Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу
Минобразования Чувашии
от 15 июня 2020 г. N 936
Руководство
экспертам, привлекаемым к проверкам, проводимым в рамках федерального государственного контроля качества образования
1. Общие положения
Настоящее "Руководство экспертам, привлекаемым к проверкам, проводимым в рамках федерального государственного контроля качества образования" (далее - руководство) разработано Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - министерство, контрольно-надзорный орган) в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях оказания методической помощи экспертам, привлекаемым к проверкам, проводимым в рамках федерального государственного контроля качества образования.
Руководство предназначено как для аттестованных экспертов, привлекаемых к проверкам, проводимым в рамках федерального государственного контроля качества образования, так и для граждан, претендующих на получение статуса эксперта, привлекаемого к проверкам, проводимым в рамках федерального государственного контроля качества образования.
Для лиц, претендующих на получение статуса эксперта, настоящее руководство дополнено примерным перечнем вопросов для квалификационного экзамена для граждан, претендующих на получение статуса эксперта, привлекаемого к проверкам, проводимым в рамках федерального государственного контроля качества образования (приложение 1).
Согласно части 2 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ мер.
Исходя из указанной нормы, федеральный государственный контроль качества образования осуществляется в отношении образовательных организаций, реализующих: образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (далее - вместе образовательные организации, также юридические лица).
2. Основные понятия, используемые в руководстве
В руководстве используются следующие понятия:
мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) (далее - Минобразования Чувашии, министерство) и привлекаемых в случае необходимости в установленном законодательством порядке к проведению проверок экспертов по рассмотрению документов юридического лица и иной информации об его деятельности;
проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых им товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям;
эксперты - граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения органом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;
федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом N 273-ФЗ, формы промежуточной аттестации обучающихся;
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
3. Основные нормативные правовые акты, содержащие требования к организации и проведению проверки качества образования с привлечением экспертов
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
правила аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 636 (далее - Правила аттестации экспертов);
положение об оплате услуг экспертов и экспертных организаций, а также о возмещении понесенных ими расходов в связи с участием в мероприятиях по контролю, проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2012 N 1311 (далее - Положение об оплате услуг);
административный регламент исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющей переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2017 N 546 (зарегистрировано в Минюсте России 6.07.2017 N 47317) (далее - Административный регламент);
приказ Минобразования Чувашии от 15.12.2014 N 2166 "Об аттестации экспертов, привлекаемых Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики к проведению мероприятий по контролю" (вместе с "Положением об аттестационной комиссии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики для проведения квалификационного экзамена", "Порядком проведения квалификационного экзамена", "Правилами формирования и ведения реестра аттестованных экспертов, привлекаемых Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики к проведению мероприятий по контролю в соответствии с федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") (зарегистрировано в Минюсте Чувашии 20.01.2015 N 2284);
административный регламент предоставления Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики государственной услуги "Осуществляет аттестацию экспертов, привлекаемых Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденный приказом Минобразования Чувашии от 18.12.2014 N 2231 (зарегистрировано в Минюсте Чувашии 23.01.2015 N 2288).
4. Организация и проведение проверок качества образования с привлечением экспертов
4.1. Виды проверок, задачи и предмет проверки качества образования
1. Согласно Федеральному закону N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные. В рамках федерального государственного контроля качества образования проводятся плановые проверки (выездные и документарные).
2. Выездная проверка проводится по месту нахождения образовательной организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности, документарная - по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).
Предметом выездной проверки являются сведения в документах организации, связанные с исполнением обязательных требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и используемые при осуществлении деятельности организации, а также результаты оценки соответствия качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС.
3. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах образовательной организации, а также сведения, содержащиеся на официальном сайте образовательной организации, связанные с исполнением требований ФГОС.
4. Задачами проверки контроля качества образования является оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам ФГОС.
5. Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения указываются в приказе о проведении проверки.
4.2. Мероприятия по контролю качества образования, проводимые с привлечением экспертов
В ходе выездной проверки эксперты привлекаются к следующим мероприятиям по контролю:
оценка знаний и умений обучающихся путем проведения контрольных/оценочных процедур в различных формах;
анализ документов и материалов, характеризующих деятельность организации в части содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС, и установление их соответствия, в том числе анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников организации и анализ качества подготовки обучающихся;
наблюдение за ходом образовательного процесса.
4.3. Этапы планирования и организации проверки качества образования с привлечением экспертов
Решение о привлечении к проведению проверки экспертов принимается по предложению должностного лица органа государственного контроля (надзора), ответственного за подготовку приказа о проведении проверки, в соответствии с особенностями целей, задач и предмета проверки. Последовательность действий лиц, уполномоченных на проведение проверки при осуществлении федерального государственного контроля качества образования, описана в таблице 1 настоящего руководства.
