20 мая 2021 г. |
Дело N А84-1272/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.05.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Грабищенко О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс" - Епринцева Ирина Валериевна, представитель на основании доверенности от 26.12.2019 б/н, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2020 по делу N А84-1272/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс" (ОГРН:1149204045924, ИНН:9201015324, г. Севастополь)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115, г. Севастополь)
о взыскании 57 383, 27 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс" (далее - истец, ООО "Комфорт-Плюс", общество) обратилось в суд с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ответчик, Департамент, ДИЗО) о взыскании денежных средств в размере 57 383, 27 рублей.
Исковое заявление принято к производству арбитражного суда с рассмотрением в порядке главы 29 АПК РФ.
Определением от 08.06.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано, в связи с отсутствием переплаты арендных платежей по договору аренды.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ООО "Комфорт-Плюс" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что за 2019 год и январь-февраль 2020 года ДИЗО неправильно осуществляло расчет арендной платы, ввиду того, что для расчетов размера арендной платы необходимо применять ставку 2,5%, а не 4,5%, как полагает ответчик и указал суд в оспариваемом решении, поскольку дополнительных соглашений к Договору об изменении ставки арендной платы стороны не заключали. В связи с чем у истца числится переплата в размере 57 383, 27.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании 11.02.2021, 12.03.2021 представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Судебное разбирательство было отложено в связи с неявкой ответчика.
В судебном заседании 08.04.2021 представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий решения от 21.05.2013 об утверждении Методики установления арендной платы за земельные участки, Методики установления арендной платы за земельные участки, распоряжения от 18.06.2019 об утверждении вида разрешенного использования.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв.
После перерыва представитель истца просил апелляционную жалобу удовлетворить, представитель ответчика возражал относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Судебное разбирательство было отложено по ходатайству представителя истца.
В судебном заседании 13.05.2021 представитель истца поддержал ранее заявленную позицию.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Между Севастопольским городским советом и ЧП "Комфорт-Плюс" (в настоящее время ООО "Комфорт-Плюс", далее также Арендатор, Истец) заключен договор аренды от 11.10.2004 г. земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко 20, зарегистрирован под номером 387 от 09.12.2004 г. (далее Договор). Договор заключен сроком на 25 лет.
Арендная плата в соответствии с указанным договором составляет 2.5% от денежной оценки земельного участка (и. 4.1. Договора).
Согласно п.4.8 договора аренды земельного участка N 387 от 09.12.2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями) размер арендной платы пересматривается в случае изменения размеров земельного налога, повышения нормативно-денежной оценки земельного участка, в том числе вследствие инфляции и индексации.
Согласно акту сверки арендных платежей по договору N 387 от 09.12.2004 по состоянию на 31.12.2018, задолженность арендатора отсутствовала.
27.12.2018 между ДИЗО (арендодатель) и ООО "Комфорт Плюс" (арендатор) заключен договор N 2667 аренды земельного участка, находящегося в собственности г. Севастополя.
Предметом указанного договора выступает переданный в рамках договора аренды от 11.10.2004 земельный участок с кадастровым номером 91:02:002004:1216, площадью 1167, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко 20.
Указанный договор зарегистрирован 20.02.2020, в связи с чем, договор аренды от 11.10.2004, зарегистрированный за номером 387 от 09.12.2004, прекратил свое действие 20.02.2020.
В 2019 году Истец внес платежи за аренду земельного участка в общей сумме 225 597.63 руб., согласно представленным в материалы дела платежным поручениям.
Истец в иске указал на переплату денежных средств по договору от 11.10.2004, в связи с чем, просил вернуть сумму неосновательного обогащения 53 212,29 руб. (225 597,63 руб. -172 385,24 руб. - годовой размер оплаты).
Истец ссылается на уведомление ответчика от 22.05.2019 года, в соответствии с которым, произведена индексация арендной платы, в соответствии с которым арендная плата за период с 19.04.2019 по 31.12.2019 г. составляет 134 942,89 руб.
