В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам рассмотрения материалов, поступивших вместе с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО "Газпром энергосбыт" и Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее также - Орган регулирования, Комитет, ГКЦ PC (Я)) (рег. от 28.01.2021 N 13586/21), ФАС России установлено следующее.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25.12.2020 N 315 "Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии преимущественно потребителям, владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются в рамках единого технологического процесса ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром", оказываемые АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год" (далее - постановление от 25.12.2020 N 315) в отношении АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год как для моносетевой организации.
Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (далее - Правила регулирования N 1178).
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования N 1178 в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Согласно пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 N 184 (далее - Критерии ТСО), владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного постановления следует читать как "28.02.2015"
110 кВ и выше;
35 кВ;
1-20 кВ;
ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
ООО "Газпром энергосбыт" в адрес ФАС России была направлена копия акта об осуществлении технологического присоединения от 09.01.2020 между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" и копия акта об осуществлении технологического присоединения по I этапу от 24.12.2019 между АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" и ПАО "Газпром".
Как следует из акта об осуществлении технологического присоединения от 09.01.2020 между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК-ГенерацияСети", акта об осуществлении технологического присоединения по I этапу от 24.12.2019 между АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" и ПАО "Газпром" и по II этапу б/н, б/д между АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" и ПАО "Газпром", акта об осуществлении временного технологического присоединения б/н, б/д между АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" и ООО "СГК-1", АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" владеет воздушной линией 35 кВ "Олекминск-КС-2 N 1" протяженностью 24,643 км и присоединенной к этой линии подстанцией ПС 35/10 кВ КС-2 "Олекминская".
Как указывает ООО "Газпром энергосбыт", иных линий электропередач АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" не имеет.
Ввиду изложенного, с учетом требований п. 24 Правил регулирования N 1178 и отсутствия у АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" оснований на установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оспариваемый тариф принят Органом регулирования в нарушение действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Установление Органом регулирования оспариваемого тарифа для АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" дает последнему формальные, но при этом незаконные основания для применения оспариваемого тарифа в отношении АО "Газпром энергосбыт" в целях истребования платы за переток электрической энергии, который АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" должен осуществлять без взимания платы.
Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Орган регулирования в дополнение к отзыву на заявление о разногласиях (исх. от 11.02.2021 N 23/02э-378; рег. от 11.02.2021 N 22166-ЭП/21) указывает, что по итогам рассмотрения обосновывающих материалов тарифного регулирования на 2021 год АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" было установлено следующее.
АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" владеет на праве собственности трансформаторной подстанцией с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Республики Саха (Якутия), сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА-ПС 35/10 КС-2.
В материалах тарифного дела АО "ДВЭУК-ГенерацияСети", направленного в адрес ГКЦ PC (Я), представлены следующие обосновывающие материалы:
- выписка ЕГРН о праве собственности на ПС 35/10 кВ КС-2;
- паспорта на 2 трансформатора ТДНС-10000-35-УХЛ1 заводской N 23315 и N 26614;
- амортизационная ведомость по объектам основных средств;
- по ПС 35/10 кВ КС-2 акты ввода о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС-1а от 17.03.2020 N 00БП-000002, от 17.03.2020 N БП-000003 (в ФАС России Органом регулирования не представлены);
- инвентарная карточка учета объекта основных средств ПС 35/10 кВ КС-2.
АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" владеет на праве собственности линиями электропередачи (воздушными BЛ 35 кВ N 1) и кабельными (КЛ 10 кВ), расположенными в административных границах Республики Саха (Якутия), непосредственно соединенными с ПС 35/10 кВ КС-2, при этом протяженность линий по трассе составляет не менее 15 км.
В материалах тарифного дела АО "ДВЭУК-ГенерацияСети", направленного в адрес ГКЦ PC (Я), представлены следующие обосновывающие материалы:
1. по BЛ 35 кВ N 1:
- акт ввода о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС-1а от 17.03.2020 N 00БП-000001, а также реестр актов ввода основных средств по объекту, завершенному строительством (реконструкцией) (в ФАС России Органом регулирования не представлены);
- выписка ЕГРН о праве собственности на BЛ 35 кВ N 1;
- амортизационная ведомость по объектам основных средств;
- инвентарная карточка учета объекта основных средств ПС 35/10 кВ КС-2, ВЛ 35 кВ N 1;
2. по КЛ 10 кВ:
- акт ввода о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС-1а от 23.05.2020 N 00БП-000017 (в ФАС России не представлен);
- реестр актов ввода основных средств по объекту, завершенному строительством (реконструкцией);
- проектная документация "Строительство новой ПС 35/10 кВ КС-2 с питающими BЛ 35 кВ, Республика Саха (Якутия) отходящая кабельная линия 10 кВ СП 35/10 кВ КС-2" (в ФАС России Органом регулирования не представлено);
- инвентарная карточка учета объекта основных средств ПС 35/10 кВ КС-2, КЛ-10 кВ.
По дополнительному запросу ФАС России АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" в адрес ФАС России направлены письменные пояснения (отзыв) по доводам, изложенным в заявлении о разногласиях, с приложением обосновывающих материалов, в том числе:
- паспорт отходящей кабельной линии электропередачи КЛ 10 кВ от ПС 35/10 кВ КС-2 "Олекминская" (протяженность 22 метра);
- калькуляции стоимости работ, связанных со строительством КЛ 10 кВ;
- выписки ЕГРН о праве собственности кабельной эстакады 10 кВ протяженностью 14 метров.
По результатам проведенного анализа документов, направленных сторонами, ФАС России установлено следующее.
В соответствии с паспортом отходящей кабельной линии электропередачи КЛ 10 кВ от ПС 35/10 кВ КС-2 "Олекминская" организация, эксплуатирующая КЛ - филиал "Западные электрические сети" ПАО "Якутскэнерго" по договору от 31.12.2019 N 777. Также КЛ 10 кВ заканчивается кабельной капой.
В соответствии с актами об осуществлении технологического присоединения потребитель ООО "СГК-1" присоединен к ячейке 24 ЗРУ 10 кВ ПС 35/10 кВ КС-2 "Олекминская", потребитель ПАО "Газпром" - к ячейке 11 ЗРУ 10 кВ ПС 35/10 кВ КС-2 "Олекминская".
Дополнительно АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" даны пояснения, что КЛ-10 кВ создана с резервированием в рамках единого комплекса ВЛ-35 кВ с ПС 35/10 кВ "КС-2".
Таким образом, КЛ-10 кВ не может учитываться при определении соответствия Критериям ТСО АО "ДВЭУК-ГенерацияСети".
На основании вышеизложенного, для оказания услуги по передаче электрической энергии ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром" АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" владеет на праве собственности линией электропередач одного класса напряжения 35 кВ и не соответствует 2 Критерию ТСО.
Дополнительно в адрес ФАС России Комитет представил позицию о том, что АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" ввело в заблуждение Орган регулирования, представив информацию не в полном объеме, о том что линия КЛ-10 кВ не подключена и не используется для услуг по передаче электрической энергии для потребителей ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказываю:
1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 N 184.
2. Отменить постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25.12.2020 N 315 "Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии преимущественно потребителям, владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются в рамках единого технологического процесса ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром", оказываемые АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год".
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 14 апреля 2021 г. N 349/21 "Об отмене постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25.12.2020 N 315 "Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии преимущественно потребителям, владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются в рамках единого технологического процесса ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром", оказываемые АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год"
Текст приказа опубликован не был