В соответствии с Положением о Комитете по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 2 декабря 2014 года N 349, и во исполнение требований экспертного заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай от 24 мая 2021 года N 04/02-1260, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения правового мониторинга нормативных паровых актов Республики Алтай, принятых Комитетом по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай.
2. Признать утратившим силу приказ Комитета по информационной политике, межнациональным отношениям и связям с общественностью Республики Алтай от 8 августа 2015 года N 41 "Об утверждении Порядка проведения правового мониторинга нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Комитетом по информационной политике, межнациональным отношениям и связям с общественностью Республики Алтай".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Комитета по информационной политике, межнациональным отношениям и связям с общественностью Республики Алтай N 41 следует читать как "от 08.05.2015 г."
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель |
Л.С. Варванец |
Утвержден
Приказом Комитета по национальной
политике и связям с общественностью
Республики Алтай
от 16 августа 2021 г. N 93
Порядок
проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Комитетом по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай
1. Порядок проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Комитетом по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай (далее - Порядок) разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", Законом Республики Алтай от 4 октября 2012 года N 49-РЗ "О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов в Республике Алтай".
2. Порядок определяет правила проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Комитетом по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай (далее - Комитет).
3. В настоящем Порядке под мониторингом правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Комитетом (далее также - мониторинг правоприменения), понимается комплексная и плановая деятельность Комитета по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о практике применения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Комитетом, проводимая в целях повышения качества нормотворческой и эффективности правотворческой деятельности Комитета.
4. По целям проведения различаются следующие виды мониторинга правоприменения:
1) мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай для осуществления контроля за их соблюдением и исполнением;
2) мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай для выявления и устранения в них коррупциогенных факторов;
3) мониторинг правоприменения нормативных актов Республики Алтай для установления их соответствия федеральному законодательству.
5. Проведение мониторинга правоприменения осуществляется в соответствии с планом мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Комитетом (далее план), ежегодно утверждаемым председателем Комитета.
6. Проект плана ежегодно до 1 декабря формируется на основе предложений, поступивших от инициаторов проведения мониторинга правоприменения, указанных в части 1 статьи 3 Закона Республики Алтай от 4 октября 2012 года N 49-РЗ "О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай", а также по собственной инициативе, с учетом:
а) основных направлений развития законодательства Российской Федерации, определенных ежегодным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
б) поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, Правительства Республики Алтай;
в) основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, программы социально-экономического развития Республики Алтай;
г) решений Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, Верховного Суда Российской Федерации;
д) предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Алтай, институтов гражданского общества и средств массовой информации, поступивших в Комитет.
7. Решение о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятое по предложению одного из инициаторов проведения мониторинга правоприменения либо по собственной инициативе, оформляется приказом председателя Комитета, определяющим:
1) вид мониторинга правоприменения по целям проведения в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;
2) наименование и количество правовых актов либо сферу правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, подлежащих мониторингу правоприменения;
3) период правоприменения нормативного правового акта Республики Алтай;
4) исполнителя проведения мониторинга правоприменения нормативного правового акта Республики Алтай, ответственного за проведение мониторинга правоприменения;
5) срок проведения мониторинга правоприменения нормативного правового акта Республики Алтай;
6) дополнительные показатели (дополнительный показатель) в случае их необходимости.
8. В целях обеспечения всестороннего и полного проведения мониторинга правоприменения в Комитете может быть создана рабочая группа из числа представителей Комитета, иных органов государственной власти Республики Алтай, государственных органов Республики Алтай, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Алтай, организаций, а также независимых экспертов.
Проведение мониторинга правоприменения может сопровождаться проведением круглых столов, совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на исследование соответствующего вопроса.
9. При осуществлении мониторинга правоприменения используется:
а) практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
б) практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Алтай и иных государственных органов;
в) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
г) информация, почерпнутая из средств массовой информации:
д) информация, поступившая от граждан;
е) информация, поступившая из иных источников;
ж) статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти и иных государственных органов;
з) социологическая информация, формируемая на основе социологических исследований.
10. Мониторинг правоприменения проводится в соответствии с Методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 694 (далее - Методика осуществления мониторинга правоприменения), при этом для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) правовых актов обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
а) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина:
б) наличие нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;
в) несоблюдение пределов компетенции Комитета при издании нормативного правового акта;
г) искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, при принятии нормативного правового акта;
д) несоответствие нормативного правового акта международным обязательствам Российской Федерации;
е) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
ж) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;
з) коллизия норм права;
и) наличие ошибок юридико-технического характера;
к) использование положений правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;
л) искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;
м) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;
н) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Алтай;
о) наличие (отсутствие) единообразной практики применения правовых актов;
п) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;
р) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;
с) количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения;
т) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.
11. В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) правовых актов Республики Алтай обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
а) несоблюдение пределов компетенции Комитета при издании нормативного правового акта;
б) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;
в) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
г) наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах;
д) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом;
е) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами;
ж) сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации;
з) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
и) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.
