Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 августа 2021 г. N 32749-ОЛ/04
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел в рамках своей компетенции обращение и в пределах компетенции сообщает следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации.
Гарантирующие поставщики обязаны осуществлять установку и эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении многоквартирных домов, а также в отношении всех жилых и нежилых помещений в этих домах, за исключением помещений, которые подключены к электрическим сетям сетевых организаций напрямую, без использования внутридомовых сетей электроснабжения.
Сетевые организации обязаны осуществлять установку и эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей, в том числе в отношении указанных помещений в многоквартирных домах, подключенных к электрическим сетям сетевых организаций без использования внутридомового общего имущества многоквартирных домов, а также в отношении индивидуальных жилых домов.
Отдельное оборудование, установленное в многоквартирном доме и потребляющее электрическую энергию (например, антенны, вышки, иные устройства операторов связи и интернет провайдеров, рекламные щиты на стенах дома) в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации не отнесено к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и, как правило, является собственностью операторов связи и сторонних организаций.
Таким образом, обязанность гарантирующих поставщиков по оснащению приборами учета в отношении такого оборудования отсутствует.
Собственники такого оборудования вправе устанавливать приборы учета электрической энергии самостоятельно по согласованию с лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В настоящее время Жилищный кодекс Российской Федерации не относит помещения в зданиях многофункциональных комплексов, используемых гражданами для проживания (далее - апартаменты), к жилым помещениям, а сам многофункциональный комплекс не является многоквартирным домом. В связи с чем на апартаменты не распространяются нормы жилищного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, предусмотренные для создания объектов жилого назначения.
Следовательно, у гарантирующих поставщиков отсутствует обязанность установки приборов учета электроэнергии в отношении апартаментов.
Исходя из положений статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", полагаем, что установка и эксплуатация приборов учета в отношении таких помещений должны осуществляться собственниками апартаментов самостоятельно.
В отношении здания многофункционального комплекса, присоединенного к электрическим сетям, установку приборов учета должна осуществлять сетевая организация к объектам электросетевого хозяйства которой присоединено здание (п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Многоквартирным домом согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В жилых домах блокированной застройки отсутствует общее имущество, характерное для многоквартирного дома, а именно помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, технические этажи и т.п., а соответственно и потребление коммунальных ресурсов при использовании и содержании общего имущества. Вследствие этого, жилые дома блокированной застройки не являются многоквартирными домами и могут быть отнесены к жилым домам. Такой подход нашел отражение в правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также иных арбитражных судов (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 15636/13 по делу N А41-5150/11, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 N 10АП-21555/2017 по делу N А41-27773/16).
Таким образом, в соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" установка приборов учета электроэнергии в жилых домах блокированной застройки должна осуществляться сетевыми организациями.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора |
О.А. Лещенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гарантирующие поставщики не обязаны оснащать приборами учета отдельное оборудование, установленное в многоквартирном доме и потребляющее электроэнергию (например, антенны, вышки, иные устройства операторов связи и интернет провайдеров, рекламные щиты на стенах дома). Собственники такого оборудования вправе устанавливать счетчики электроэнергии самостоятельно.
Гарантирующие поставщики не обязаны устанавливать приборы учета электроэнергии в отношении апартаментов.
В отношении здания многофункционального комплекса, присоединенного к электросетям, приборы учета должна устанавливать сетевая организация.
Приборы учета электроэнергии в жилых домах блокированной застройки должны устанавливать сетевые организации.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 августа 2021 г. N 32749-ОЛ/04
Текст письма опубликован не был