1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения Всероссийского профессионального конкурса "Директор года России" (далее - Порядок, Конкурс), учредителем которого является Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Учредитель), разработан в соответствии с Положением о Всероссийском профессиональном конкурсе "Директор года России" (приказ Минпросвещения России от 14.07.2021 N 463).
1.2. Настоящий Порядок определяет сроки и место проведения Конкурса, перечень документов и материалов, представляемых для участия в Конкурсе; структуру, формат проведения и критерии оценки конкурсных испытаний; требования к формированию жюри и счетной комиссии Конкурса; порядок определения и награждения победителей Конкурса, а также условия финансирования Конкурса.
1.3. Всероссийский профессиональный конкурс "Директор года России" проводится с целью:
распространения инновационного педагогического и управленческого опыта в соответствии с современными тенденциями развития российского образования, отраженными в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации";
популяризации педагогической профессии, привлечения внимания общественности к социально значимым проектам в области образования, демонстрации ресурсов и достижений системы образования.
1.4. Девиз Конкурса "От идеи - к действиям".
1.5. Для организационно-методического сопровождения Конкурса создается Организационный комитет (далее - Оргкомитет). Состав Оргкомитета Конкурса утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.
1.6. Организационно-техническое сопровождение Конкурса осуществляет Оператор Конкурса - федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования" (далее - Оператор).
1.7. Сроки проведения Конкурса:
отборочный (заочный) этап - с 13 по 19 сентября 2021 года;
основной (очный) этап - с 5 по 10 октября 2021 года.
Место проведения основного очного этапа Конкурса 2021 года - Московская область.
1.8. Информация о Конкурсе размещается на официальном сайте Конкурса (далее - сайт Конкурса) http://директор-года.рф, сайте Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru.
1.9. Для участников Конкурса проводится установочный вебинар.
2. Условия участия, требования к документам и материалам
2.1. Участниками Конкурса являются руководители образовательных организаций общего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм, являющиеся гражданами Российской Федерации, со стажем работы в качестве директора не менее 3 лет.
2.2. Принять участие в Конкурсе может любой руководитель общеобразовательной организации, соответствующий конкурсным требованиям.
2.3. Для участия в Конкурсе необходимо в период с 30 августа по 12 сентября 2021 года пройти регистрацию на сайте Конкурса, получить доступ в личный кабинет участника, сформировать электронное портфолио и прикрепить следующие документы:
справка с места работы;
заявление участника Конкурса (приложение 1);
согласие участника Конкурса на обработку персональных данных (приложение 2);
скан-копия паспорта участника (первый разворот и страница с отметкой о регистрации);
скан-копия трудовой книжки участника (первый разворот и страница с информацией об актуальном месте работы);
фотография в вертикальном формате (формат файла: jpg или png, размер фотографии до 10 Мб);
электронное портфолио (приложение 3).
2.4. По завершении технической проверки документов и материалов, указанных в п. 2.3. настоящего Порядка, Оператор формирует списочный состав участников отборочного этапа Конкурса.
2.5. Не подлежат рассмотрению документы, подготовленные с нарушением требований к оформлению.
3. Структура конкурсных испытаний, формат, регламент их проведения, порядок и критерии оценки
3.1. Конкурс проходит в два этапа. Первый этап - отборочный, состоит из двух туров.
3.1.1. Первый тур отборочного этапа проводится в форме онлайн-тестирования.
Для всех зарегистрировавшихся участников предоставляется интернет-ссылка на ресурс тестирования.
Время на прохождение тестирования - 1 час.
Оценивание осуществляется в автоматическом режиме на платформе проведения тестирования. Максимальное количество баллов, которое может набрать конкурсант по результатам тестирования, - 40.
3.1.2. Второй тур отборочного этапа предусматривает проверку сведений, предоставленных конкурсантом в электронном портфолио в разделе "Достижения". По каждой из позиций раздела электронного портфолио конкурсанту присваиваются баллы, при этом для каждой позиции учитывается только одно достижение. Максимальное количество баллов, которое может набрать конкурсант за электронное портфолио, - 20.
Проверку сведений, предоставленных конкурсантом в электронном портфолио, осуществляет Оператор Конкурса.
3.2. Основной этап Конкурса включает три тура.
Конкурсные испытания очных туров транслируются на сайте Конкурса.
