г.Калуга |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А83-2124/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Андреева А.В. |
|
Судей |
Ипатова А.Н. Смотровой Н.Н. |
|
При участии в заседании: |
|
от АО "Райффайзенбанк":
от иных лиц, участвующих в деле: |
Лебедев В.И. - представитель по дов. от 16.12.2020;
не явились, извещены надлежаще. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу АО "Райффайзенбанк" на определение Арбитражного суда Республики Крым от 15.07.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 15.09.2021 по делу N А83-2124/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Райффайзенбанк" (далее - АО "Райффайзенбанк", Банк) 29.01.2021 обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Консоль Лтд" (далее - ООО "Фирма "Консоль Лтд") несостоятельным (банкротом), в котором просило ввести в отношении должника процедуру наблюдения, утвердить временного управляющего, а также включить требования в размере 4 175 180 384,00 рублей в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 15.07.2021 (судья М.А.Авшарян) производство по делу N А83-2124/2021 по заявлению АО "Райффайзенбанк" о признании ООО "Фирма "Консоль Лтд" несостоятельным (банкротом) прекращено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 15.09.2021 (судьи: Е.Л.Котлярова, Р.С.Вахитов, К.Г.Калашникова) определение суда первой инстанции от 15.07.2020 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с определением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, АО "Райффайзенбанк" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель выражает несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для рассмотрения заявления Банка, не отнесенного к компетенции арбитражного суда Российской Федерации, поскольку ООО "Фирма "Консоль Лтд" не ведёт хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, а также не зарегистрировано в качестве юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Считает данные выводы судов неправомерными.
В судебном заседании представитель АО "Райффайзенбанк" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного разбирательства, не явились. Суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 АПК РФ, в их отсутствие.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя АО "Райффайзенбанк", судебная коллегия не находит оснований для отмены определения Арбитражного суда Республики Крым от 15.07.2021 и постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 15.09.2021.
Как следует из материалов дела, ссылаясь на наличие задолженности ООО "Фирма "Консоль Лтд" перед АО "Райффайзенбанк" по генеральному кредитному соглашения N 02-5/07-07 от 08.08.2007 и заключенным в его рамках кредитным договорам и договорам аккредитива, 29.01.2021 Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что ООО "Фирма "Консоль Лтд" до даты принятия Республики Крым в состав Российской Федерации было зарегистрировано в качестве украинского юридического лица с регистрационным номером (идентификационным кодом) 20676633, и располагалось по адресу: 295022, Республика Крым, город Симферополь, улица Бородина, дом 16; в качестве российского юридического лица по состоянию на 25.01.2021 ООО "Фирма "Консоль Лтд" не зарегистрировано. При этом, заявитель ссылался на статью 1 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также на часть 16 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьёй 1202 ГК РФ, статьей 150 АПК РФ, статьёй 57 Закона о банкротстве, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом", Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пришли к выводу о наличии правовых оснований для прекращения производства по делу.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод судов соответствует положениям законодательства и материалам дела.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Признание судом юридического лица банкротом, влечет его ликвидацию.
В силу пункта 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 ГК РФ).
Юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Таким образом, как создание юридического лица, так и его прекращение, требуют внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации.
В соответствии разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом", правовой позицией, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020) (п. 28), юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, выпиской из официального торгового реестра страны происхождения. Юридический статус иностранных лиц может подтверждаться иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения, регистрации, основного места осуществления предпринимательской деятельности, гражданства или места жительства иностранного лица. При установлении юридического статуса иностранного лица суд может также принимать во внимание открытую информацию в сети Интернет, размещенную на официальных сайтах уполномоченных иностранных органов по регистрации юридических лиц и содержащую соответствующие сведения.
В ходе рассмотрения настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и гражданских формирований с официального сайта Министерства юстиции Украины (usr.minjust.gov.ua) в отношении ООО "Фирма "Консоль Лтд" (идентификационный код 20676633), указанное юридическое лицо зарегистрировано на территории Украины и находится в стадии прекращения на основании решения Хозяйственного суда г.Киева от 04.08.2016 N 911/5186/14 о признании должника банкротом и открытии процедуры ликвидации.
Также в материалы дела представлен ответ УФНС России по Республике Крым, согласно которому, ООО "Фирма "Консоль Лтд" (идентификационный код 20676633) не приводило свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также не приобрело статус филиала (представительства) иностранного юридического лица.
Статьей 10 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ предусмотрено, что государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе РФ новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ в срок до 01.03.2015, если иной срок не установлен Законом N 6-ФКЗ, ФЗ от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или настоящим пунктом.
В силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202 ГК РФ) становится право Российской Федерации.
Поскольку ООО "Фирма "Консоль Лтд" не воспользовалось своим правом привести учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации пройти регистрацию в качестве российской организации, его личным законом является право Украины, то оно не может быть признано несостоятельным (банкротом) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно п. 7 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствие с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Доказательств приобретения должником в установленном законом порядке статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица суду не представлено.
В связи с изложенным, суды первой и апелляционной инстанций учитывая то, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку ООО "Фирма "Консоль Лтд" зарегистрирована на территории Украины, пришли к правомерному выводу о прекращении на основании п. 1 и 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производства по делу.
Довод апеллянта о необходимости применения положений Федерального закона "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.06.2015 г. N 154-ФЗ (далее - Закон N 154-ФЗ), судами правомерно отклонен как несостоятельный, поскольку законом установлены особенности несостоятельности (банкротства) и государственной регистрации только тех должников, дела о банкротстве которых на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов находились в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 1 статьи 1 Закона N 154-ФЗ).
Учитывая изложенное, кассационная судебная коллегия полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. ст. 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Крым от 15.07.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 15.09.2021 по делу N А83-2124/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
А.В.Андреев |
Судьи |
А.Н.Ипатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 7 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствие с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
...
Довод апеллянта о необходимости применения положений Федерального закона "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.06.2015 г. N 154-ФЗ (далее - Закон N 154-ФЗ), судами правомерно отклонен как несостоятельный, поскольку законом установлены особенности несостоятельности (банкротства) и государственной регистрации только тех должников, дела о банкротстве которых на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов находились в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 1 статьи 1 Закона N 154-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 ноября 2021 г. N Ф10-5936/21 по делу N А83-2124/2021