Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Раздел "Проблемы и вызовы цифровой трансформации"
4.1. Образование и наука.
4.1.1. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
со стороны работодателя: нехватка квалифицированных специалистов на рынке труда, их недостаточная квалификация, отсутствие механизма поощрения ИТ компаний, участвующих в образовательном процессе;
со стороны обучающегося и родителя: недостаточная мотивация, в том числе к получению фундаментального образования; недостаточная функциональная грамотность; недостаточность оперативной и эффективной коммуникации, высокая загруженность родителей; недостаток адресной профориентации; недостаточная информированность выпускников образовательных организаций о возможностях ИТ-карьеры в регионе;
со стороны образовательной организации: недостаточно развитые материально-техническая база в образовательных организациях и IT-навыки педагогических работников; недостаточность данных в цифровом виде для прозрачного и оперативного управления отраслью; недостаточная преемственность между уровнями образования; нехватка верифицированного цифрового образовательного контента; высокий уровень загрузки учителей рутинными, бюрократизированными процедурами;
со стороны управления сферой образования: недостаточность объективного набора данных в системе образования; разрозненность и локальный характер учетных систем; разный уровень существующих информационных систем и качества работы с данными в муниципалитетах.
4.1.2. Вызовы развития отрасли (направления):
необходимость повышения уровня цифровых компетенций педагогических работников, обучающихся и родителей;
сокращение оттока кадров и выпускников в соседние регионы, уменьшение дефицита квалифицированных специалистов;
снижение высокой загрузки учителей рутинными, бюрократизированными процедурами;
необходимость развития материально-технической базы образовательных организаций, внедрения новых методов, технологий в образовательный процесс, в том числе практикоориентированных форм обучения;
обеспечение преемственности между уровнями образования;
обеспечение эффективного применения достижений информационных технологий при реализации комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие научно-технологического потенциала Тульской области, экономической эффективности применения достижений науки и техники в реальном секторе экономики и повышения инвестиционной активности в секторе исследований и разработок.
4.1.3. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
недостаточность финансирования;
недостаток педагогических кадров;
недостаточный уровень цифровых компетенций педагогов;
недостаточная преемственность образования (разрыв между школой, высшим образованием и работодателем);
недостаточное желание бенефициаров к изменениям;
повышенная нагрузка на учителей рутинными процессами, как следствие - недостаток времени на развитие.
4.2. Здравоохранение.
4.2.1. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
нехватка квалифицированных кадров;
отсутствие возможности управлять системой здравоохранения на основе данных;
отсутствие преемственности оказания медицинской помощи;
недостаточная доступность медицинской помощи для населения;
недостаточная ответственность пациента в процессе лечения.
4.2.2. Вызовы развития отрасли (направления):
повышение доступности цифровых сервисов (посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов);
повышение уровня используемых медицинских технологий и организации предоставления медицинской помощи населению;
повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур;
снижение инвалидизации и смертности от хронических неинфекционных заболеваний за счет профилактических мер и дистанционного мониторинга состояния пациентов;
увеличение количества применяемых медицинскими организациями ИТ-решений и медицинских изделий с применением технологий искусственного интеллекта для здравоохранения и обеспечение необходимого качества их работы.
4.2.3. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
недостаточная цифровая грамотность населения пенсионного возраста;
дефицит квалифицированных медицинских специалистов;
недостаточное развитие сети медицинских организаций;
износ материально-технической базы медицинских организаций;
дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий.
4.3. Развитие городской среды.
4.3.1. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
дефицит бюджетных ресурсов для решения задач развития города, дефицит времени и квалифицированных кадров;
высокий текущий износ коммунальной инфраструктуры, необходимость дальнейшей эксплуатации изношенных городских систем жизнеобеспечения, планирование их замены и поддержка работоспособности;
низкий уровень межведомственного взаимодействия;
отсутствие практики проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме посредством электронного голосования;
высокий уровень износа инфраструктуры и потерь в коммунальных сетях.
низкий уровень или полное отсутствие диспетчеризации систем;
отсутствие сформированного института ответственных жителей.
4.3.2. Вызовы развития отрасли (направления):
актуализация законодательства, создание современных стандартов и действующих нормативно-правовых актов (НПА);
потребность общества в прозрачном городском управлении и общественном контроле;
начальный уровень цифровой трансформации ряда государственных учреждений;
решение этических проблем использования новейших алгоритмов и технологий в социальной сфере;
необходимость вовлечения жителей многоквартирных домов в принятие решений общими собраниями собственников путем проведения электронного голосования;
повышение прозрачности и полноты учета общественного мнения по вопросам благоустройства и развития территорий;
повышение активности граждан в вопросах управления объектами городского хозяйства;
повышение доступности цифровых технологий для поставщиков коммунальных услуг;
доступность информации о реальном состоянии инфраструктуры РСО;
создание нормативных оснований и бюджетных возможностей для создания цифровой инфраструктуры;
достоверность и прозрачность данных для потребителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг;
цифровизация цепочки поставщиков коммунальных услуг (производство, сбыт (транспортировка), потребление);
повышение уровня вовлеченности жителей в вопросы управления своим домом, городом.