3.3. Первый тур включает одно конкурсное испытание - "Формула успеха". В конкурсном испытании принимают участие не более 30 конкурсантов, списочный состав которых определяется по результатам отборочного этапа.
Второй тур включает одно конкурсное испытание - "Стратегическое решение". В конкурсном испытании второго тура принимают участие не более 10 конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по итогам первого тура.
Третий тур включает два конкурсных испытания - "Педагогический совет" и "Пресс-конференция "Вопрос директору года". В конкурсных испытаниях третьего тура принимают участие 5 конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по итогам первого и второго туров.
3.4. Первый тур. Конкурсное испытание "Формула успеха"
Цель конкурсного испытания: демонстрация конкурсантом эффективных управленческих решений из собственного опыта руководства общеобразовательной организацией.
Формат конкурсного испытания.
Конкурсное испытание состоит из двух этапов.
Первый этап - демонстрация конкурсантом подготовленного видеоролика "Визитная карточка директора". Видеоролик может демонстрировать результаты и профессионально-личностные ориентиры управленческой деятельности конкурсанта; мотивы участия и ожидания от участия в конкурсе и проч. Тема видеоролика определяется конкурсантом самостоятельно.
Технические требования к видеоролику: разрешение видео: 1920х1080; горизонтальная съемка; 25 кадров в секунду; пропорции видео: 16:9. Видеоролик должен содержать информационную заставку с указанием субъекта Российской Федерации, населенного пункта, наименования общеобразовательной организации, ФИО конкурсанта, темы видеоролика.
Продолжительность видеоролика - не более 3 минут.
Второй этап - выступление на выбранную тему в формате TED. Выступление может содержать информацию по следующим вопросам: основополагающие качества и компетенции современного директора школы; достижения общеобразовательной организации под руководством конкурсанта; описание реализованного управленческого или социального авторского проекта и проч.
Выступление конкурсанта может сопровождаться мультимедийной презентацией.
Тема выступления определяется участником самостоятельно.
Очередность выступления участников определяется жеребьевкой.
Регламент конкурсного испытания: демонстрация видеоролика - 3 минуты, выступление участника - 10 минут, ответы на вопросы экспертов - до 7 минут.
Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания осуществляется экспертами в очном режиме по каждому этапу отдельно. Оценивание производится по семи критериям, каждый критерий раскрывается через совокупность показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов - "показатель не проявлен", 1 балл - "показатель проявлен частично", 2 балла - "показатель проявлен в полной мере".
Максимальная оценка за конкурсное испытание "Формула успеха" - 70 баллов.
Критерии оценки первого этапа: полнота раскрытия заявленной темы; информационная насыщенность и содержательность; качество представления информации и нестандартный подход к выполнению конкурсного задания.
Критерии оценки второго этапа: обоснованность и результативность представленного опыта; коммуникативная и речевая культура; качество представления информации (соответствие заявленному формату); рефлексивная культура.
3.5. Второй тур. Конкурсное испытание "Стратегическое решение"
Цель конкурсного испытания: демонстрация участниками Конкурса компетенций в области стратегического проектирования в условиях взаимодействия с управленческим составом своей образовательной организации.
Формат конкурсного испытания: разработка конкурсантами совместно с управленческим составом своей школы проекта/стартапа на основе материалов, представленных в кейсе. Работа над проектом/стартапом осуществляется конкурсантом и управленческим составом его школы в режиме видео-конференц-связи. Презентацию проекта конкурсант проводит индивидуально. Очередность выступления конкурсантов определяется жеребьевкой.
Регламент конкурсного испытания: представление материалов кейса - 15 минут; разработка проекта/стартапа совместно с управленческим составом и подготовка презентации - 3 часа; презентация проекта - до 10 минут (на одного конкурсанта); ответы на вопросы экспертов - до 10 минут (на одного конкурсанта).
Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания осуществляется в очном режиме. Оценивание производится по трем критериям, каждый критерий раскрывается через совокупность показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов - "показатель не проявлен", 1 балл - "показатель проявлен частично", 2 балла - "показатель проявлен в полной мере".
Максимальная оценка за конкурсное испытание "Стратегическое решение" - 30 баллов.
Критерии оценки конкурсного испытания: качественные характеристики разработанного проекта/стартапа; качественные характеристики презентации (защиты) проекта/стартапа; профессионально-личностные качества конкурсанта.
