Определение Верховного Суда РФ от 18 августа 2021 г. N 305-ЭС21-8247 по делу N А40-7515/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", предприятие) на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2020 по делу N А40-7515/2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2021 по тому же делу
по заявлению предприятия к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными пунктов 2 - 4 решения от 22.10.2019 и предписания от 22.10.2019 по делу N 223ФЗ-993/19,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "ГеоСпецСтрой" (далее - ООО "ГеоСпецСтрой", общество), общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - ООО "РТС-тендер"),
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", возражая против указанных судебных актов, просит об их отмене, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
Письмом от 15.06.2021 дело N А40-7515/2020 Арбитражного суда города Москвы истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", принятых по делу судебных актов и материалов дела не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов и материалов дела, по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение кадастровых работ по внесению изменений в ранее учтенные объекты недвижимости, сформированные из водопроводных и канализационных сетей ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", и обеспечению подачи документов для проведения государственного кадастрового учета (извещение N 31907976310) победителем признано ООО "ГеоСпецСтрой", о чем закупочной комиссией предприятия составлен протокол от 11.09.2019 N 31907976310-01.
Протокол опубликован в единой информационной системе в сфере закупок 16.09.2019.
18.09.2019 посредством функционала электронной площадки "РТС-тендер" предприятие направило ООО "ГеоСпецСтрой" проект договора.
25.09.2019 общество отклонило проект договора, разместив на сайте электронной площадки протокол разногласий.
Протоколом от 27.09.2019 предприятие признало общество уклонившимся от заключения контракта в связи с нарушением срока представления протокола разногласий.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу решением от 09.10.2019 признало жалобу общества на указанные действия предприятия необоснованной.
ООО "ГеоСпецСтрой" обратилось в ФАС России с жалобой на действия оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер", указав, что 18.09.2019 ему поступил проект договора с указанием даты подписания 06.10.2019. Общество посчитало, что данные действия ввели его в заблуждение и послужили причиной нарушения сроков заключения договора.
Решением ФАС России от 22.10.2019 жалоба общества признана необоснованной. Вместе с тем в действиях ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" признано нарушение пункта 15 статьи 3 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках юридических лиц) (пункт 2 решения); решено выдать предприятию предписание об устранении выявленного нарушения (пункт 3 решения); передать материалы дела N 223ФЗ-993/19 уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4 решения).
Предписанием от 22.10.2019 ФАС России обязала предприятие отменить протокол об отказе от заключения договора от 27.09.2019, продолжить проведение конкурса в соответствии с требованиями Закона о закупках юридических лиц, Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", утвержденного приказом от 27.12.2018 N 239 (далее - Положение о закупках), конкурсной документации и решения от 22.10.2019.
Предприятие оспорило указанные ненормативные правовые акты, указывая, что согласно Положению о закупках, конкурсной документации и предусмотренному ими порядку заключения договора общество должно было представить протокол разногласий не позднее 23.09.2019. Несоблюдение данного срока является основанием для признания общества уклонившимся от заключения договора.
Разрешая требования предприятия и признавая решение и предписание антимонопольного органа соответствующими действующему законодательству, суды исходили из того, что часть 15 статьи 3 2 Закона о закупках юридических лиц предусматривает императивную норму, регулирующую сроки заключения договора с победителем конкурентной процедуры размещения закупки, которые не могут составлять менее десяти дней. Локальные правовые акты и документы, регламентирующие закупочную деятельность предприятия, не должны противоречить действующему законодательству, а право предприятия устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает его от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников закупки.
Оценив имеющиеся доказательства, изучив позиции и возражения сторон, суды пришли к выводу, что Положение о закупках, конкурсная документация предусматривают требования, нарушающие установленный законом минимальный срок для заключения договора с победителем закупки.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права и надлежащей правовой квалификации обстоятельств дела.
Положения части 15 статьи 3 2 Закона о закупках юридических лиц корреспондируют пункту 4 статьи 18 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
Установление минимального десятидневного срока для заключения договора по результатам торгов является гарантией надлежащей реализации прав участников закупочной процедуры на обжалование действий заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки в административном порядке.
В пункте 12 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, разъяснено, что включение в положение о закупке условия, позволяющего заключить договор ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган, является нарушением.
Кроме того, согласно общедоступным сведениям, опубликованным в единой информационной системе в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по результатам закупочной процедуры, объявленной извещением N 31907976310, заключен договор от 17.12.2019 N 640.
Учитывая изложенное, в доводах кассационной жалобы не усматривается существенного нарушения судами норм материального и процессуального права, без устранения которого невозможно восстановить нарушенные права ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Переоценка доказательств, установление новых обстоятельств дела в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" в передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 18 августа 2021 г. N 305-ЭС21-8247 по делу N А40-7515/2020
Текст определения опубликован не был