Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 18 августа 2021 г. N 591-П
Обстоятельства авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-84674
8 ноября 2018 г. экипаж самолета Ан-2 RA-84674 АО "2-ой Архангельский ОАО" выполнял регулярный пассажирский рейс ОАО-9135 по маршруту: Архангельск (Васьково) - Сояна - Долгощелье - Мезень - Долгощелье - Сояна - Архангельск (Васьково). На борту самолета находились два члена летного экипажа и двенадцать пассажиров.
Взлет из аэропорта Архангельск (Васьково) был произведен в 07:22 (здесь и далее время UTC). Через 32 мин полета экипаж самолета доложил диспетчеру центра полетной информации Архангельска о возврате на аэродром вылета по причине обледенения самолета и далее на связь с диспетчером не выходил. Самолет был обнаружен в ходе проведения поисково-спасательных работ в лесном массиве в 50 км северо-восточнее аэродрома Архангельск. В результате аварии самолет получил значительные механические повреждения, экипаж самолета и одиннадцать пассажиров не пострадали, один пассажир получил незначительное телесное повреждение травму плеча.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-84674 (далее - комиссия по расследованию) установлено, что метеорологическую консультацию при проведении предполетной подготовки экипаж самолета получил у дежурного синоптика оперативной синоптической группы аэропорта Архангельск (Васьково) Северного филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета", о чем в журнале прохождения метеорологических консультаций командиром воздушного судна (далее - КВС) сделана соответствующая запись.
Фактическая погода аэродрома Архангельск (Васьково) 8 ноября 2018 г. за 07:30: ветер у земли: тихо; видимость более 10 км; облачность незначительная разорванно-слоистая, высота нижней границы 150 м, значительная высококучевая, слоисто-кучевая, высота нижней границы 780 м; температура воздуха у земли +1°С, температура точки росы +1°С; атмосферное давление 1026 гПа; прогноз на посадку без изменений, атмосферное давление 767 мм рт. ст.
Прогноз по аэродрому Архангельск (Васьково) 8 ноября 2018 г. с 06:00 до 15:00: ветер у земли неустойчивый, 01 м/с; видимость 4000 м; слабая морось, дымка; облачность значительная, высота нижней границы 180 м, временами с 06:00 до 11:00 видимость 500 м, туман; облачность значительная, высота нижней границы 60 м; временами с 11:00 до 15:00 видимость 2100 м; слабый ливневой снег; дымка, облачность значительная, высота нижней границы 120 м, значительная кучево-дождевая, высота нижней границы 390 м.
Полет самолета Ан-2 RA-84674 должен был проходить по площадям N 2 района полетной информации (далее - РПИ) Архангельск и N 3 района Мезень РПИ Архангельск.
Зональный прогноз погоды в формате GAMET 8 ноября 2018 г. сроком действия с 06:00 до 12:00 по площадям N 2-4 РПИ Архангельск ниже эшелона 100:
видимость 3100 м; слабый снег, дымка: локально видимость 500 м; сильный ливневой снег, замерзающий туман в низинах и вдоль побережий;
локально по площадям 2, 3: видимость 500 м, сильная замерзающая морось; облачность сплошная, высота нижней границы 150 м от уровня земли;
локально облачность значительная, высота нижней границы 60 м от уровня земли, частая кучево-дождевая, высота нижней границы 250 м от уровня земли;
обледенение умеренное в облаках, локально по площадям 2, 3 умеренное в облаках и осадках;
турбулентность умеренная в слое от поверхности земли до высоты 900 м.
Метеорологическое обеспечение полета Ан-2 RA-84674 соответствовало требованиям действующих нормативных документов, погода по маршруту полета на момент авиационного происшествия соответствовала прогнозируемой.
Фактическая и прогнозируемая погода по аэродрому вылета и посадки, зональный прогноз погоды по площадям РПИ Архангельск N 2 и N 3 ниже эшелона 100 соответствовали минимуму КВС и характеру выполняемого задания на полет. Обледенение по площадям Архангельск РПИ N 2 и 3 вне облаков не прогнозировалась. Прогноз и фактическая погода позволяли принять решение КВС на выполнение полета по правилам визуальных полетов (далее - ПВП) по маршруту: Васьково - Сояна.
