В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 г. N 520-р "Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года", письмом Министерства образования и науки России от 26.12.2017 N 07-7657"О направлении методических рекомендаций по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций", в целях осуществления мер, направленных на создании дружественного к ребенку правосудия, администрация Большесосновского муниципального района, постановляет:
1. Создать Муниципальную службу примирения (далее - МСП) при администрации Большесосновского муниципального района.
2. Утвердить прилагаемые:
2.1. Положение о деятельности муниципальной службы примирения при администрации Большесосновского муниципального района;
2.2. Состав муниципальной службы примирения при администрации Большесосновского муниципального района.
3. Признать утратившим силу постановление администрации Большесосновского муниципального района "О создании муниципальной службы примирения при администрации Большесосновского муниципального района" от 07.04.2014 г. N 220-01-07.
4. Опубликовать настоящее постановление в печатном средстве массовой информации "Бюллетень муниципальных правовых актов Большесосновского муниципального района" и разместить в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.bsosnovsky.ru.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя главы администрации Большесосновского муниципального района по социальным вопросам и безопасности Т.К. Бушуеву.
Глава муниципального района - глава администрации Большесосновского муниципального района |
В.А. Бурков |
Положение
о муниципальной службе примирения
(утв. постановлением администрации Большесосновского муниципального района от 29 января 2019 г. N 237)
1. Общие положения
1.1. Муниципальная служба примирения (далее - МСП) является социальной службой, действующей в муниципальном образовании, её участниками являются руководитель МСП (координатор) и специалисты по проведению ВП (ведущие программ примирения).
1.2. Муниципальная служба примирения действует на основании действующего законодательства: Конституции РФ, Федерального закона от 24 июня 1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закон Пермской области от 05.09.2005 N 2441-539 "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".
1.3. Координация деятельности МСП осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав аппарата администрации Большесосновского муниципального района. Работа осуществляется во взаимодействии со всеми ведомствами системы профилактики (определены 120-ФЗ "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних"), в том числе судами общей юрисдикции, мировым судом, органами дознания и следствия органов внутренних дел.
2. Цели и задачи МСП
2.1. Целью деятельности службы примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации конфликтных, криминальных ситуаций через внедрение восстановительных технологий.
2.2. Задачами деятельности службы примирения являются:
2.2.1. Применение восстановительных программ для участников школьных, семейных, конфликтных ситуаций в профилактике детского и семейного неблагополучия:
- рецидивов противоправного поведения несовершеннолетних;
- уходов их дома, бродяжничества несовершеннолетних;
- жестокого обращения с детьми;
- в разрешении семейных конфликтов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.2.1. Обучение участников восстановительных программ методам урегулирования конфликтов.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Принципы деятельности МСП
3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие специалистов обученных ВП в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1.1. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности, а также условия договора участников программы примирения.
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий специалисту службы примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что специалист службы примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение конфликта.
4. Порядок формирования МСП
В состав муниципальной службы примирения входят:
4.1. руководитель МСП, который осуществляет общее руководство деятельностью МСП, организует деятельность, создает условия для работы ведущих восстановительных технологий (далее - ВТ), проводят анализ работы, и ведет мониторинг реализации восстановительных программ с дальнейшей передачей его в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав района (далее - КДН и ЗП);
4.2. координатором организации работы МСП является КДН и ЗП администрации Большесосновского муниципального района;
4.3. ведущий восстановительных технологий - медиатор (педагог - психолог, социальный педагог) осуществляет при получении заявки от координатора работу со случаем с использованием восстановительных процедур, разрабатывает и реализует восстановительные программы, привлекает других специалистов к реализации программы, выдает рекомендации специалистам по завершении программы, отчитывается по результатам программы перед координатором по установленной форме и в установленные сроки, ведет необходимую документацию, участвует в реализации мероприятий по созданию и расширению информационного пространства о восстановительных технологиях, участвует в супервизиях, методических мероприятиях с целью повышения профмастерства;
4.4. методист МСП осуществляет методическое сопровождение ведущих восстановительных программ в районе и служб примирения, участвует в реализации мероприятий по созданию информационного пространства о восстановительных технологиях, участвует в супервизиях.