Так, истец указал, что суммарная арендная плата за 2019 год должна составлять:
За период с 01.01.2019 по 18.04. 2019 г.: 34 442,24 руб, исходя из ставки годовой арендной платы 2,5 % от нормативной денежной оценки земельных участков, действующей на территории города Севастополя с 01.01.2012. переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2015 т., то есть 9 567. 29 руб. в месяц, а с 19.04.2019 года исходя их государственной кадастровой оценки земельного участка.
Истец указал, что в 2018, 2019 году стороны руководствовались условиями договора и применяли для расчета платы за землю ставку 2,5 % годовых, в связи с чем у ответчика возникло неосновательное обогащение за 2019 год и январь-февраль 2020 года.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Изучив материалы дела по правилам статей 266, 268 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, рассмотрев требования истца, коллегия судей полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Предметом спора по данному делу являются материально-правовые требования истца о взыскании неосновательного обогащения, которое возникло на стороне Департамента ввиду неправильного исчисления арендной платы по договору аренды земельного участка от 11.10.2004 г. за период 2019 года и январь-февраль 2020 года.
Таким образом, для правильного рассмотрения спора суду необходимо установить:
- является ли ставка арендной платы, предусмотренная договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, регулируемой по своей природе;
- с какой даты подлежат применению Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденные постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПП;
Как следует из материалов дела, договор аренды заключен сторонами в 2004 году и прекращен ввиду его переоформления в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации 20.02.2020 года, в связи с чем правоотношения сторон регулируются как нормами украинского законодательства, в части не противоречащих нормам российского законодательства, так и нормами законодательства Российской Федерации в спорный период.
Согласно заявленным требованиям истец полагает, что расчет размера арендной платы за 2019 год подлежал расчету, исходя из условий договора, то есть 9567,29 руб. в месяц исходя из ставки 2,5% и нормативной денежной оценки, указанной в договоре.
Однако с указанными доводами арбитражный суд первой и апелляционной инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно выписке N 667-3.1/5 от 08.02.2012, выданной Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе, нормативная денежная оценка земельного участка площадью 1167 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко, д.20 (в соответствии с решением Севастопольского городского совета N21343 от 14.10.2003) по состоянию на 08.02.2012 составляла 1 291 963,95 грн.
Согласно положениям статьи 632 Гражданского кодекса Украины, статьям 2, 19 Закона Украины "О плате за землю", статьи 14 Налогового кодекса Украины нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы.
Согласно положениям Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции N 16 от 25.12.2018, действующей с 01.01.2019) (далее - Закон N 6-ФКЗ), до 1 января 2023 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1) (часть 1.1 введена Федеральным конституционным законом от 25.12.2018 N 3-ФКЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) данный закон устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В силу частей 8, 11 статьи 3 Закона N 46-ЗС право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона N 46-ЗС порядок определения нормативной цены земли в отношении земельных участков устанавливается Правительством Севастополя (часть 1).
Порядок определения размера арендной платы, платы за сервитут земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, устанавливается Правительством Севастополя (часть 2).
Законом города Севастополя N 391-ЗС от 26.12.2017 часть третья вышеназванной статьи изложена в следующей редакции: "До утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определенной в отношении соответствующих земельных участков.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 N 515 "Об утверждении нормативной цены земли" (далее - Постановление N 515) утвержден Порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории города Севастополя".
Как установлено в пункте 1 Постановления Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21 марта 2014 года" с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2016 N 258-ПП (далее - Постановление N 88-ПП), с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенных до 21.03.2014, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений) с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующей на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2014 года.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 582), законами города Севастополя N 46-ЗС и от 26.11.2014 N 81-ЗС "О земельном налоге", постановлением Правительства Севастополя N 515, разработан Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 524-ПП (далее - Порядок N 524-ПП).
Указанный Порядок устанавливает общие правила расчета размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, являющихся собственностью города федерального значения Севастополя, и действует до проведения государственной кадастровой оценки земель в городе Севастополе.
Так, согласно п. п. 1.3 данного Порядка до проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, для определения размера арендной платы за пользование земельными участками применяется нормативная цена земли в городе Севастополе, утвержденная Постановлением N 515.
