Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков - членов АРБ по вопросу о возможности оперативного получения актуальных сведений о состоянии гражданина в браке, о ранее выданных паспортах и др.
16 июля 2021 года вступили в силу внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 года N 1205 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1205) изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (далее - Постановление N 828).
Постановлением N 1205 были внесены изменения в пункт 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением N 828, согласно которым отметки о регистрации и расторжении брака, о ранее выданных паспортах и некоторых других фактах производятся уполномоченными лицами в паспорте только по желанию гражданина.
Таким образом, исключение обязанности по указанию в паспорте гражданина Российской Федерации информации о заключении/расторжении брака, раннее выданных паспортах 1 и некоторых других фактах влечет невозможность при ознакомлении с паспортом физического лица достоверно установить в т.ч. факт нахождения гражданина в браке (как по состоянию на текущий момент, так и по состоянию на определенную дату в прошлом), а также факт замены паспорта и, как следствие, например, возможной смены фамилии и/или имени, и/или отчества 2.
При этом у физических лиц в ряде случаев возникает необходимость предоставлять соответствующую информацию в банки для заключения сделок/возможности оказания им услуг 3. Её отсутствие приводит к возникновению сложностей в обслуживании физических лиц, бремя разрешения которых прежде всего ложится на самих граждан.
Следует отметить, что даже те физические лица, которые изъявляют желание проставить вышеуказанные отметки в паспорте, попадают в ситуацию возникновения сложностей в подтверждении соответствующих фактов. 4
Также проставленные до вступления в силу изменений, внесенных Постановлением N 1205, рассматриваемые отметки в паспорте гражданина тоже требуют дополнительного подтверждения соответствующих фактов. 5
Особое беспокойство вызывают риски, связанные с оспариванием ипотечных сделок.
Согласно пункту 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Банки, как правило, запрашивают в отношении залогодателей - физических лиц паспорт гражданина Российской Федерации в т.ч. для установления семейного положения залогодателя с целью определения необходимости предоставления согласия супруга залогодателя на передачу в залог в пользу банка недвижимого имущества, если имущество было приобретено в период брака.
Поскольку в настоящий момент проставление соответствующей отметки в паспорте не является обязательным, у банков значительно увеличиваются риски оспаривания сделок по залогу недвижимого имущества, т.к. залогодателем могут быть умышленно не предоставлены достоверные сведения о регистрации/расторжении брака, что в будущем может повлечь признание договора залога недействительным (кредит станет не обеспеченным).
Единственным юридически значимым документом, минимизирующим риски оспаривания в т.ч. рассматриваемых залоговых сделок, является справка органов записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГСа), содержащая сведения о регистрации/расторжении брака.
При этом сложилась ситуация, в рамках которой банки, с одной стороны, например, всех потенциальных заемщиков/продавцов недвижимого имущества вынуждены направлять в органы ЗАГСа за получением соответствующих справок о наличии/отсутствии государственной регистрации брака на момент приобретения ими имущества (в прошлом) или на текущий момент, а, с другой стороны, банки отмечают, что, как следует со слов их клиентов/потенциальных клиентов/продавцов недвижимости/залогодателей (далее - клиенты банка), органы ЗАГСа выдают справки, подтверждающие только лишь факт регистрации брака/расторжения брака в данном органе ЗАГСа, что не дает возможности клиентам банка, которые, например, ранее заключили и/или расторгли брак в одном городе, проживая в нем, получить соответствующую справку в органах ЗАГСа другого города, являющегося их местом жительства в настоящее время.
Более того, представляемые клиентами банка справки, например, о нахождении в браке, полученные путем обращения в многофункциональные центры, не являются информативными, поскольку не содержат информации обо всех заключенных и расторгнутых браках за определенный период (отсутствуют даты регистрации и расторжения брака за определенный период). 6
Таким образом, в настоящий момент создалась непростая ситуация, связанная с невозможностью оперативного подтверждения гражданами сведений, информация о которых до вступления в силу Постановления N 1205 в обязательном порядке указывалась в паспорте гражданина Российской Федерации (и, соответственно, подтверждалась путем предъявления паспорта). Нужно отметить, что создавшаяся ситуация также повлекла для кредитных организаций рост операционных расходов, связанных с изменениями в подготовке в том числе кредитных/ипотечных сделок, которые, к сожалению, они будут вынуждены компенсировать и через повышение стоимости банковских продуктов, предлагаемых физическим лицам.
На наш взгляд, выходом из создавшегося положения может быть предоставление физическим лицам возможности получения из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС)/ с Единого портала государственных и муниципальных услуг/ из личного кабинета налогоплательщика выписок/ справок с использованием усиленной квалифицированной подписи соответствующего уполномоченного лица для их предоставления по требованию третьих лиц, в т.ч. банков:
- о наличии или отсутствии государственной регистрации брака на момент приобретения ими имущества (в прошлом (в дату заключения соответствующей сделки));
- о наличии или отсутствии государственной регистрации брака в настоящий момент;
- о ранее выданных паспортах; 7
- о фактах смены Ф.И.О.; 8
- о наличии (отсутствии) детей.