4.3.3. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
недооцененность различий параметров субъектов, несущих потенциальные препятствия в реализации единого технологического решения;
неготовность муниципалитетов предусматривать финансирование создания/модернизации цифровой инфраструктуры;
снижение среднего значения индекса эффективности цифровой трансформации городского хозяйства (IQ городов);
отставание в принятии новых нормативно-правовых актов от темпов развития современных цифровых технологий;
отсутствие стимулов РСО осуществлять регулирование режимов снабжения с целью экономии;
неготовность граждан к повышению активности в управлении жильем.
4.4. Транспорт и логистика.
4.4.1. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
низкая пропускная способность улично-дорожной сети;
смертность от дорожно-транспортных происшествий;
высокая стоимость создания и обслуживания транспортной инфраструктуры.
4.4.2. Вызовы развития отрасли (направления):
внедрение интеллектуальной транспортной системы;
повышение безопасности дорожного движения;
оптимизация потоков и повышение качества управления инфраструктурой;
сокращение времени ожидания городского общественного транспорта;
повышение мобильности граждан.
4.4.3. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
увеличение сроков реализации ключевых инфраструктурных проектов;
рост уровня напряженности в обществе вследствие сбоев в автоматизированных системах;
отсутствие финансирования проектов;
работоспособность ключевых систем, в которых пользователями являются широкие слои населения в режиме двадцать четыре часа, семь дней в неделю;
зависимость от поставщика аутсорсинговых услуг в случае последующего изменения процесса.
4.5. Государственное управление.
4.5.1. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
необходимость личного присутствия при оказании государственных и муниципальных услуг, использование бумажного документооборота;
обязательность выдачи бумажных документов как результата оказания ряда государственных услуг, установленная федеральными нормативными правовыми актами;
отсутствие по ряду эксплуатируемых информационных систем исчерпывающей документации, программного кода, исключительных прав на программное обеспечение
затруднение интеграции с ведомственными информационными системами (далее - ВИС);
отсутствие возможности постоянного и временного архивного хранения электронных архивных документов в государственных архивах с сохранением аутентичности, целостности и пригодности для использования на протяжении всего срока хранения, и требований к форматам таких документов;
требование на законодательном уровне представления бумажного документа при наличии технической возможности запроса таких сведений посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) по ряду государственных и муниципальных услуг;
отсутствие единого подхода к предоставлению государственных и муниципальных услуг, наличие региональной специфики;
нехватка квалифицированных кадров в отрасли.
Пункт 4.5.2 изменен с 29 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Тульской обласи от 28 декабря 2021 г. N 885
4.5.2. Вызовы развития отрасли (направления):
необходимость перевода массовых социально значимых услуг в электронный вид в сжатые сроки;
предоставление государственных услуг онлайн в режиме близком к реальному времени, двадцать четыре часа, семь дней в неделю;
исключение запросов у граждан документов, получение этих сведений из региональных и федеральных информационных систем посредством СМЭВ;
доступность получения услуг с любого устройства - компьютер, планшет, мобильный телефон;
возможность получения пособий, иных выплат с минимальным количеством документов;
внедрение принципов клиентоцентричности в органах государственной власти и органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) Тульской области;
доступность проводного интернета для жителей Тульской области для реализации социальных и культурных проектов, удаленной работы и получения государственных услуг;
предоставление государственной или муниципальной услуги в момент наступления жизненной ситуации гражданина (создание семьи, поступление в образовательные организации высшего образования (далее - ВУЗ), рождение ребенка, выход на пенсию);
обеспечение дистанционного получения жителями региона в режиме реального времени информации по вопросам функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости и их территориальных органов, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы по вопросам предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
обеспечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должностных лиц органа контроля и надзора соответствующими техническими средствами;
повышение эффективности работы органов государственной власти за счет использования сквозных технологий;
повышение эффективности работы органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение мониторинга и контроля сроков и качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
4.5.3. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
рост уровня напряжённости в обществе вследствие сбоев в автоматизированных системах;
недостаточность финансирования проектов;
недостаточные темпы роста цифровых компетенций граждан;
отставание изменений отраслевого регулирования, необходимого для реинжиниринга процессов с применением современных цифровых технологий;
утечка данных;
появление новых угроз кибербезопасности, которые в случае их игнорирования могут навредить и сократить эффект цифровой трансформации органов государственной власти и ОМСУ Тульской области;
резкое изменение внешних факторов, задач, вследствие которых потребуется изменение стратегии цифровой трансформации;
зависимость от сторонних разработчиков программного обеспечения.