До момента государственной регистрации договоров аренды земельных участков, заключенных в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, по ранее заключенным на территории города Севастополя договорам аренды земли, в соответствии с Законом N 46-ЗС, ставки арендной платы и сроки ее оплаты действуют в соответствии с условиями заключенных договоров аренды земельных участков.
Постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" (далее - Постановление N 716-ПП) утверждены результаты массовой кадастровой оценки земли на территории города в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", законами города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", Постановлением Правительства города Севастополя от 16.11.2017 N 869-ПП "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Указанный акт вступил в силу с 01 января 2019 года. Согласно официальной информации указанный акт опубликован (обнародован) 30.10.2018.
В соответствии с Постановлением Правительства города Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП "Об утверждении Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов" (далее - Порядок N 219-ПП) названный Порядок разработан, в том числе, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 582 и Постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПП. Указанный акт признал утратившим силу Постановление N 524-ПП.
Постановление N 219-ПП вступило в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, то есть с 19.04.2019.
Согласно пункту 1.2. Порядка N 219-ПП для расчета размера арендной платы за пользование земельными участками применяется кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Пунктом 1.3 предусмотрены случаи применения настоящего Порядка: - при заключении договоров аренды земельных участков, предоставленных в установленном законом порядке без проведения торгов (п. 1.3.1); - при переоформлении в установленном законом порядке договоров аренды, права постоянного, временного пользования, временного пользования земельными участками на условиях аренды, а также права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций) на право аренды (п. 1.3.2).
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка N 219-ПП действующие договоры аренды земельных участков, по условиям которых арендная плата рассчитана на основании нормативной цены (либо нормативной денежной оценки) земельного участка, подлежат корректировке в части расчета арендной платы в соответствии с условиями настоящего Порядка. Указанная корректировка проводится арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением арендаторов в соответствии с условиями договоров и не требует заключения дополнительных соглашений к договорам аренды, если такие условия предусмотрены договорами.
Постановлением Правительства Севастополя от 29.04.2019 N 294-ПП (далее - Постановление N 294-ПП) с целью урегулирования вопросов определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, признано утратившим силу Постановление N 88-ПП. Данное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.
Согласно статье 65 ЗК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Учитывая вышеприведенные нормы права в их системном толковании, руководствуясь требованиями статьи 3 Закона N 6-ФКЗ о том, что положения ранее заключенных договоров применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации, принимая во внимание, что порядок определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя (как Порядок N 524-ПП, так и Порядок N 219-ПП), разработанный в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, апелляционный суд приходит к выводу о том, что арендная плата за использование земельных участков, являющихся собственностью города федерального значения Севастополя, по договорам, заключенным в том числе до 18.03.2014, носит характер регулируемой.
Также на основании вышеприведенного нормативного регулирования, судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения Порядка N 219-ПП в части использования при расчете размера арендной платы кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 716-ПП, применяются к действующим договорам аренды, в том числе как заключенным после 18.03.2014 до 01.01.2019, так и заключенным до 18.03.2014, и не переоформленным в спорный период в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания пунктов 4.5, 4.6, 4.7 договора аренды от 11.10.2004 следует, что стороны договорились об изменении размера арендной платы в случае изменения размера земельного налога и повышения нормативной денежной оценки земельного участка (л.д. 12-17 )
Таким образом, с учетом изложенного, изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Следует также учитывать, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Так, согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017 - действующей по состоянию на 01.01.2019 до 11.08.2020) "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования) (часть 4 статьи 15).
Сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1 статьи 18 Закона N 237-ФЗ).
Следует обратить внимание, что Постановление N 716-ПП принято в том в числе в соответствии с Законом N 237-ФЗ.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, с учетом вступления с 01 января 2019 года в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (Постановление N 716-ПП, официально опубликовано 30.10.2018), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в частности, определения размера арендной платы), также с 01 января 2019 года.
Аналогичная правовая позиция изложена судами и поддержана Арбитражным судом Центрального округа по делу А84-4819/2019, по которому отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Также руководствуясь вышеизложенной правовой позицией, апелляционный суд полагает неприменимым индексацию кадастровой стоимости земельного участка на коэффициент 4,3.