Взлетная масса самолета не превышала 5500 кг, центровка не выходила за ограничения, установленные Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) самолета Ан-2.
Уровень подготовки экипажа самолета соответствовал выполняемому полетному заданию.
Подготовка самолета к вылету, периодическое и оперативное техническое обслуживание (ТО) выполнялись в соответствии с регламентом и техническими условиями по обслуживанию самолета Ан-2 с оформлением необходимой производственно-технической и пономерной документации.
В ходе работ комиссией по расследованию установлено:
После взлета (в 07:22) экипаж самолета по указанию диспетчера занял и сохранял высоту 150 м по давлению аэродрома вылета Архангельск (Васьково) QFE 767 мм рт. ст. QNH 769 мм рт. ст. В горизонтальном полете был установлен режим работы двигателя: n = 1680-1690 об/мин (частота вращения вала двигателя), Рк-720 мм рт. ст. (давление наддува), приборная скорость 170 км/ч.
Для набора высоты 500 м КВС установил режим работы двигателя n = 1800 об/мин, Рк = 800 мм рт. ст., скорость полета по прибору составляла около 160 км/ч, вертикальная скорость набора высоты составляла 2-2.5 м/с. Набор высоты проходил в штатном режиме.
На удалении около 35 км от аэропорта вылета, при пересечении высоты 400 м, на остеклении фонаря кабины стала появляться слабая морось. КВС прекратил набор высоты и для исключения возможного попадания в условия обледенения принял решение на снижение и занял высоту 300 м.
В 07:52 КВС доложил диспетчеру "Архангельск-подход" о пролете рубежа 50 км от Архангельска на высоте 500 м, хотя фактическая высота полета составляла 300 м. Диспетчер проинформировал экипаж самолета о выходе из зоны контролируемого воздушного пространства и перевел на связь с диспетчером "Архангельск-информация".
Как следует из объяснения КВС, обледенение он определил по отложению льда на лобовом стекле фонаря кабины экипажа. С учетом создавшихся условий, КВС принял решение о прекращении полетного задания и возврате на аэродром вылета с докладом диспетчеру. Диспетчер "Архангельск-информация" передал экипажу самолета указание о переходе на связь с "Архангельск-подход", но экипаж самолета на связь с диспетчерами больше не выходил.
Согласно выводам комиссии по расследованию, скорость полета после выполнения разворота на обратный курс снизилась до 150 км/ч. Для поддержания скорости КВС увеличил режим работы двигателя до n = 1760 об/мин, Рк = 800 мм рт. ст. После увеличения режима работы двигателя падение скорости кратковременно прекратилось, но затем скорость полета снова начала уменьшаться, началось снижение самолета с вертикальной скоростью до 2.5 м/с. КВС увеличил режим работы двигателя до номинального n = 2100 об/мин, Рк = 900 мм рт. ст., но несмотря на увеличение режима работы двигателя, скорость полета снизилась до 135 км/ч. В дальнейшем КВС переключил внимание на управление самолетом, а управление двигателем передал второму пилоту.
Второй пилот заметил падение наддува до 720 мм рт. ст. и перевел РУДы двигателя вперед до упора (взлетный режим), однако скорость полета уменьшилась до 120 км/ч, вертикальная скорость снижения продолжала расти. КВС принял решение произвести посадку прямо перед собой.
Посадка самолета была произведена в 07:54 в лесном массиве в 50 км северо-восточнее аэродрома Архангельск.
В соответствии с пунктом 3.33 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128, и пунктом 17.9 Руководства по производству полетов (РПП) авиакомпании АО "2-ой Архангельский ОАО", полет по ПВП должен выполняться вне облаков и при видимости не менее 2000 м.
Наиболее вероятно, при наборе высоты 500 м для полета по маршруту, экипаж допустил попадание самолета в облачность и условия обледенения.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-84674 произошло при выполнении вынужденной посадки на лес, необходимость которой была обусловлена невозможностью продолжения полета из-за влияния обледенения на аэродинамические и тяговые характеристики самолета (невозможностью выдерживать высоту и скорость даже при взлетном режиме работы двигателя).
Способствующим фактором, наиболее вероятно, явилось решение экипажа о наборе высоты более 150 м от уровня земли, где прогнозировалось наличие слоистой облачности и обледенения.".
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-84674 приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 18 августа 2021 г. N 591-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.