4.6. Социальная сфера.
4.6.1. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
несовершенство законодательства в области обработки персональных данных;
отсутствие межведомственного взаимодействия с информационными системами некоторых органов исполнительной власти (далее - ОИВ);
отсутствие единых стандартов оказания мер социальной поддержки на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
низкий уровень цифровых компетенций кадрового состава.
4.6.2. Вызовы развития отрасли (направления):
предупреждение негативных факторов, влияющих на состояние института семьи;
внедрение единых стандартов оказания мер социальной поддержки на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
предупреждение негативных факторов, влияющих на уровень бедности, в результате повышения безработицы, вследствие введения работодателями новых технологических требований к соискателям;
предупреждение социально-экономических проблем, обусловленных старением населения области;
переход на предоставление мер социальной поддержки на основании только заявления с выводом на ЕПГУ/РПГУ или проактивно;
обеспечение инклюзивности и повышение социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
повышение квалификации в области цифровых технологий кадрового состава работников социальной сферы;
снижение уровня бедности.
4.6.3. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
риск увеличения миграционного оттока;
риск обострения демографической ситуации;
риск снижения уровня жизни;
риск снижения имиджа рабочих профессий;
риск недостаточной квалификации кадрового состава работников социальной сферы;
риск недостаточного оснащения материально-техническими средствами, оборудованием для выполнения поставленных задач;
риск роста информационной уязвимости всех сфер жизнедеятельности гражданина;
риск несвоевременного изменения федерального законодательства;
риск недофинансирования запланированных мероприятий.
4.7. Экология и природопользование.
4.7.1. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
высокая трудоемкость и низкая оперативность получения актуальной информации о состоянии природных ресурсов;
документоцентричная система управления;
отсутствие единых платформенных решений;
низкая информированность граждан в части мониторинга состояния окружающей среды и принимаемых ОИВ мер по снижению негативного воздействия;
недостаточный уровень достоверности, актуальности и полноты статистической информации;
отсутствие единых стандартов сбора и обмена цифровой информацией в рамках отрасли;
отсутствие взаимодействия информационных систем ОИВ.
недостаточная цифровизация оказания государственных услуг;
ориентированность на сбор и оборот информации на бумажных носителях и в нестандартизированных цифровых форматах.
4.7.2. Вызовы развития отрасли (направления):
совершенствование системы государственного управления отраслью экологии и природопользования в Тульской области;
повышение эффективности учёта природных объектов как объектов имущественных прав и их характеристик, изучения и воспроизводства природных ресурсов;
повышение эффективности государственного надзора природопользования на основе развития отечественных отраслевых программных систем и информационных технологий;
создание единой цифровой платформы для интеграции отечественного программного обеспечения в единое информационное пространство и вовлечения отраслевых специалистов в цифровую трансформацию отрасли;
цифровая компетентность государственных гражданских служащих, их цифровые знания и умения, их системное применение в профессиональной деятельности, потенциал развития.
4.7.3. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
недостаточная глубина проработки нормативного регулирования или отставание при подготовке и принятии нормативных правовых актов от текущего состояния развития информационных технологий, приводящая к задержкам в реализации стратегии или отдельных ее частей;
отсутствие финансового обеспечения;
несоответствие кадрового потенциала отрасли новым требованиям (цифровые компетенции).
4.8. Промышленность.
4.8.1. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
отсутствие культуры принятия решений на основе данных;
недостаточный уровень внедрения систем ресурсного планирования;
отсутствие актуальной нормативной базы в сфере цифровых решений;
низкий уровень цифровой зрелости промышленных предприятий и организаций региона;
низкий уровень автоматизации бизнес-процессов;
недостаток свободных денежных средств у промышленных предприятий и организаций, которые могут быть направлены на автоматизацию бизнес-процессов и цифровую трансформацию;
отсутствие инфраструктуры и инструментов для цифровой трансформации.
4.8.2. Вызовы развития отрасли (направления):
достижение необходимого уровня цифровых компетенций персонала организаций;
внедрение современных систем планирования ресурсов предприятия.
4.8.3. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
несоответствие кадрового потенциала новым требованиям (цифровые компетенции);
устаревающее оборудование и программное обеспечение;
запаздывание изменения законодательного регулирования промышленного производства, препятствующее переходу на цифровую документацию;
зависимость промышленных предприятий от импортного программного обеспечения и оборудования в сфере информационных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.