Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 августа 2021 г. N 3а-554/2021
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2021 г. N 66а-3325/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максименковой Елены Викторовны к Совету Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим решения Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28 апреля 2021 года N 12/3 "О внесении изменений в решение Совета Столбищенского сельского поселения от 22 мая 2014 года N 10/1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан",
установил:
решением Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 22 мая 2014 года N 10/1 утверждены Правила землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения.
28 апреля 2021 года Советом Столбищенского сельского поселения принято решение N 12/3 "О внесении изменений в решение Совета Столбищенского сельского поселения от 22 мая 2014 года N 10/1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан".
Решение Совета Столбищенского сельского поселения от 28 апреля 2021 года N 12/3 опубликовано в газете "Камская новь" 21 мая 2021 года N 36, а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 мая 2021 года.
Максименкова Е.В., являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером 16:24:150201:3604, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Столбищенское сельское поселение, село Усады, улица Комиссариатская, дом 25А, обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28 апреля 2021 года N 12/3, ссылаясь на принятие его неполномочным органом с нарушением предусмотренной градостроительным законодательством процедуры.
Административный истец указывает, что оспариваемым решением внесены изменения в нормы Правил землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения, утвержденные решением Совета Столбищенского сельского поселения от 22 мая 2014 года N 10/1, устанавливающие минимальный и максимальный размеры земельных участков с видами разрешенного использования: "индивидуальное жилищное строительство", "для ведения личного подсобного хозяйства", "для блокированной застройки", чем нарушены права и законные интересы Максименковой Е.В., так как предусмотрены ограничения при использовании и отчуждении принадлежащего ей земельного участка.
В судебном заседании Максименкова Е.В. административный иск поддержала.
Представитель Совета Столбищенского сельского поселения Михеев В.В. административный иск не признал.
Совет Лаишевского муниципального района, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителя не направил. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 1).
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4).
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, к вопросам местного значения сельского поселения было отнесено утверждение правил землепользования и застройки сельского поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма была закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", которая действовала также до 1 января 2015 года.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29 мая 2015 года N 187-ФЗ, установлено, что вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 этой же статьи, в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселения, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ
Такие же по содержанию положения закреплены в части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Нормами части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного Кодекса, то есть органом местного самоуправления полномочным на принятие данного нормативного правового акта, с соблюдением процедуры его принятия.
Статьями 1, 3 Закона Республики Татарстан от 31 января 2005 года N 28-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Лаишевский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" муниципальные образования "Лаишевский муниципальный район" и "Столбищенское сельское поселение" наделены статусом муниципального района и сельского поселения соответственно.
По делу установлено, что законом Республики Татарстан или заключенным между органами местного самоуправления "Лаишевский муниципальный район" и "Столбищенское сельское поселение" соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за Советом Столбищенского сельского поселения не закреплен вопрос о принятии документов градостроительного зонирования упомянутого сельского поселения.
Таким образом, решение Совета Столбищенского сельского поселения от 28 апреля 2021 года N 12/3 "О внесении изменений в решение Совета Столбищенского сельского поселения от 22 мая 2014 года N 10/1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан" принято с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт.
Подпунктом "а" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативных правовых актов.
В пункте 28 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте, к вопросам местного значения.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о существенном нарушении положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, устанавливающих полномочия органа на принятие документов территориального зонирования сельских поселений, что свидетельствует об отсутствии у решения Совета Столбищенского сельского поселения от 28 апреля 2021 года N 12/3 юридической силы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 указал, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт подлежат признанию недействующим со дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Максименковой Елены Викторовны удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28 апреля 2021 года N 12/3 "О внесении изменений в решение Совета Столбищенского сельского поселения от 22 мая 2014 года N 10/1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан".
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете "Камская Новь", а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 августа 2021 г. N 3а-554/2021
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2021 г. N 66а-3325/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения