г.Калуга |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А68-334/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 18.11.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ермакова М.Н., Леоновой Л.В.,
при участии представителей:
от Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990, ул.Свободы, д.38, г.Тула, 300041) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от муниципального унитарного предприятия муниципальное образование город Ефремов "АгроКомСлужба" (ОГРН 1137154004800, ИНН 7113503311, д.Чернятино, Ефремовский район, Тульская область) - Новиковой А.Д. (дов. от 09.07.2020, диплом),
от администрации муниципального образования г. Ефремов (ул.Свердлова, 43, г.Ефремов, Тульская область, 301840) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципальное образование город Ефремов "АгроКомСлужба" на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.05.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2021 по делу N А68-334/2021,
УСТАНОВИЛ:
Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, Росприроднадзор, истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском о взыскании с муниципального унитарного предприятия муниципальное образование город Ефремов "АгроКомСлужба" (далее - предприятие, ответчик) 405231 руб. вреда, причиненного водному объекту- реке Красивая Меча при сбросе сточных вод.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования г. Ефремов.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.05.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2021, иск Росприроднадзора удовлетворен, с предприятия в пользу Управления взыскано 405231 руб. в возмещение вреда, причиненного водному объекту; 11105 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение и постановление судов, указывая, что доказательства причинения вреда водному объекту именно предприятием отсутствуют, поскольку собственником канализационных сетей, распорядителем бюджета и лицом, ответственным за строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений является муниципальное образование г. Ефремов Тульской области, МУП "АгроКомСлужба" не в состоянии изменить сложившееся положение в связи с отсутствием средств и полномочий.
В отзыве на жалобу Управление просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя предприятия, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Из материалов дела следует, установлено судами, МУП "АгроКомСлужба" является эксплуатирующей организацией осуществляющей холодное водоснабжение, водоотведение, в части пропуска стоков в д.Чернятино Ефремовского района; на основании постановления Главы администрации муниципального образования город Ефремов от 28.12.2017 N 1570 канализационные сети, находящиеся в д.Чернятино Ефремовского района, закреплены за МУП "АгроКомСлужба" на праве хозяйственного ведения; предприятие не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и очистных сооружений в деревне Чернятино.
В результате рейдового обследования, проведенного 12.05.2020 Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, обнаружен сброс сточных вод на рельеф местности и далее в реку Красивая Меча в районе деревни Чернятино Ефремовского района Тульской области (географические координаты 53.158069,38.161178).
Специалист филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Тульской области" (далее - Центр) в присутствии представителя Управления 28.05.2020 отобрал пробы сточных вод, сбрасываемых в районе д.Чернятино (проба N 250), природной воды в реке Красивая Меча 50 м выше (проба N 251) и 50 м ниже (проба N 252) выпуска сточной воды.
По результатам анализа проб сточных вод, природной воды составлены протоколы результатов количественного химического анализа (КХА) от 02.06.2020 N 467-132/12-Щ, N 468-133/11-Щ.
Согласно заключению от 02.06.2020 N 467-132/12-Щ, 468-133/11-Щ, составленному Центром, превышение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточной воде в районе деревни Чернятино составило: ионы аммония - 73,90 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,5 мг/дм3) в 147,8 раз, сульфаты 106 мг/дм3 (допустимая концентрация 100 мг/дм3) в 1,1 раз, фосфат ионы (Р) 5,07 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,2 мг/дм3) в 25,4 раз.
В реке Красивая Меча 50 м выше и 50 м выпуска сточной воды установлено отсутствие превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Специалисты Центра в присутствии представителя Управления 20.07.2020 отобрали по две пробы (N 351, N 354) сточных вод, сбрасываемых в районе д.Чернятино, в реку Красивая Меча, пробы природной воды в реке Красивая Меча 50 м выше (N 352, N 355) и 50 м ниже (N 353, N 356) выпуска сточной воды.
По результатам проведенного отбора составлены протоколы количественного химического анализа природных, сточных вод от 27.07.2020 N 620-187/12-Щ, N 621-188/11-Щ, N 622-189/12-Щ, N 623-190/11-Щ.