12. В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами при осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Республики Алтай обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
а) наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;
б) наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;
в) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;
г) наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;
д) наличие ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах;
е) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.
13. При необходимости мониторинг правоприменения может быть осуществлен по дополнительным показателям, утверждаемым приказом председателя Комитета.
14. Проведение мониторинга осуществляется исполнителем в срок, установленный планом мониторинга Комитета.
15. По итогам проведенного мониторинга правоприменения исполнитель в течение месяца после истечения срока, установленного планом мониторинга Комитета, составляет информацию о результатах мониторинга правоприменения по форме, согласно Приложению к настоящему Порядку, и осуществляет подготовку проекта решения (приказа) председателя Комитета, которое должно содержать одно или более из нижеперечисленных предложений:
1) о принятии нового нормативного правового акта Республики Алтай, о внесении изменений в нормативный правовой акт Республики Алтай или о признании утратившим силу нормативного правового акта Республики Алтай или его отдельных положений;
2) об устранении выявленных в ходе мониторинга правоприменения коррупциогенных факторов, несоответствий федеральному законодательству, нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой;
3) о проведении (совершенствовании) мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации нормативного правового акта Республики Алтай.
16. В случае соответствия нормативного правового акта законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Алтай, исполнитель готовит соответствующее заключение о результатах его мониторинга правоприменения.
17. По итогам рассмотрения информации о результатах мониторинга правоприменения председатель Комитета утверждает проект решения (приказа), при необходимости им даются поручения ответственным исполнителям о принятии иных мер по реализации предложений, содержащихся в информации о результатах мониторинга правоприменения.
18. Решение по результатам мониторинга правоприменения подлежит размещению на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение
к Порядку проведения мониторинга
правоприменения нормативных правовых
актов Республики Алтай, принятых
Комитетом по национальной политике
и связям с общественностью
Республики Алтай
Форма
информации о результатах мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Комитетом по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай
N п/п |
Наименование показателя |
Значение (содержание) показателя, источник информации * |
|
|
|
|
(реквизиты нормативного правового акта, принятого Комитетом по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай (далее - правовой акт), в отношении которого проводился мониторинг правоприменения) |
|
1. Информация об осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) правовых актов | ||
а) |
несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина |
|
б) |
наличие правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы |
|
в) |
несоблюдение пределов компетенции Комитета по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай при издании правового акта |
|
г) |
искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии правового акта |
|
д) |
несоответствие правового акта международным обязательствам Российской Федерации |
|
е) |
наличие в правовом акте коррупциогенных факторов |
|
ж) |
неполнота в правовом регулировании общественных отношений |
|
з) |
коллизия норм права |
|
и) |
наличие ошибок юридико-технического характера |
|
к) |
использование положений правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий |
|
л) |
искажение смысла положений правового акта при его применении |
|
м) |
неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении правового акта |
|
н) |
использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления |
|
о) |
наличие (отсутствие) единообразной практики применения правовых актов |
|
п) |
количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения правового акта |
|
р) |
количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными правовым актом, и основания их принятия |
|
с) |
количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений правового акта и нарушениями единообразия его применения |
|
т) |
количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности |
|
2. Информация об осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) правовых актов (в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов) | ||
а) |
несоблюдение пределов компетенции Комитета по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай при издании правового акта |
|
б) |
неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении правового акта |
|
в) |
наличие в правовом акте коррупциогенных факторов |
|
г) |
наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в правовых актах |
|
д) |
количество коррупциогенных факторов, выявленных в правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом |
|
е) |
количество коррупциогенных факторов, выявленных в правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами |
|
ж) |
сроки приведения правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации |
|
з) |
количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии правового акта антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в правовом акте коррупциогенных факторов |
|
и) |
количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности |
|
3. Информация об осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) правовых актов (в целях устранения противоречий между правовыми актами равной юридической силы) | ||
а) |
наличие противоречий между правовыми актами общего характера и правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения |
|
б) |
наличие единой понятийно-терминологической системы в правовых актах |
|
в) |
наличие дублирующих норм права в правовых актах |
|
г) |
наличие противоречий в правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды |
|
д) |
наличие ошибок юридико-технического характера в правовых актах |
|
е) |
количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы правовых актов, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера |
|
* Указываются сведения по соответствующему показателю и виды информации, используемые при проведении мониторинга правоприменения, согласно пунктам 6, 7 Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 694 (при наличии).
** В информации о результатах мониторинга правоприменения указываются все правовые акты, в отношении которых Комитетом по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай проводился мониторинг правоприменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай от 16 августа 2021 г. N 93 "Об утверждении Порядка проведения правового мониторинга нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Комитетом по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай и признании утратившим силу приказа Комитета по информационной политике, межнациональным отношениям и связям с общественностью Республики Алтай от 8 мая 2015 года N 41"
Вступает в силу с 17 августа 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном портале Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 17 августа 2021 г.