Таблица 1
N п/п |
Наименование этапа организации и проведения проверки |
Действия органа государственного контроля (надзора) |
Положение нормативного правового акта |
1. |
Подготовка к проведению проверки. |
Принятие решения о привлечении к проведению проверки экспертов. Выбор экспертов из реестра аттестованных экспертов. |
Часть 2 статьи 7, части 4, 5, 6 статьи 12, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ |
2. |
Издание приказа о проведении проверки |
Включение в приказ сведений об эксперте: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должности привлекаемых к проведению проверки экспертов. Ознакомление эксперта с приказом о проведении проверки. |
|
3. |
Подготовка к проведению проверки |
Оформление гражданско-правового договора с экспертом (далее - договор) с указанием мероприятий по контролю (задания). Определение совместных действий, направленных на реализацию целей и задач проверки, определение обязательных требований, установленных правовыми актами, подлежащих проверке. |
|
4. |
Проведение проверки с привлечением эксперта |
Проведение мероприятий по контролю в соответствии с приказом о проведении проверки Организация и координация деятельности экспертов в ходе проверки. Проведение экспертизы экспертом в соответствии с договором. |
|
5. |
Обработка и оформление результатов проверки |
Оформление акта проверки с приложением экспертного заключения, подготовленного экспертом. |
Часть 3 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ |
6. |
Приемка - сдача услуг эксперта. Оплата услуг эксперта, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю расходов |
Формирование сведений об объеме выполненных работ экспертом (акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), документы, подтверждающие произведенные расходы по проезду и проживанию, связанные с исполнением обязательств по договору). |
Часть 5 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ; Положение об оплате услуг. |
4.4. Права и обязанности эксперта, привлекаемого к мероприятиям по контролю качества образования
1. Эксперт, привлекаемый к мероприятиям по контролю, обязан:
1) провести проверку лично, в установленный срок, качественно и в полном объёме;
2) лично подготовить и представить лицу органа государственного контроля (надзора), уполномоченному на проведение проверки, экспертное заключение;
3) не позднее 5 рабочих дней после завершения проверки передать министерству:
подписанный экспертом акт сдачи-приемки услуг;
документы, подтверждающие произведенные расходы по проезду и проживанию, связанные с исполнением обязательств по договору;
4) не разглашать сведения, полученные при проведении проверки;
5) представлять министерству письменные разъяснения по вопросам и действиям, связанными с проведением проверки, не позднее 3 рабочих дней с даты предъявления соответствующего требования;
6) в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих участию в проверке, незамедлительно сообщить об этом министерству (лицу, уполномоченному на проведение проверки);
7) в случае возникновения судебных споров по результатам проверки доказывать обоснованность своих действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
8) представлять по требованию лица, уполномоченного на проведение проверки информацию о ходе исполнения оказываемых услуг;
9) соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального Закона N 294-ФЗ.
Ограничения при проведении проверки перечислены в разделе 4.7 настоящего руководства.
2. Эксперт, привлекаемый к мероприятиям по контролю, вправе:
1) получать от министерства информацию, необходимую для реализации мероприятий по контролю (выполнения задания);
2) получать вознаграждение и возмещение расходов, непосредственно связанных с проведением проверки, в порядке и на условиях, установленных Положением об оплате услуг и договором.
4.5. Ответственность эксперта, привлекаемого к мероприятиям по контролю качества образования
1. Эксперт несет ответственность за указание в экспертном заключении недостоверных сведений; нарушение порядка и сроков проведения мероприятий по контролю; разглашение сведений, ставших ему известными в ходе проведения мероприятий по контролю.
2. Согласно части 1 статьи 19.26 КоАП РФ дача заведомо ложного заключения экспертом при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
4.6. Права и обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора)
1. При проведении проверки должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано:
1) принять надлежащим образом исполнение экспертом обязательств по договору в соответствии с условиями договора;
2) выплатить эксперту вознаграждение возместить эксперту расходы, непосредственно связанные с проведением проверки, в порядке и на условиях установленных Положением об оплате услуг и договором.
2. При осуществлении государственной функции должностные лица органа государственного контроля (надзора) имеют право:
а) посещать образовательную организацию при предъявлении копии приказа министерства о проведении проверки и служебного удостоверения;
б) запрашивать от образовательной организации документы и иные сведения, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, по вопросам, подлежащим проверке;
в) знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, осматривать территорию, а также используемые образовательной организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование;
г) проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;
д) проводить оценку знаний и умений обучающихся путем проведения контрольных/оценочных процедур в различных формах;
е) проводить беседы с обучающимися образовательной организации, их родителями (законными представителями), работниками образовательной организации по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними обучающимися проводятся в присутствии их родителей (законных представителей);
ж) проводить анализ информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) вправе:
1) требовать от эксперта исполнения обязательств в соответствии с условиями договора;
2) осуществлять контроль за ходом исполнения обязательств по договору, соблюдением сроков их исполнения согласно условиям договора;
3) отказаться частично или полностью от услуг эксперта в случае выявления неисполнения или некачественного исполнения обязательств по договору, уведомив об этом эксперта письменно;
4) принять меры по прекращению действий аттестации эксперта в случаях, установленных в пункте 19 Правил аттестации экспертов.
4.7. Ограничения при проведении проверки качества образования
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), привлеченные к проверке эксперты не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора) от имени которых действуют эти должностные лица;
2) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;
3) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица;
5) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.