Согласно заключению Центра от 27.07.2020 N 620-187/12-Щ, N 621-188/11-Щ в сточных водах, сбрасываемых в районе деревни Чернятино в реку Красивая Меча, установлено наличие превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения по показателям: ионы аммония 54,39 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,5 мг/дм3) в 108,8 раз, нефтепродукты 0,614 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,05 мг/дм3) в 12,3 раз, фосфат-ион (Р) 3,37 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,2 мг/дм3) в 16,9 раз, АПАВ 4,49 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,1 мг/дм3) в 44,9 раз, железо общее 1,7 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,1 мг/дм3) в 11,7 раз, БПК5 69,3 мг/дм3 (допустимая концентрация 2,1 мг/дм3) в 33 раза; в природной воде реки Красивая Меча 50 м выше выпуска сточной воды установлено наличие превышений предельно-допустимых концентраций железа общего в 1,1 раза; в природной воде реки Красивая Меча 50 м ниже выпуска сточной воды установлено наличие превышений предельно-допустимых концентраций железа общего в 2 раза, БПК5 в 1,5 раза, нитрит-ионов в 1,4 раза.
Согласно заключению Центра от 27.07.2020 N 622-189/12-Щ, N 623-190/11-Щ в сточных водах, сбрасываемых в районе деревни Чернятино в реку Красивая Меча, установлено наличие превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по показателям: ионы аммония 52,51 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,5 мг/дм3) в 105,0 раз, нефтепродукты 0,580 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,05 мг/дм3) в 11,6 раз, фосфат-ион (Р) 3,09 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,2 мг/дм3) в 15,5 раз, АПАВ 4,22 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,1 мг/дм3) в 42,2 раз, железо общее 1,14 мг/дм3 (допустимая концентрация 0,1 мг/дм3) в 11,4 раз, БПК5 94,2 мг/дм3 (допустимая концентрация 2,1 мг/дм3) в 44,9 раз; в природной воде реки Красивая Меча 50 м ниже выпуска сточной воды установлено наличие превышений предельно-допустимых концентраций железо общего в 1,7 раза, БПК5 в 1,6 раза, нитрит-ионов в 1,5 раза.
Постановлением Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.08.2020 N 71-02-316/2020 МУП "АгроКомСлужба" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ (Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей. Административный штраф уплачен ответчиком в полном объеме.
Управлением Росприроднадзора предприятию направлено требование от 30.09.2020 N АЯ-05-07/10466 о добровольном возмещении причиненного вреда водному объекту р. Красивая Меча в размере 405231 руб., расчет которого произведен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87.
В связи с тем, что претензионные требования о возмещении вреда оставлены ответчиком без удовлетворения, Управление обратилось в суд с иском.
Суд первой инстанции, установив факт сброса предприятием в реку Красивая Меча сточных вод с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, в результате чего был причинен вред окружающей среде, удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего.
В силу статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (части 1 и 2). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4).
Частью 6 статьи 56 и пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу пункта 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
На основании пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", далее - Постановления N 49).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК ПФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе протоколы результатов исследований от 02.06.2020, от 27.07.2020, заключения по результатам проведения лабораторных исследований от 02.06.2020 N 467-132/12-Щ, 468-133/11-Щ, от 27.07.2020 N 620-187/12-Щ, N 621-188/11-Щ, N 622-189/12-Щ, N 623-190/11-Щ, в которых установлено превышение предприятием предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах реки Красивая Меча, в соответствии с которыми ответчик привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод о правомерности взыскания суммы ущерба в размере 405231 руб.
При этом, судами учтено, что каких-либо доводов относительно определенного Управлением размера ущерба предприятие при рассмотрении дела не привело, контррасчет не представило.
Довод предприятия о недоказанности факта причинения ответчиком вреда реке Красивая Меча отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 7 Постановления N 49, в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
В нарушение статьи 65 АПК доказательств невозможности соблюдения МУП "АгроКомСлужба" нормативов допустимых сбросов вредных веществ вследствие чрезвычайных событий и обстоятельств, принятия мер, направленных на предотвращение загрязнения водного объекта, ответчиком в материалы дела не представлено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии вины предприятия и виновности администрации, не предпринимающей меры по строительству очистных сооружений, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, которых их мотивированно отклонил, не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права и в силу статьи 288 АПК РФ не являются основанием для отмены решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 25.05.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2021 по делу N А68-334/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", далее - Постановления N 49).
...
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 7 Постановления N 49, в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
В нарушение статьи 65 АПК доказательств невозможности соблюдения МУП "АгроКомСлужба" нормативов допустимых сбросов вредных веществ вследствие чрезвычайных событий и обстоятельств, принятия мер, направленных на предотвращение загрязнения водного объекта, ответчиком в материалы дела не представлено."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2021 г. N Ф10-5267/21 по делу N А68-334/2021