3.6. Третий тур
3.6.1. Конкурсное испытание "Педагогический совет"
Цель конкурсного испытания - демонстрация конкурсантом профессиональных компетенций в области конструктивного взаимодействия с педагогическим коллективом.
Формат конкурсного испытания: проведение педагогического совета в общеобразовательной организации. Конкурсное испытание проводится в общеобразовательной организации, утвержденной Оргкомитетом в качестве площадки проведения. Представитель администрации общеобразовательной организации проводит презентацию, в ходе которой конкурсанты получают представление о структуре, педагогическом составе, приоритетных направлениях и специфике образовательной деятельности, ресурсах и проч. Тему, содержание и форму педагогического совета конкурсант определяет самостоятельно по итогам презентации образовательной организации. Фокус-группы учителей - участников педагогического совета - формируются из представителей педагогического коллектива данной общеобразовательной организации. Каждый участник проводит конкурсное испытание со своей фокус-группой. Последовательность выступлений участников определяется жеребьевкой.
Регламент проведения конкурсного испытания: проведение педагогического совета - 30 минут, самоанализ, ответы на вопросы членов жюри - 10 минут.
Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания осуществляется в очном режиме. Оценивание производится по пяти критериям, каждый критерий раскрывается через совокупность показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов - "показатель не проявлен", 1 балл - "показатель проявлен частично", 2 балла - "показатель проявлен в полной мере".
Максимальная оценка за конкурсное испытание "Педагогический совет" - 50 баллов.
Критерии оценки конкурсного испытания: постановка цели педагогического совета и его результативность; обоснованность и актуальность выбора темы педагогического совета; организация конструктивного профессионального взаимодействия; организационная, информационная и речевая культура; рефлексивная культура.
3.6.2. Конкурсное испытание "Пресс-конференция "Вопрос директору года"
Цель конкурсного испытания: демонстрация способности конкурсантов к конструктивному диалогу со всеми участниками образовательных отношений и представителями общественности по актуальным вопросам развития образования.
Формат конкурсного испытания: пресс-конференция, в ходе которой конкурсанты отвечают на вопросы, полученные через сайт Конкурса от представителей родительской, ученической, педагогической общественности, видных деятелей науки, культуры, политики и проч.
Конкурсное испытание проводится на площадке, утвержденной Оргкомитетом, с участием представителей прессы и профессионально-общественной аудитории (представителей педагогической и родительской общественности, обучающихся, студентов педагогических вузов). Вопросы выпадают рандомно, регламентируются модератором. Все участники отвечают на равное количество вопросов.
Регламент конкурсного испытания: 60 минут.
Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания осуществляется экспертами в очном режиме. Оценивание производится по трем критериям, каждый критерий раскрывается через показатели. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов - "показатель не проявлен", 1 балл - "показатель проявлен частично", 2 балла - "показатель проявлен в полной мере".
Максимальная оценка за конкурсное испытание - 30 баллов.
Критерии оценки конкурсного испытания: ценностные основания, аргументированность и конструктивность профессионально-личностной позиции; масштабность и нестандартность управленческого мышления; коммуникативная культура и грамотность речи.
4. Жюри и счетная комиссия Конкурса
4.1. Для оценивания конкурсных испытаний формируется жюри Конкурса. Состав жюри утверждается Оргкомитетом.
4.2. В состав жюри входят:
действующие директора общеобразовательных организаций;
представители организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, реализующих программы подготовки и переподготовки управленческих кадров;
представители органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования;
представители попечительских советов, родительской общественности, общественных ассоциаций и фондов, средств массовой информации.
4.3. Основаниями для включения экспертов в состав жюри являются:
4.3.1. для экспертов из числа представителей профессионального сообщества:
работа в настоящее время в образовательной организации общего образования, в образовательной организации высшего образования, осуществляющей подготовку специалистов в области государственного и муниципального управления; в образовательной организации дополнительного профессионального образования, реализующей программы профессиональной переподготовки в области менеджмента в образовании;
опыт участия в деятельности профессиональных ассоциаций и органов власти;
опыт экспертной деятельности в сфере образования и/или управления образованием;
опыт научно-исследовательской и/или научно-методической деятельности;
победа в профессиональных конкурсах;
наличие почетных званий и наград в сфере образования.
4.3.2. для экспертов из числа представителей общественности:
участие в настоящее время в ассоциациях, деятельность которых связана со сферой образования, в управляющих советах, попечительских советах и/или родительских комитетах общеобразовательных организаций;
работа в настоящее время в общественных организациях и фондах, чья деятельность связана с образованием, в средствах массовой информации, освещающих образовательную тематику.