5. Порядок работы МСП
5.1. МСП может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера из образовательных учреждений, отделение полиции с дислокацией в с. Большая Соснова МО МВД России "Очерский" (далее - ОВД), КДН и ЗП, Большесосновского районного суда Пермского края (далее - суд), других учреждений профилактики, также по личному обращению граждан.
5.2. МСП после получения заявки принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, согласовывая с КДН и ЗП, межведомственным консилиумом специалистов, руководителем МСП.
5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения программы также необходимо согласие родителей (законных представителей).
5.4. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность соответствующие органы внутренних дел, при необходимости производится согласование с администрацией ОУ, где обучается несовершеннолетний.
5.5. Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами проводит специалист МСП.
5.6. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 14 лет, примирительная программа проводится с согласия родителей (законных представителей).
5.7. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков.
5.7.1. Противопоказаниями к проведению восстановительных технологий являются:
5.7.1.1 психические заболевания кого-либо из участников конфликта;
5.7.1.2 возраст участников до 10 лет;
5.7.1.3 алкогольная и/или наркотическая зависимость, за исключением периода стойкой ремиссии.
5.8. Специалист МСП самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае (от 10 до 20 дней).
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты при согласии сторон фиксируются в протоколе о результатах встречи сторон, согласно установленной форме (Приложение N 1).
5.10. По просьбе КДН и ЗП или суда (в ситуациях возмещения ущерба) МСП имеет право предоставить копию примирительного договора и информацию о его выполнении для дополнительной характеристики материалов дела и личности нарушителя.
5.11. Специалисты МСП осуществляют контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несут ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, МСП помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.12. В случае необходимости МСП содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступ к услугам по социальной реабилитации.
5.13. Алгоритм проведения восстановительных программ (Приложение 2).
5.14. Порядок организации, реализации восстановительных программ в Большесосновском районе (Приложение N 3).
6. Организация деятельности МСП
6.1. Администрация учреждения, на котором базируется МСП, предоставляет муниципальной службе примирения помещение для проведения организационно-методической работы и восстановительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы: мебель, оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
6.2. Должностные лица учреждений профилактики (образовательных учреждений, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделение полиции с дислокацией в с. Большая Соснова МО МВД России "Очерский", КДН и ЗП, и др.) оказывают содействие муниципальной службе примирения в распространении информации о деятельности службы среди своих клиентов.
6.3. Муниципальная служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов учреждений профилактики с целью организации реабилитационного пространства пострадавшей стороне.
6.4. КДН и ЗП оказывает содействие муниципальной службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями по внедрению ВТ.
6.5. В случае если программа примирения проводилась с несовершеннолетним, в отношении которого возбуждено уголовное дело, КДН и ЗП может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иные документы, дополнительно характеризующие личность обвиняемого, подтверждающего добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся постановлением администрации Большесосновского муниципального района.
7.3. Ежегодно формируется План работы МСП, который утверждается руководителем МСП.
Приложение 1
к Положению
о муниципальной службе примирения
Протокол
о результатах встречи сторон
Ф.И.О. правонарушителя___________________________________________________
Ф.И.О. потерпевшего(ей) _________________________________________________
Обвинение предъявлено по статье____________________ Уголовного кодекса РФ.
Дата правонарушения _____________________________________________________
Фабула преступления, правонарушения:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Позиция правонарушителя: ________________________________________________
_________________________________________________________________________
Позиция потерпевшего: ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Стороны договорились о следующем/не договорились (причина): ____________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дальнейшие намерения:
Был поставлен вопрос: "Как сделать, чтобы подобное не повторилось?"
