г.Калуга |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А84-1272/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Власова Л.А.Крыжской |
при участии:
от общества с ограниченной ответственность "Комфорт-Плюс" - не явились, извещены надлежаще;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственность "Комфорт-Плюс" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021 по делу N А84-1272/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс" (далее - истец, ООО "Комфорт-Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ответчик, Департамент, ДИЗО) о взыскании денежных средств в размере 57 383, 27 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Комфорт-Плюс" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между Севастопольским городским советом (арендодатель) и ЧП "Комфорт-Плюс" (правопредшественник ООО "Комфорт-Плюс") (арендатор) заключен договор аренды от 11.10.2004 г., по условиям которого арендатору во владение и пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко 20, зарегистрирован под номером 387 от 09.12.2004. Договор заключен сторонами сроком на 25 лет.
Арендная плата в соответствии с указанным договором составляет 2,5% от денежной оценки земельного участка (п. 4.1. договора).
Согласно пункту 4.8 договора аренды земельного участка (с последующими изменениями и дополнениями) размер арендной платы пересматривается в случае изменения размеров земельного налога, повышения нормативно-денежной оценки земельного участка, в том числе вследствие инфляции и индексации.
Арендные отношения сторон по владению и пользованию ООО "Комфорт-Плюс" вышеуказанным земельным участком площадью 1 167 кв.м с кадастровым номером 91:02:002004:12167 были продолжены на основании заключенного с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (арендодатель) договора аренды от 27.12.2018 N 2667.
Указанный договор 20.02.2020 зарегистрирован в установленном законом порядке.
По условиям договора аренды от 27.12.2018 N 2667 данный договор начинает действовать с даты государственной регистрации.
В связи с изложенными обстоятельствами, по мнению ООО "Комфорт-Плюс", к арендным отношениям, сложившимся между сторонами в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по 28.02.2020, следует применять положения договора аренды земельного участка от 11.10.2004.
Указывая на то, что согласно условиям договора аренды от 11.10.2004 арендная плата должна рассчитываться с применением ставки арендной платы - 2,5% от денежной оценки земельного участка, а фактически на основании уведомления арендодателя общество исчисляло и уплачивало арендную плату с применением ставки арендной платы 4,5%, по мнению последнего, у арендодателя возникла переплата по арендной плате за вышеуказанный период в сумме 57 383, 27 рублей.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Как указано выше, договор аренды земельного участка от 11.10.2004 заключен в соответствии с законодательством Украины.
Согласно положениям статьи 632 Гражданского кодекса Украины, статьям 2, 19 Закона Украины "О плате за землю", статьи 14 Налогового кодекса Украины нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы.
Согласно положениям Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со статьей 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона N 46-ЗС порядок определения нормативной цены земли в отношении земельных участков устанавливается Правительством Севастополя.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21 марта 2014 года" (в редакции, действовавшей в спорный период) с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенных до 21.03.2014, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений) с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующей на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2014 года.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, для целей расчета арендной платы, подлежащей уплате ООО "Комфорт-Плюс" в спорный период, применялась установленная нормативная денежная оценка арендуемого земельного участка в соответствии с требованиями вышеуказанного нормативного правового акта.
При этом, применение ставки арендной платы в размере 4,5% было обусловлено следующими требованиями земельного законодательства.
Решением 12 сессии Севастопольского городского совета от 17.09.2013 года N 6072 о внесении изменений в договор аренды от 11.10.2004 года земельного участка общей площадью 0,1167 га, расположенного по ул. Ерошенко, 20, предоставленного ЧП "Комфорт-Плюс" для реконструкции и обслуживания здания ресторана в общественный центр, с 07.02.2012 ставка арендной платы за пользование земельным участком установлена в размере 4,5% от нормативной денежной оценки земельного участка.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о правомерности применения вышеуказанной ставки при расчете арендной платы в спорном периоде.
Доводы арендатора о том, что до 01.01.2019 ставка арендной платы 4,5% в расчете арендной платы не применялась и со стороны арендодателя претензий по данному факту не заявлялось судебной коллегией отклоняются, как не имеющие правового значения для оценки обязательства арендатора в спорном периоде.
Постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" (далее - Постановление N 716-ПП) утверждены результаты массовой кадастровой оценки земли на территории города Севастополя.
Указанный акт вступил в силу с 01 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 1.2. постановления Правительства города Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП "Об утверждении Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов" (далее - Порядок N 219-ПП) для расчета размера арендной платы за пользование земельными участками применяется кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 3.3. Порядка N 219-ПП действующие договоры аренды земельных участков, по условиям которых арендная плата рассчитана на основании нормативной цены (либо нормативной денежной оценки) земельного участка, подлежат корректировке в части расчета арендной платы в соответствии с условиями настоящего Порядка. Указанная корректировка проводится арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением арендаторов в соответствии с условиями договоров и не требует заключения дополнительных соглашений к договорам аренды, если такие условия предусмотрены договорами.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о правомерности действий арендодателя, связанных с односторонней корректировкой арендной платы, в порядке, предусмотренном вышеуказанным нормативным правовым актом.
При этом судебная коллегия также учитывает, что в обоснование наличия переплаты по арендной плате истец не заявляет о неправомерности расчета арендодателем арендной платы с применением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
При таких обстоятельствах спора выводы арбитражного суда первой и апелляционной о недоказанности истцом факта переплата арендной платы судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемыми судебными актами основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021 по делу N А84-1272/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
...
Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 ноября 2021 г. N Ф10-3996/21 по делу N А84-1272/2020