В силу пункта 4.1 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения Севастополя, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 524-ПП, применение которого необходимо продолжать, в период с 01.01.2019 по 19.04.2019, при заключении договора аренды земельного участка предусматриваются случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Так как новый размер кадастровой стоимости, подлежащий применению с 01.01.2019, является экономически актуальным, применение к нему корректирующего коэффициента инфляции в 2019 году недопустимо.
Относительно ставки арендной платы подлежащей применению при расчете арендной платы, апелляционный суд полагает необходимым указать следующее.
Как следует из материалов дела, Решением 12 сессии Севастопольского городского совета от 17.09.2013 года N 6072, рассмотрев ходатайство ЧП "Комфорт-Плюс" (правопредшественник истца) о внесении изменений в договор аренды от 11.10.2004 года, зарегистрированной 09.12.2004 под N 387, земельного участка общей площадью 0,1167 га, расположенного по ул. Ерошенко, 20, предоставленного для реконструкции и обслуживания здания ресторана в общественный центр, в части установления ставки размера арендной платы за пользование земельного участка от 11.10.2004, учитывая заключение постоянной комиссии городского Совета по вопросам градостроительства, регулирования земельных и водных отношений от 29.05.2013 года, руководствуясь Налоговым кодексом Украины, Методикой определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды земли, утвержденной решением городского Совета от 14.10.2003 года N1348 (с изменениями и дополнениями, ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" решением городского Совета от 07.02.2012 N 2318 "О проведении мероприятий по введению в действие нормативной денежной оценки земель в административных границах города Севастополя", Севастопольский городской Совет решил установить ЧП "Комфорт-Плюс" с 07.02.2012 размер ставки арендной платы за пользование земельным участком общей площадью 0,1167 га, расположенного по ул. Ерошенко, 20, предоставленного для реконструкции и обслуживания здания в общественный центр, в размере 4,5 % от нормативной денежной оценки земельного участка. ( л.д. 77)
На основании указанного решения Севастопольского городского Совета от 17.09.2013 года N 6072, арендатором и арендодателем подготовлен и подписан расчет размера арендной платы на 2014 год за земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, Ерошенко, 20, предоставленный ЧП "Комфорт-Плюс" по договору аренды от 09.12.2004 N 387, при этом указана новая нормативная денежная оценка на 08.02.2012 года (1291693,95 грн.) и принятый для расчета размера арендной платы, процент от нормативной денежной оценки земельного участка (4,5%), и размер годовой арендной платы (58126,22775 грн.) ( л.д. 77 оборот)
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что при изменении арендной платы (как нормативной денежной оценки земельного участка, так и ставки арендной платы) в рассматриваемом случае не требуется внесения изменений в договор аренды в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (в т.ч. заключения дополнительного соглашения), поскольку арендодатель, представляющий публичного собственника, вправе был уведомить арендатора об этом, в результате чего сторонами договора был подписан расчет, в котором стороны указали измененные размеры как нормативной денежной оценки, так и ставки арендной платы, а в дальнейшем путем направления уведомления от 22.05.2019 года об изменении размера арендной платы на 2019 год, без заключения каких-либо дополнительных соглашений о ее корректировке.
При таких обстоятельствах, доводы истца относительно применения предусмотренной договором ставки 2,5% коллегия судей полагает несостоятельными, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, потому ссылки о не согласовании размера арендной платы не принимаются судом.
Указанное согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановление от 26.01.2021 по делу N А83-14762/2018.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что с 01.01.2019 подлежит применению новый размер кадастровой стоимости 6425852,10 руб.; ставка арендной платы 4,5% до 19.04.2019, а с 19.04.2020 - 3% в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП; индекс инфляции, установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", применению в 2019 году не подлежит.
Таким образом, коллегия судей приходит к выводу о том, что оснований полагать, что на стороне ДИЗО возникло неосновательное обогащение вследствие неправильного расчета арендной платы за 2019, январь -февраль 2020 года, отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно отказал.
Доводы приведенные в апелляционной жалобе истца не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают их, а лишь выражают несогласие с ними и не могут являться основанием к отмене судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс" удовлетворению не подлежит.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 ноября 2020 года по делу N А84-1272/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1272/2020
Истец: ООО "Комфорт-Плюс"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя