным органом муниципального образования по своевременному возврату бюджетных кредитов и устранения нарушений в их использовании.
4.2.5.4. Проверка и анализ состояния муниципального долга предусматривают:
проверку соблюдения предельного объема муниципального долга и предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга;
анализ формирования и исполнения программы муниципальных заимствований муниципального образования 1;
проверку предоставления муниципальных гарантий муниципального образования (выполнения Программы муниципальных гарантий муниципального образования) 1 в части:
соблюдения установленного порядка предоставления гарантий, соблюдения верхнего предела долга по предоставленным муниципальным гарантиям, объема гарантий по каждому направлению (цели) и объема бюджетных ассигнований на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям;
обоснованности изменения объема долговых обязательств за отчетный финансовый год и соответствие их данным учета муниципальной долговой книги;
обоснованности остатка муниципального долга в части предоставленных муниципальных гарантий.
4.3. Подготовка и оформление результатов проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
4.3.1. Подготовка и оформление актов по результатам контрольных мероприятий, вручение (направление) актов руководителям объектов контроля, представление руководителями объектов контроля замечаний и пояснений, их рассмотрение в КСП Московской области осуществляется согласно Стандарту внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
4.3.2. В соответствии с информацией, содержащейся в акте контрольного мероприятия, составленного по результатам проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, а также выводов, рекомендаций, предложений, отраженных в документах, осуществляется подготовка и оформление заключения Контрольно-счетной палаты Московской области на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования по форме согласно приложению к настоящему Стандарту.
4.3.3. Заключение Контрольно-счетной палаты Московской области на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования подготавливает, подписывает, представляет на рассмотрение Коллегии КСП Московской области аудитор, ответственный за проведение мероприятия.
Заключение Контрольно-счетной палаты Московской области на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования утверждается в порядке и сроки, установленные Стандартом внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
4.3.4. Заключение Контрольно-счетной палаты Московской области на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования представляется КСП Московской области в представительный орган муниципального образования Московской области, главе муниципального образования Московской области с одновременным направлением в Министерство экономики и финансов Московской области.
Аудитором, ответственным за проведение проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, направляется обращение председателю Совета депутатов муниципального образования Московской области о целесообразности рассмотрения на заседании Совета депутатов заключения Контрольно-счетной палаты Московской области на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования, в котором выявлены существенные отклонения в бюджетном процессе и нарушения бюджетного законодательства.
4.3.5. По результатам проведенных мероприятий КСП Московской области направляет в Московскую областную Думу и Губернатору Московской области информацию о результатах проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.
Аудитор КСП Московской области после направления информации о результатах проверки годового отчета об исполнении местного бюджета в Московскую областную Думу вправе принимать участие по ее рассмотрению в заседаниях комитетов Московской областной Думы при наличии приглашения либо предварительной договоренности с профильным комитетом Московской областной Думы.
4.3.6. Правила организации и осуществления контроля реализации результатов проведенных контрольных мероприятий, определение порядка оформления итогов контроля реализации результатов проведенных мероприятий устанавливает Стандарт внешнего государственного финансового контроля КСП Московской области "Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий".
___________________________________
1 В случае включения в программу выездного контрольного мероприятия, проводимого в соответствии с Планом работы КСП Московской области.
2 Результаты проверки в соответствии с установленными контрольными соотношениями между показателями годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и иными формами бюджетной отчетности об исполнении бюджета муниципального образования, предоставляемых одновременно с ним, отражаются в прилагаемых к заключению протоколах расхождений по соблюдению/несоблюдению контрольных соотношений.
Приложение
Примерная форма
Рассмотрено Коллегией
Контрольно-счетной палаты
Московской области
"___" ______________ 20__ г.
Протокол N _____
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Московской области
____________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
"___" _________ 20__ г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Контрольно-счетной палаты Московской области на годовой
отчет об исполнении бюджета муниципального образования
_________________________________________ за 20__ год 1
(наименование муниципального образования)
1. Общие положения:
основания для проведения проверки годового отчета об исполнении
местного бюджета _______________________________________________________;
(пункт плана работы КСП Московской области, приказ
председателя КСП Московской области)
предмет проверки годового отчета об исполнении местного бюджета ____
________________________________________________________________________;
(в соответствии с программой проведения мероприятия)
проверяемый период ________________________________________________;
(в соответствии с приказом председателя КСП
Московской области)
цели проверки годового отчета об исполнении местного бюджета _______
________________________________________________________________________;
(в соответствии с программой проведения мероприятия)
срок проверки годового отчета об исполнении местного бюджета _______
________________________________________________________________________;
(в соответствии с приказом председателя КСП Московской области)
информация об объекте (объектах) проверки годового отчета об
исполнении местного бюджета ____________________________________________.
(в том числе полное и сокращенное наименование, сведения
о руководителе объекта контроля, который в проверяемом
периоде отвечал за его финансово-хозяйственную
деятельность, краткая характеристика объекта контроля)
2. Результаты проверки годового отчета об исполнении местного
бюджета.
3. Результаты проверки и анализа исполнения бюджета муниципального
образования.
3.1. Проверка и анализ исполнения бюджета муниципального образования
по доходам.
3.2. Проверка и анализ исполнения бюджета муниципального образования
по расходам.
3.3. Проверка исполнения бюджета муниципального образования по
источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования.
3.4. Проверка и анализ состояния муниципального долга.
4. Выводы.
5. Рекомендации и предложения.
Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Московской области ____________________ _____________________
личная подпись инициалы, фамилия
___________________________________
1 Структура заключения Контрольно-счетной палаты Московской области
на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования может
быть изменена с учетом специфики проверяемых вопросов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 8 июня 2021 г. N 41Р-22 "Об утверждении Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Московской области Контрольно-счетной палатой Московской области" и признании утратившими силу отдельных распоряжений Контрольно-счетной палаты Московской области"
Вступает в силу с 8 июня 2021 г.
Стандарт, утвержденный настоящим распоряжением, вводится в действие с 1 июля 2021 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте Контрольно-счетной палаты Московской области (http://ksp.mosreg.ru)