4.4. Состав жюри из числа представителей профессионального сообщества формируется на основании предложений по кандидатурам от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и Учредителя Конкурса.
Состав жюри из числа представителей общественности формируется на основании предложений по кандидатурам от Учредителя Конкурса, средств массовой информации и общественных организаций, а также органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования, субъекта Российской Федерации, на территории которого проводятся очные туры Конкурса.
4.5. Профилактика конфликта интересов в процессе работы жюри Конкурса осуществляется следующим образом:
каждый член жюри имеет один голос и правомочен принимать решения по каждому конкретному вопросу оценивания самостоятельно в рамках своей компетенции и полномочий;
не допускается делегирование экспертом своих полномочий по оцениванию другим экспертам.
4.6. Для членов жюри и резерва кандидатов в состав жюри проводятся инструктивно-обучающие вебинары, перед началом первого очного тура проводится установочный семинар.
4.7. Для организации подсчета баллов, начисленных участникам Конкурса по итогам конкурсных испытаний, подготовки сводных оценочных ведомостей и осуществления контроля за проведением жеребьевок и соблюдением конкурсных процедур создается счетная комиссия, состав которой утверждается Оргкомитетом.
4.8. В состав счетной комиссии входят четыре человека: один представитель - от Учредителя, один представитель - от субъекта Российской Федерации, на территории которого проводятся конкурсные испытания очных туров (по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования), один представитель - от Оператора Конкурса, один представитель - от профессионального сообщества.
5. Порядок отборочных процедур и определения победителей
5.1. Баллы, полученные конкурсантом в первом и втором турах отборочного этапа, суммируются.
По результатам двух туров отборочного этапа формируются два независимых рейтинговых списка участников (выборка участников происходит в соответствии с рейтинговой таблицей от большего к меньшему результату): рейтинговый список директоров сельских школ и рейтинговый список директоров городских школ. Рейтинговые списки заверяются членами счетной комиссии.
Состав участников основного этапа определяется на основании рейтинговых списков в соответствии с квотой. Квота (число участников основного этапа от каждого из рейтинговых списков) определяется путем деления количества участников каждого рейтингового списка на общее число конкурсантов, прошедших тестирование, и умножения полученного числа на 30.
В случае если значение квоты меньше единицы, то в списочный состав участников основного этапа входит участник, набравший максимальное количество баллов в соответствующем рейтинге.
Списочный состав основного этапа в количестве 30 участников утверждается Оргкомитетом Конкурса не позднее 22 сентября 2021 года.
Баллы, полученные участниками основного этапа за отборочный этап, обнуляются.
5.2. По итогам первого тура основного этапа для каждого конкурсанта рассчитывается оценка, представляющая собой среднее арифметическое оценок, полученных за конкурсное испытание.
По итогам второго тура основного этапа для каждого конкурсанта рассчитывается оценка, представляющая собой среднее арифметическое оценок, полученных за конкурсное испытание.
По итогам третьего тура основного этапа для каждого конкурсанта рассчитывается оценка, представляющая собой сумму средних арифметических оценок, полученных за конкурсные испытания.
5.3. Десять конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по результатам первого тура основного этапа, объявляются лауреатами Всероссийского профессионального конкурса "Директор года России" и становятся участниками второго тура.
Пять конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по результатам второго тура основного этапа, объявляются призерами Всероссийского профессионального конкурса "Директор года России" и становятся участниками третьего тура.
Участник, набравший наибольшее количество баллов по результатам третьего тура основного этапа, объявляется победителем Всероссийского профессионального конкурса "Директор года России".
5.4. Учредитель и партнеры Конкурса вправе установить дополнительные формы поощрения для участников.
6. Финансирование Конкурса
6.1. Финансирование проведения Конкурса осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования, при софинансировании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, на территории которого проводятся очные туры Конкурса.
6.2. Направление участников и членов жюри на все очные мероприятия Конкурса осуществляется за счет средств направляющей организации.
6.3. Для проведения Конкурса допускается привлечение внебюджетных и спонсорских средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок проведения Всероссийского профессионального конкурса "Директор года России" в 2021 году (утв. Оргкомитетом Всероссийского профессионального конкурса "Директор года России" 29 июля 2021 г.)
Текст порядка опубликован не был