участники встречи высказали по этому поводу следующее:
_________________________________________________________________________
Примечания_______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Организация дальнейших встреч
Участники высказали по поводу необходимости дальнейших встреч
следующее:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата____________________
Подписи участников:
Правонарушитель______________________ Потерпевший _____________________
Законный представитель ______________ Законный представитель __________
Ведущий восстановительной программы _____________________________________
Приложение 2
к Положению
о муниципальной службе примирения
Алгоритм
проведения восстановительных программ
1. Предварительный этап
1.1. Сбор информации
1.2. Выбор типа программы
2. Работа с "нарушителем"
2.1. Договориться о личной встрече
2.2. Предварительная встреча
3. Работа с "пострадавшим"
3.1. Договориться о личной встрече
3.2. Предварительная встреча
4. Примирительная встреча конфликтующих сторон
5. Заключение договора и выяснение условий выполнения договора (если согласны обе стороны)
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Приложение 2
к Положению
о муниципальной службе примирения
По-видимому, в грифе приложения допущена опечатка. Имеется в виду "Приложение 3"
Порядок
организации, реализации восстановительных программ в Большесосновском муниципальном районе
1. Выявление ситуации и организация работы
1.1. Выявление ситуаций на уровне комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН и ЗП) организация работы со случаем:
1.1.1. В КДН и ЗП поступает информация, документы (заявки) из органов внутренних дел, суда, различных субъектов системы профилактики, образовательных учреждений, от граждан;
1.1.2. Специалист КДН и ЗП, выполняющий функции координатора реализации муниципальной модели, анализирует документы, полученную информацию;
1.1.3. Координатор МСП отбирает дела, информацию, если в ситуации имеет место конфликт и ситуация соответствует критериям отбора случаев для работы с использованием восстановительных программ;
1.1.4. Координатор МСП определяет по категории участников ситуации и по сложности случая службу, реализующую восстановительные программы:
- ситуации, участниками которой являются субъекты образовательного процесса образовательных учреждений, в котором работает Школьная служба примирения (далее - ШСП), направляются в ШСП;
- ситуации, участниками которых являются дети, семьи, находящиеся в социально опасном положении, направляются специалисту по координации ИПР;
другие ситуации, а также особо сложные случаи из выше перечисленных ситуаций, должны быть направлены в Муниципальную службу примирения (далее - МСП). Заявки из суда также направляются в МСП.
Восстановительные технологии не могут проводиться с лицами, употребляющими наркотические вещества, с лицами, имеющими психические заболевания.
1.1.5. Координатор МСП оформляет заявку на организацию работы по ситуации с использованием восстановительных процедур и направляет заявку с имеющейся информацией руководителю МСП.
1.1.6 Координатор МСП, получивший заявку, передает ее и информацию ведущему восстановительных программ.
1.2. Выявление на уровне учреждения и организация работы со случаем:
1.2.1. Координатору в учреждении (в службе примирения) поступают заявки из КДН и ЗП, от учреждений системы профилактики, органов внутренних дел, от граждан.
1.2.2. Координатор анализирует полученную информацию.
1.2.3. В случае, если ситуация больше соответствует критериям отбора случаев для работы других служб примирения, координатор передает заявку в другую службу примирения (в соответствии с категорией участников ситуации и сложности случая).
1.2.4. Координатор определяет по категории участников ситуации и по сложности случая возможного ведущего восстановительной программы в своем учреждении и передает информацию ведущему восстановительных программ.
2. Реализация восстановительной программы.
2.1. Ведущий собирает дополнительную информацию о ситуации, выбирает тип восстановительной программы.
2.2. Ведущий реализует восстановительную программу.
2.3. При реализации программы ведущий может взаимодействовать и привлекать специалистов, осуществляющих сопровождение данных клиентов.
2.4. Выдает рекомендации специалистам, работающим с клиентами по завершении программы.
3. Контроль и мониторинг реализации восстановительных процедур.
3.1 Ведущий восстановительных программ отчитывается по установленной форме перед координатором службы примирения по результатам работы со случаем: по завершении реализации программы (итоговый отчет); в установленный в заявке срок (если программа не завершена, готовится промежуточный отчет).
3.2. Координатор ведет учет и контроль реализации восстановительных процедур в учреждении в соответствии с выданными ведущим восстановительным программ заявками и принятыми отчетами, направляет результаты проведения программ в КДН и ЗП, суд (ответ на заявку).
3.3. Координатор КДН и ЗП ведет учет и контроль реализации восстановительных процедур в учреждении в соответствии с выданными координаторам заявками и принятыми отчетами.
3.4. Координатор службы ведет мониторинг реализации восстановительных программ ежемесячно до 01 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
4. Функционал специалистов, реализующих модель реализации восстановительных процедур
4.1. Функционал координатора КДН и ЗП:
4.1.1. Координатор КДН и ЗП организует порядок реализации восстановительных процедур в районе и информирует членов КДН и ЗП, специалистов учреждений и ведомств о реализации восстановительных процедур в районе, о порядке организации работы со случаем с использованием восстановительных программ.
4.1.2. Анализирует документы, информацию, поступающие в КДН и ЗП от всех субъектов профилактики, граждан, в которых имеет место конфликт и ситуация соответствует критериям отбора случаев для работы с использованием восстановительных программ.
4.1.3. Формирует заявки в службы примирения на организацию работы со случаем с использованием восстановительной программы и определяет службу, реализующую восстановительные программы, в зависимости от категории участников ситуации и сложности случая.
4.1.4. Передает заявки и имеющуюся информацию по ситуации координатору ШСП.
4.1.5. Содействует ведущему программы в сборе информации, в реализации программы, если это требуется, со стороны различных учреждений и ведомств.
4.1.6. Осуществляет контроль реализации восстановительных процедур в учреждениях, реализующих восстановительные программы в соответствии с выданными координаторам заявками и принятыми отчетами.
4.1.7. Ведет единый мониторинг реализации программ в районе.
4.1.8. Осуществляет контроль реализации мероприятий по созданию и расширению информационного пространства о восстановительных технологиях в районе.
4.1.9. Может принимать участие в супервизиях.
4.2. Функционал координатора реализации восстановительных программ в учреждении (службе примирения):
4.2.1. Организует порядок реализации восстановительных процедур в учреждении и информирует специалистов учреждения о реализации восстановительных процедур, о порядке организации работы со случаем с использованием восстановительных программ.
4.2.2. Осуществляет прием заявок от КДН и ЗП, других служб примирения, информации от специалистов учреждений на организацию работы со случаем с использованием восстановительных программ и анализирует поступившую информацию.
4.2.3. Передает заявки в другую службу примирения, если ситуация не может быть решена силами местной службы, или ситуация соответствует критериям работы другой службы примирения.
4.2.4. Определяет ведущего программы по категории участников ситуации, по сложности случая, учитывая загруженность специалиста в данное время, если ситуация соответствует критериям работы данной службы примирения. Передает ведущему заявку на проведение восстановительной программы и имеющуюся информацию по ситуации.
4.2.5. Содействует ведущему в сборе информации, реализации программы.
4.2.6. Осуществляет контроль за реализацией программы.
4.2.7. Ведет отчетность по реализации программ восстановительного правосудия в учреждении (службе примирения) и мониторинг реализации программ в учреждении, передает данные мониторинга в КДН и ЗП.
4.2.8. Предоставляет отчетность в КДН и ЗП о реализации программ в учреждении.
4.2.9. Организует и участвует в реализации мероприятий по созданию и расширению информационного пространства о восстановительных технологиях.
4.2.10. Участвует в районных мероприятиях, имеющих задачи по внедрению муниципальной модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений.
4.3 Функции ведущего восстановительных программ:
4.3.1. После получения заявки от координатора на работу со случаем с использованием восстановительных процедур, определяет тип восстановительной программы и реализует программу.
4.3.2. Взаимодействует и привлекает специалистов, осуществляющих сопровождение данных клиентов к реализации программы.
4.3.3. Выдает рекомендации специалистам по завершении программы.
4.3.4. Отчитывается о результатах реализации программ перед координатором в установленные сроки.
4.3.5. Ведет необходимую документацию по работе со случаем.
4.3.6. Участвует в реализации мероприятий по созданию и расширению информационного пространства о восстановительных технологиях.
4.3.7. Участвует в супервизиях, методических мероприятиях с целью повышения профессионального мастерства в восстановительных технологиях.
Состав
муниципальной службы примирения при администрации Большесосновского муниципального района
(утв. постановлением администрации Большесосновского муниципального района от 29 января 2019 г. N 237)
Кустова Е.В. - заведующая отделом качества образовательных учреждений управления развития образования администрации Большесосновского муниципального района, руководитель МСП;
Поносова Н.Ю. - главный специалист по координации ИПК, член КДН и ЗП, координатор организации работы МСП;
Бушуева Д.А. - методист по воспитательной работе управления развития образования администрации Большесосновского муниципального района, ведущий восстановительных технологий;
Паклина В.П. - педагог психолог МБОУ "Большесосновская СОШ", член КДН и ЗП, психолог МСП;
Баклушина Г.Ю. - социальный педагог МБОУ "Большесосновская СОШ", социальный педагог МСП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 29 января 2019 г. N 237 "О создании муниципальной службы примирения при администрации Большесосновского муниципального района"
Вступает в силу с 29 января 2019 г.
Текст постановления опубликован не был