Следует отметить, что получение гражданами информации с Единого портала государственных и муниципальных услуг позволяет в настоящий момент только "выгрузить" запрашиваемые документы (например, свидетельство о браке) в личный кабинет физического лица, что дает возможность подтвердить лишь существование/легитимность данного документа и засвидетельствовать факт, в подтверждение которого был выдан документ (на дату его выдачи), но не позволяет установить на текущий момент существование факта, подтвержденного соответствующим документом. 9
Представляется, что для граждан, не имеющих возможности пользоваться указанными ресурсами/порталами/информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет", должна быть организована выдача указанных выписок/справок органами ЗАГСа по месту обращения физического лица (независимо от его места жительства в текущем моменте), предусматривающая предоставление сведений из единой базы данных по всей России.
Также, принимая во внимание материальное положение преимущественной части граждан в непростой экономический период 10, полагаем целесообразным рассмотреть возможность предоставления данных выписок/справок на безвозмездной основе полностью или частично (например, в отношении определенного количества запросов в определенный временной период или в отношении определенных сведений), чтобы инициатива государства, направленная на оптимизацию процессов, связанных с получением и оформлением гражданами документов, не могла расцениваться в качестве инициативы, направленной в большей степени на принуждение граждан к потреблению платных услуг. 11
В связи с вышеизложенным просим Вас, уважаемый Константин Анатольевич, высказать позицию Министерства юстиции Российской Федерации о вышеуказанном предложении банковского сообщества, касающемся предоставления физическим лицам возможности получения из ЕГР ЗАГС/ с Единого портала государственных и муниципальных услуг/ из личного кабинета налогоплательщика и органов ЗАГСа выписок/ справок для их предоставления по требованию третьих лиц, в т.ч. банков:
- о наличии или отсутствии государственной регистрации брака на момент приобретения ими имущества (в прошлом (в дату заключения соответствующей сделки));
- о наличии или отсутствии государственной регистрации брака в настоящий момент;
- о ранее выданных паспортах;
- о фактах смены Ф.И.О.;
- о наличии (отсутствии) детей.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Министерством юстиции Российской Федерации по вопросам применения действующего законодательства.
Письмо аналогичного содержания направлено в адрес Министерства финансов Российской Федерации.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
------------------------------
1 Данная отметка была основным индикатором возможной смены гражданином фамилии (банкам предпочтительно обладать данной информацией для анализа данных о выданных кредитах/ имеющихся задолженностях, наличии арестов имущества, исполнительных производств, делах о банкротстве).
2 Отсутствие информации об отметках о ранее выданных паспортах также может осложнить поверку потенциального заемщика по данным бюро кредитных историй, так как не будет "связки" с данными о старом паспорте.
3 Например, при анализе вопроса о необходимости предоставления согласия супруга потенциального заемщика на заключение договора ипотеки, продажу недвижимости; проверке факта получения гражданином материнского (семейного) капитала и, соответственно, возникновения у него обязательства наделить долями в нем своего супруга и детей; проверке доверенностей (если в доверенности указаны реквизиты паспорта, отличные от тех, которые имеются в распоряжении лица, которому предъявлена доверенность).
4 Например, в случае, если гражданин никогда не состоял в браке и отметка о заключении брака, соответственно, отсутствует в его паспорте, ему все равно придется доказывать этот факт (ранее этого делать не нужно было, поскольку отметка о заключении брака была обязательной).
5 В настоящее время (после вступления в силу изменений, внесенных Постановлением N 1205) наличие в паспорте отметки о заключении брака или о его расторжении может достоверно говорить только о том, что заемщик когда-то был в браке/разведен, но его семейное положение в настоящий момент неизвестно (т.е. ничем не подтверждено).
6 Иногда это может быть достаточно длительный период времени (имущество могло приобретаться достаточно давно).
7 Возможно, необходима проработка данного вопроса совместно с МВД России.
8 Возможно, необходима проработка данного вопроса совместно с МВД России.
9 С момента выдачи документа могли произойти соответствующие изменения, поэтому получение выписок/ справок (а не копий/изображений документов), содержащих сведения о текущем состоянии подтвержденного документом факта (например, факта нахождения в браке), наиболее целесообразно для физического лица и третьих лиц, по запросу которых он предоставляет данные сведения.
Представляется, что справка/ выписка должна предусматривать уникальную последовательность символов, с помощью которых можно было бы легко проверить подлинность справки/ выписки, которую гражданин согласно своему запросу после получения направляет, например, в банк по согласованному каналу связи.
Также может быть оптимальным механизм, при котором запрос может формироваться третьим лицом, а гражданин дает подтверждение/согласие третьему лицу (в т.ч. банку) на получение соответствующей информации.
10 Представляется, что преимущественной целью предоставления рассматриваемых документов будет заключение ипотечных/кредитных сделок.
11 Как было указано выше, даже те физические лица, которые изъявляют желание проставить вышеуказанные отметки в паспорте, попадают в ситуацию возникновения сложностей в подтверждении соответствующих фактов; и проставленные до вступления в силу изменений, внесенных Постановлением N 1205, рассматриваемые отметки в паспорте гражданина тоже требуют дополнительного подтверждения соответствующих фактов (т.е. путем получения на платной основе соответствующей справки в органах ЗАГСа).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 16 августа 2021 г. N А-01/5-233 "О возможности получения актуальных сведений о состоянии гражданина в браке, расторжении брака, смене фамилии и иных"
Текст письма опубликован не был